О книжках

Feb 17, 2015 11:37

В "Мы пишем" был вопрос о роли взрослых в детских книгах. Я вот такой комментарий там оставила, а вы как думаете?

Напишу, как ребенок, воспитанный исключительно книгами ( ну, почти:) ).
Кто у нас в большинстве детских книжек главный герой? Неужто пионер-отличник, послушный и прилежный? Совсем нет. Отчаянные искатели приключений, горячие головы, ищущие справедливости, хулиганы с богатым внутренним миром. :)) И постоянно противостояние взрослым ( редкий взрослый, понимающий и поддерживающий ребенка --ГГ-- становится Очень важной персоной, играющей ключевую роль в становлении характера. Пусть даже в воспоминаниях ребенка, совершив хотя бы один важный поступок, поддержав его. Но вмем остальным приходится противостоять, доказывать что-то, что-то скрывать... Иначе они все только портят.
Я очень люблю книги, на которых росла, и современные --написанные моими сверстниками -- тоже.
Но я была сложным ребенком для своих родителей или учителей, наверное, как раз потому, что вот это противостояние ощущала всегда. Искала "того самого" крутого взрослого -- и разочаровывалась, не находила. И -- пряталась, скрывала, мечтала убежать из дома, искала приключения и острые ощущения в опасностях: чтобы у меня все было, как в книжках. Разумеется, хорошо учиться у меня не стояло в приоритетах :).

Из книг -- вот у меня Фрэнк очень полюбил "В стране невыученных уроков " Гераскиной. Аудиокнигу слушал перед сном три месяца подряд, выучил наизусть. :) Я заказала бумажный вариант и заодно узнала, что существует целых два продолжения. Обрадовалась, заказала.
И вот: в первой книге родители -- нормальные, советские родители: мама гонит за уроки и не любит гвозди в карманах у сына. Целует его редко -- и он редко зовет ее "мамочка", и оба понимают, почему. Бабушки других героев упоминаются также "нормальные" -- одна решает за внучку задачки, другая провожает внука в школу.

Побывав в Стране невыученных уроков, вкусив опасностей, увидев, к чему приводит безалаберность, мальчик меняется. И мама рада, и учительница слушает его рассказ о Стране и оставляет ребятам самим выбирать -- верить или не верить.
Кстати, прочитав бумажную книгу, мы с сыном разочаровались -- там все эти важные моменты почему-то вырезаны. Аудиокнига на Литресе содержит полный вариант.
А когда мы начали читать продолжение... Сын-то ничего не понял, а у меня осталось очень гадкое чувство. Родители узнают о Стране ( а они счастливы, между прочим, что сын стал читателем и отличником и дарят ему на день рождения собаку за эти заслуги) и... Папа расстраивается, ругается и "хлопает дверью" . Мама беспокоится и предлагает отвести мальчика к детскому психологу. Директор школы просит его помочь перевоспитать двух двоечников, а услышав о Стране, которая помогла мальчику, злится и кричит, что не желает слышать об этой ерунде...

Вот что это, зачем?.. Попытка автора стать современной, приблизить читателей к реальности?.. Зачем?.. При том, что мальчик продолжает регулярно водить в Страну товарищей на "перевоспитание". Так что ну их, этих взрослых в детских книжках, если уж они не умеют себя вести.

А "Манюня"-то задумывалась, как книга для выросших сверстников, потому родители, учителя и Ба там узнаваемы и любимы... Не знаю, что вынесут дети из рассказов о них, может, и вовсе читать не станут, пропустят, как описание природы? :))

книги, литературный флешмоб, заметки графомана, Фрэнк, Сто не моих рассказов

Previous post Next post
Up