Школьная жизнь моего ребёнка как то сильно отражается на мне. Моя вовлечённость в учебный процесс выше, чем я ожидала и мне бы хотелось, но на то есть серьёзные причины: от сложностей в усвоении материалом непосредственно ребёнком, до скучной и порой недостаточной подачи материала. Поэтому для себя (даже самой интересно это будет по изучать) и возможно для будущего, сохраню некоторые ссылки:
10 полезных ресурсов для подготовки к олимпиадам по литературе
В новой рубрике победители и призеры олимпиад будут рассказывать о сайтах и книгах, которые помогли им при подготовке к соревнованиям. В первом выпуске советами делится трехкратный победитель заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по литературе Михаил Кипнис.
http://olimpiada.ru/article/766 Книги
Гаспаров М. Л. «Снова тучи надо мною…» Методика анализа. Программная статья-заметка, открывающая курс лекций Гаспарова по анализу художественного текста. В ней изложены принципы так называемого «имманентного» анализа, то есть не выходящего за пределы конкретного произведения. Эта статья вошла в сборник «Ясные» стихи и «темные» стихи», к которому тоже можно обращаться.
Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста. Монография Лотмана дает представление о другом методе анализа текста ‐ структурном, который позволяет рассматривать произведение в контексте, в системе вызываемых им ассоциаций. Особого внимания заслуживает практическая часть с разборами стихотворений поэтов разных эпох, от Батюшкова до Заболоцкого.
Эйхенбаум Б. М. Как сделана «Шинель» Гоголя. Классический образец анализа прозаического текста малой формы. Помимо концептуального подхода к гоголевской повести, статья дает представление о некоторых принципах нарратологии, то есть теории повествования.
Шкловский В. Б. Искусство как прием. Программная статья Шкловского, манифест формальной школы, по праву считается одним из выдающихся текстов русского литературоведения.
Хализев В. Е. Теория литературы. Признанный учебник в своем жанре, за неполные двадцать лет выдержавший уже шесть изданий. Несмотря на вузовский уровень, может быть интересен широкому кругу учащихся. Рассчитан на углубление и систематизацию знаний в области теории литературы.
Холшевников В. Е. Основы стиховедения. В этой книге излагаются история и теория стиха, объясняются фундаментальные понятия, связанные со стиховой речью. Подробно разбираются строфика, метрика, рифма. Можно пользоваться как справочником.
Полезные интернет-ресурсы
Проект Arzamas. Пожалуй, главный научно-популярный литературоведческий интернет-источник в настоящее время. Разнообразие материалов на нем, кажется, не имеет границ. Листайте таблицы, решайте тесты, читайте интересные факты о, казалось бы, хорошо знакомых произведениях и открывайте новое. Смотрите видеокурсы, в записи которых принимают участие известные современные литературоведы и талантливые преподаватели.
Школа юного филолога. Раздел «Библиотека» на этом сайте предлагает подробный список полезных для олимпиадника-филолога трудов, пособий, учебников и сборников, а также памятки по анализу прозаического и поэтического текста.
Гильдия cловесников. Здесь собрана большая подборка заданий филологических олимпиад (раздел «Олимпиады»), а в «Литературоведческом словарике» можно найти статьи в жанре «просто о сложном», понятно объясняющие литературоведческие и культурологические реалии. Также на сайте размещают анонсы событий, которые могут быть интересны молодым словесникам.
Сто лекций с Дмитрием Быковым. Проект, в котором известный писатель и литературовед Дмитрий Быков предлагает свои интерпретации знаковых произведений русской литературы XX века. Будьте внимательны ‐ это авторский взгляд, часто не совпадающий с традиционным восприятием писателей и поэтов. Но чему точно можно учиться у Быкова ‐ умению говорить о литературе небанально и живо.