"Москва слезам не верит!"

Jun 20, 2015 08:03

Я как раз закончила слушать очередную аудиокнигу, так что спешу поделиться впечатлениями!

"Москва слезам не верит" Валентин Черных

Валентин Черных написал сценарий к фильму, который все знают и многие любят. Для меня он был в некотором смысле судьбоносным :). Мы с моими двумя лучшими подругами еще в старших классах решили, что это фильм о нас -- и "накаркали", как говорится :)). Одна уехала в Москву и вышла замуж за замечательного парня, который оказался алкоголиком. Два раза они женились и два раза разводились. Но увы, так и не сложилось. По характеру моя подруга -- точь-в-точь Людмила :). Другая подруга вышла замуж и родила двух детей, как и полагалось по сюжету. Правда, тоже потом развелась, но это уже мелочи. ;) Я же, как было велено, стала матерью одиночкой. Причем вполне сознательно. Я даже дочку хотела Александрой назвать, но в тот мой момент мой собственный папа Александр жутко обиделся, что его обманули и подсунули очередную девочку вместо вожделенного мальчика, и не подходил к внучке месяца три. Я обиделась и назвала дочку Настей :).
Гогу своего я ждала честно, и была вознаграждена, даже двадцать лет ждать не пришлось, только десять. :)
Фильм нежно люблю до сих пор, и Настю научила любить, и Кевину показала с английскими субтитрами. Периодически его пересматриваю.

Увидела аудиокнигу в Литресе и захотела послушать, тем более что в описании говорится, что кинороман был написан через четырнадцать лет после выхода фильма, и в нем есть новые подробности и новые герои. Очень интересно стало.

Книга не разочаровала. Новые герои, которых в фильме не было, и те, что были, но играли роли проходящие, эпизодические, вписались в историю очень гармонично. И не покоробило новое знание того, что у Людмилы, например, с юности и до конца был любовник, старший ее на много лет, работавший в органах КГБ, и иногда незримо вмешивающися в судьбы трех подруг. Незримо, ненавязчиво, но судьбоносно. Академик -- дядя Катерины -- и его жена, их отношения и отношение к племяннице тоже вполне жизненные и понятные.
Вообще же, первая часть (первая "серия" фильма) написана не спеша, со множеством подробностей -- описана первая брачная ночь Антонины и Николая, например, очень живо и не пошло. Описаны любовники Катерины -- ну что ж, мы догадывались, что они у нее были, и толку от них было мало. Одного-то в фильме нам даже показали :). Немного удивляет описание политический веяний времени -- ну так книга написана в девяностых, это вполне естественно. И то, что люди "на местах" помогали Катерине подниматься по карьерной лестнице, и кое-какие ее "ходы" по их советам и поддержке... Конечно, картинка, нарисованная в фильме, если подумать, не такая уж правдоподобная: как бы Катя одна-сама прошла с маленьким ребенком на руках через все перепетии, чтобы стать директором завода.
Что НЕ понравилось -- это постоянный отсыл автора в будущее: " Катерина не знала, что пройдет двадцать лет, и..."
"А двадцать лет спустя они будут... " " никто не мог предположить, что через двадцать лет..." -- и все в таком духе. Очень сбивает с ритма. Да, мы все прекрасно знаем то, чего не знает Катя и ее подруги -- ЧТО именно произойдет с ней через годы. Знаем прекрасно, лучше самих себя, но зачемоб этом постоянно напоминать? Идет повествование, вливаешься в историю и ее ритм, начинаешь чувствовать то, что и герои -- в каждой хорошей книге, каждом хорошем фильме, которые не раз перечитываещь и пересматриваешь, всегда переживаешь заново, погружаешься, переживаешь, как в первый раз... И тут тебя автор выдергивает из этого мира и "успокаивает", либо " предупреждает". И это бесит! :)

Вот на прошлой неделе я про Стивена Кинга писала, и его "крючочки", которые цепляют и поселяют тревожное ожидание. Так у Кинга это тонко : "Я тогда и внимания не обратил, а стоило бы...", -- и до конца не знаешь, что же оно предвещало, а у Черныха бесит! :))

Ну и политика опять. Понятно, что в девяностые, наверное, когда все еще в памяти было "свежо", без нее было автору не обойтись. Но уж такие все в романе умные! Все все понимают, все все знают, предсказывают на раз и перестройку и будущее. Мужики, как правило -- а тетки с раскрытым ртом слушают и не могут поверить. При этом несколько раз в книге упоминается, как вся страна на экранах телевизора разглядывает лицо больного Брежнева --и гадает: "ну когда же?! И что потом?." И в конце книги Брежнев, "наконец", умирает. Как будто нам именно это важно в финале такой истории!
Вторая часть ( "серия") по сравнению с первой смазана тоже. Да, и в фильме нам Гогу особенно много не показывали. Но все же благодаря Баталову, наверное, в фильме он получился яркий, выпуклый, такой, что все его полюбили и зауважали, не только Катерина и Александра. А в киноромане ему уделено, кажется, внимания меньше, чем любовнику Людмилы, кгб-шнику Еровшину! Обидно.

И все же, мне понравилось слушать. Когда-то я бегала по книжным магазинам в поисках книги "Зависть богов". Так мне понравился фильм, я одно время просыпалась под него по утрам: включала, едва раскрыв глаза, и не могла оторваться, все смотрела, смотрела... :) Не знаю, почему. Мне казалось, что он мне тоже что-то предсказывает, этот фильм. И когда я узнала, что есть книга, я ее рванула покупать. Обегала все книжные магазины и лотки, нашла! Прочитала за один вечер книгу, и... Отнесла ее в библиотеку, подарила. Долго не могла отделаться от мерзкого чувства даже не разочарования, а какого-то подлого обмана. Так вот --"Москва слезам не верит" в этом плане меня не подвела. Захотелось снова пересмотреть фильм :)

книги, почитаем?

Previous post Next post
Up