Строительство в Париже российского духовно-культурного центра застопорилось. Мэр Парижа Бертран Деланоэ назвал дизайн этого центра посредственным, заметив, что в интересах России отказаться от проекта, который «негативен для ее имиджа».
Напомним, что в январе 2010 года Россия приобрела за 70 млн. € участок неподалеку от Эйфелевой башни площадью 4,2 тыс.кв. м, выставленный на продажу министерством финансов Франции. На участок также претендовали Саудовская Аравия и Канада, но он достался России. Эксперты не исключают, что предоставление земли в центре Парижа было одним из условий соглашения о закупке Россией французских вертолетоносцев «Мистраль».
«Это должно было стать символом России, решающим моментом, который подчеркнет культурные и дипломатические амбиции страны», - писала лондонская The Times о проекте российского культурного центра.
По итогам состоявшегося в Москве конкурса на лучший проект культурного центра победа была присуждена французскому дизайнерскому бюро Sade Sarl, который возглавляет выходец из Одессы Мануэль Нуньес-Яновски. По его проекту на участке должны быть возведены православный храм, административные помещения для епархии, многопрофильные залы и аудитории для семинарии, общежитие для семинаристов, библиотека. В центральной части участка предполагалось разбить большой сад. Сам Нуньес-Яновски объяснял концепцию так: «Этот храм импортирован, он приземлился. Это - летучая тарелка, которая приземлилась из Москвы прямо в Париж».
Проект действительно приводит в оторопь. С виду он напоминает балдахин площадью несколько тысяч квадратных метров, из которого торчат пять золотых куполов, увенчанных крестами. По мнению многих искусствоведов, проект российского культурного центра выглядит как выставочный павильон с невесть откуда взявшимися куполами, в результате чего вся конструкция напоминает, говоря словами известного знатока древнерусской архитектуры Михаила Ильина, «гигантское перевернутое вымя». С этим согласны и многие клирики РПЦ, в частности, протоиерей Владимир Переслегин заметил, что «храм, затянутый заплесневелой паутиной - это сознательное издевательство и над Православием, и над русским зодчеством».
По иронии судьбы совсем недалеко от того места, где предполагается строительство российского духовно-культурного центра, располагался павильон СССР, построенный по проекту архитектора Бориса Иофана к всемирной выставке 1937 года. Павильон был увенчан величественной скульптурой Веры Мухиной «Рабочий и колхозница». «То, что навеки запечатлеется в памяти парижан, венчая этот праздничный город, достигая высоты небес, - писал французский журналист Филипп Ламур, - это гигантская статуя павильона Советов, в которой молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу».
Но времена изменились и на смену «Рабочему и колхознице» пришли золотые купола, накрывающие культурный центр России плотной пеленой.