И ещё про самолёты

Dec 08, 2016 00:35

Обратный полёт до Москвы снова вышел любопытным. Наш вылет задерживался, что позволило мне разглядывать аэропорт в иллюминатор и думать о своём. Однако в какой-то момент от раздумий меня отвлекло появление необычного образца техники: к крылу самолёта подъехал автомобиль с закреплённой сверху люлькой, подобной люльке строительного крана. Оператор люльки повернулся в сторону крыла самолёта, посредством гусеничного механизма начал выпускать в сторону крыла некий щуп, который был похож на молекулу воды из школьных учебников химии. Когда щуп добрался до крыла самолёта, оператор стал его поливать! Некоторое время я смотрел на происходящее, разинув рот, после чего кинулся снимать сие действо.



В это время я услышал объявление, в котором говорилось, что самолёт должен пройти противообледенительную обработку. Это объяснило происходящее, но, как легко догадаться, пробудило во мне интерес.

Итак, давайте разбираться. Противообледенительная обработка - процесс, целью которого является удаление замёрзших осадков и/или предотвращение их появления на крыльях самолёта до взлёта. Для удаления снега и льда можно использовать мётлы и щётки, но недостатков у такого способа масса. Иногда вместо этого используют сжатый воздух.
Но у нашего самолёта очищать крылья было не от чего. Я наблюдал процесс физико-химической обработки, суть которого сводится к нанесению на крылья самолёта противообледенительной жидкости. Эта жидкость представляет из себя смесь этиленгликоля, воды, других гликолей и различных добавок, как правило, антикоррозионных, а также загустителей. Наличие этиленгликоля, который широко известен автомобилистам как «незамерзайка», понижает температуру замерзания раствора до -60 градусов. Благодаря загустителям жидкость образует на поверхности плёнку, которая препятствует примерзанию осадков.
Противообледенительную жидкость можно использовать и для удаления уже имеющихся осадков, тогда её распыляют нагретой до 60-80 градусов.

Кстати, удовольствие это не из дешёвых - сама обработка стоит около десяти тысяч + расходы на жидкость. Жидкость стоит примерно 100-150 рублей за литр, а на одну обработку уходит 200-300 литров. Получаем порядка 50 000 за одну обработку. Неудивительно, что изначально авиакомпании неохотно проводили обработку самолёта. В 2012 году потерпел крушение самолёт ATR-72. Причиной падения являлся отказ от противообледенительной обработки, в результате чего наличие осадков привело к ухудшению аэродинамических показателей самолёта. Результатом этой трагедии стала концепция «чистого самолёта», которая предусматривает, что все критические поверхности самолёта (крылья, хвостовое оперение) должны быть свободными от любых осадков.

Оператору устройства (оно называется деайсером) не понравилось моё пристальное внимание к его работе. Комментарии он давать отказался.

химия и жизнь

Previous post Next post
Up