Утренняя гимнастика в детском саду

Jan 31, 2015 01:42



Утренняя гимнастика активизирует внутреннюю работу органов ребенка.

Поэтому врачи-педиатры советуют мамам делать зарядку с новорожденным малышом.

С возрастом увеличивается нагрузка, продолжительность упражнений.

Правильно подобранный комплекс утренней гимнастики способен повысить работоспособность, эмоциональный настрой дошкольников.

Важно с раннего возраста приучить ребенка к зарядке.

Она является не только средством оздоровления, но и дисциплинирует, развивает  волевые качества.


Время и условия для проведения зарядки

Утренняя зарядка - обязательная составляющая воспитательной и оздоровительной программы детского сада. Она проводится перед завтраком. Основная цель гимнастики - «разбудить» организм ребенка. Благодаря такой полезной привычке улучшается сон, повышается аппетит.

Обычно, утренняя гимнастика в саду проводится в физкультурном зале. Перед приходом детей помещение обязательно проветривается. Свежий воздух - дополнительный заряд бодрости для растущего организма. В обязательном порядке перед приходом группы моется пол, протирается ковровое покрытие.

Дети занимаются в легкой, удобной одежде. Обычно это шорты или штропсы, футболка. На ногах - чешки. В крайнем случае, подойдут носки с прорезиненой подошвой (чтоб не скользила). Такая обувь не затрудняет движений, в отличие от сандалий. В ней удобно вставать на носочки, пятки, выполнять подскоки.



Для чего нужна зарядка в детском саду?

Зарядка необходима как средство закаливания, профилактика заболеваний. Это организованное начало дня и полезная привычка. Благодаря утренней гимнастике

  • улучшается кровообращение;
  • повышается мышечный тонус;
  • регулируются обменные процессы детского организма;
  • вырабатывается иммунитет к инфекционным, вирусным заболеваниям;
  • поднимает эмоциональный фон.

Кроме того, упражнения утренней гимнастики формируют красивую походку, правильную осанку, предупреждают возникновение плоскостопия. Развивают координацию движений, укрепляют двигательный аппарат ребенка.

Физические упражнения подбираются доступные, в соответствии с возрастом. Поэтому комплекс утренней гимнастики в каждой возрастной группе разный.
Зарядка в младшей группе (3-4 года)

«Игра - главный вид деятельности ребенка». Эту известную фразу претворяют в жизнь опытные педагоги. Поэтому утренняя гимнастика в младшей группе проходит в игровой форме. Под ритмичные стихотворения дети учатся правильно делать наклоны, приседания, прыжки. Выполняют движения с игрушками (мячами, куклами, цветами, султанчиками, флажками).

Под веселую музыку или бубен проводится утренняя гимнастика. Вторая младшая группа, по своим возрастным особенностям, имеет наглядно-действенное мышление. Поэтому при выполнении спортивных упражнений часто используются образные персонажи (прыгаем как зайки, переваливаемся как мишки, летим на носочках как птички).

Малыши активны, неусидчивы. А значит, и утренняя гимнастика в младшей группе проводится то стоя в кругу, то лежа на ковриках, то на четвереньках. Длится весь комплекс упражнений не долго (до 5 минут).



Зарядка в средней группе (4-5 лет)

Дети растут, и утренняя гимнастика в средней группе немного усложняется. Добавляются новые упражнения, зарядка длится дольше (до 7 минут). Дети становятся более самостоятельными, могут сами придумывать спортивные движения с помощью взрослого.

Вводная часть зарядки - легкий бег, ходьба на носочках и пятках. То разминка, в которой используются и игровые движения (маршируем как солдаты).

Основная часть - упражнения с предметами. Атрибутов для проведения зарядки становится больше. В течение года педагоги используют кегли, обручи, кубики, платочки, мячи разных размеров. При этом утренняя гимнастика в средней группе развивает ориентировку в пространстве. Дети самостоятельно могут встать в круг, ходить змейкой. В упражнениях чередуется исходное положение (стоя, лежа на спине, на животе, на коленях, сидя).

Заключительная часть спортивного комплекса - восстановление дыхания, пальчиковые или артикуляционные игры. Упражнения для профилактики сколиоза, плоскостопия, самомассаж.



Зарядка в старшей группе (5-6 лет)

В теплое время года утренняя гимнастика в старшей группе проходит на улице. Разнообразные упражнения на полосе препятствий развивают координацию, ловкость, гибкость. Тренируют мышечную память, умение взаимодействовать в коллективе.

Дети старшей группы могут самостоятельно показывать отдельные движения зарядки. Грамотные педагоги позволяют самым активным ребятам проводить комплекс упражнений вместе со взрослым.

К основным спортивным движениям добавляются перестроения. Так, из общего круга, дети учатся перестраиваться в 2 или 3 шеренги. Пробуют упражнения с гимнастическими палками, скакалками, мешочками с песком. Закрепляют некоторые танцевальные движения - приставной и переменный шаг, подскоки.

Утренняя гимнастика в старшей группе заканчивается мимическими упражнениями, релаксацией. Весь комплекс длится не более 10 минут.



Зарядка в подготовительной группе (6-7 лет)

В этой возрастной группе от дошкольников требуют качество, четкость выполнения спортивных упражнений. У детей уже развита координация, ориентировка в пространстве. Они умеют перестраиваться, ходить врассыпную. Появляются упражнения на «шведской стенке». Отрабатываются приемы поворота налево, направо, кругом.

Комплекс упражнений меняется каждые две недели. Это тренирует внимание, повышает интерес к зарядке. Утренняя гимнастика в подготовительной группе проходит в более быстром темпе. Дети внимательны, умеют проворно переключаться с бега на марш, с общеразвивающих упражнений на игру. Тем не менее, каждое задание выполняется не более 10 раз, чтоб не переутомить юный организм.

Для старших дошкольников комплекс утренней гимнастики включает упражнения на разные группы мышц.

  1. Укрепление плечевого пояса и рук.
  2. Укрепление позвоночника, спины.
  3. Укрепление брюшного пресса, ног, свода стопы.

Длится зарядка не более 15 минут. После нее дети садятся завтракать, готовятся к занятиям.



Комплекс гимнастики в подготовительной группе

  • Легкий бег на носочках, подскоками. Ходьба на месте, на пятках.
  • Наклоны головой в правую и левую стороны, вперед и назад.
  • Поднимаясь на носочки, вытянуть руки перед собой, развести в стороны. Опустить руки по швам, встать на всю стопу.
  • Руки на поясе, наклоны туловища в правую и левую стороны, вперед и назад.
  • Присесть, поднять руки вверх. Встать, руки на пояс.
  • Руки на поясе, махи ногами вперед и назад, в правую и левую стороны.
  • Прыжки на месте.
  • Бег на носочках врассыпную, перестроение в общий круг по сигналу педагога.
  • Ходьба на месте.
  • Поднять медленно руки вверх - вдох, опустить руки - выдох.

Завершить комплекс утренней гимнастики можно подвижной игрой. После нее - релаксация или пальчиковые игры (для восстановления дыхания).
Противопоказания для занятия утренней гимнастикой

Не всем детям рекомендованы упражнения утренней гимнастики. Существует несколько противопоказаний.

Во-первых, болезни опорно-двигательного аппарата.

Во-вторых, заболевания сердца, сосудов.

В-третьих, сильная общая слабость.

Отстранить ребенка от зарядки имеет право врач, медицинский работник дошкольного учреждения.



Зарядка с музыкой

В большинстве случаев утренняя гимнастика в подготовительной группе проходит с музыкой. Под веселый ритм дети активнее двигаются. Если звучит знакомая песня или повторяются слова - дошкольники радостно подпевают.

Музыка добавляет положительные эмоции, поднимает настроение. Появляется ритмичность в выполнении спортивных упражнений. Формируется эмоциональная отзывчивость, образное мышление (низкий регистр - идет медведь, высокий регистр - птичка поет).

Средства музыкальной выразительности развивают внимательность. Слушая мелодию, дети стараются выполнять движения плавно или более четко, быстро или медленно.
Процедуры после зарядки

Для закаливания детского организма, после зарядки необходимо проводить соответствующие процедуры. В некоторых дошкольных учреждениях, после утренней гимнастики, дети занимаются в стопотерапии. Ходят босиком по речной гальке, массажным коврикам. Так задействуются активные точки, которые расположены на стопах. Это отличное средство для профилактики плоскостопия, болезней опорно-двигательного аппарата.

Когда выполнен комплекс утренней гимнастики, детям рекомендуется ополоснуть ноги (до колена) водой комнатной температуры. Это делается для повышения иммунитета, сопротивляемости организма инфекционным заболеваниям.

В домашних условиях врачи-педиатры советуют самостоятельно изготовить специальные коврики. На них нашиваются круглые пуговицы, полоски из шнурков. Посадить на клей бобы, фасоль, горох. Такой общеукрепляющий, профилактический коврик пригодится в семье не только для детей, но и для взрослых. На нем лучше заниматься босиком или в тонких носках - только в этом случае будет эффект от коврика.
Сюжетная зарядка

Начиная с младшего возраста, в детских садах проводится и сюжетная зарядка. В ней весь комплекс упражнений подчинен определенному сценарию.

К детям младших групп, например, может прийти гость (медведь, гном, зайка). Вместе с ним малыши играют, прыгают, бегают. Прячутся от него, догоняют.

Для старших дошкольников больше подойдет путешествие. Они плывут через море, едут на машине, прыгают через лужи, забираются на горы.

В сюжетной зарядке обязательно должен присутствовать логический конец. Например, спасли героя или помогли ему добраться до друзей. Главное - заинтересовать детей, сделать утреннюю гимнастику захватывающей и увлекательной.

мои, спорт, зарядка, дети, дошкольник, детский сад

Previous post Next post
Up