Некоторое время назад посмотрел уже относительно старый (ему более 20 лет) фильм «Цепная реакция» (Chain Reaction). Одной из главных смысловых линий его сюжета выступает идея торможения или даже остановки технического развития (по сюжету некая могущественная корпорация, связанная через создавшие её спецслужбы с государственной системой и финансируемая из госбюджета, пытается не допустить внедрения прорывного изобретения - "мир слишком быстро ускоряется", говорит её представитель). Возможно кто-то не обратит особого внимания на эту сюжетную линию, посчитает её незначительной и второстепенной, имеющей единственную цель придания сюжету логичности, но, например, мне она сразу бросилась в глаза, поскольку по происходящим в мире изменениям да и даже по некоторому личному опыту вижу, что проблема эта более чем актуальна.
Как раз в период, очень близкий к году выхода фильма, профессор, который в то время вёл у нас на первом курсе лекции по химии, рассказывал, что уже давно создан материал для производства «вечных» женских колготок, которые никогда не рвутся, но в производство и продажу такие колготки никогда не пойдут, поскольку это очень быстро сделает ненужным производство колгот - все купят себе по несколько «вечных» и больше не будут нуждаться в новых. И поэтому этот материал дозированно, в небольшом количестве добавляется в тот материал, из которого традиционно делают колготки, проводя каждый раз громкую рекламную кампанию с упором на фантастическое повышение прочности колготок. И в тот момент я удивился, а потом впервые задумался об этой проблеме именно как проблеме, которую маркирует эта история, если не воспринимать её как не отдельный забавный случай, а видеть за ней что-то более глобальное. И, кстати, в фильме звучит примерно такое же обоснование - что станет с миром, если позволить внедрить все прорывные решения и технологии? Куда девать массы освободившихся людей? И коллапс экономики гарантирован. С одной стороны эти опасения справедливы, перечисленные угрозы вполне реальны, вопрос вроде бы неоднозначный, и те, кто тормозит прогресс, уже не выглядят исключительно злодеями. Но с другой стороны в этом случае всё общество оказываемся заложником нежелания разрушать сложившийся порядок вещей, и не допускает ничего, что могло бы его поколебать, даже то, что потенциально, в перспективе, могло бы вывести человечество на совершенно новый уровень развития. Т.е. те, кто принимает решения по торможению или в перспективе остановке прогресса выступают консерваторами в худшем смысле этого слова. И главное заложником, а точнее жертвой такого подхода, страха перед эксцессами, становится мировой технический прогресс, что лишает человечество перспектив развития, ставя крест на самой этой возможности, а значит лишит и будущего.
Для понимания того, насколько такой взгляд отражает реальность и не является ли всё это художественными фантазиями сценаристов, давайте оглянемся назад, на ожидания людей 100-150-летней давности. В тот период на фоне научно-технической и промышленной революций и небывалого ускорения технического прогресса возникло ощущение очень скорого наступления эры всеобщего счастья в технологизированном мире, и эти ощущения и ожидания нашли своё отражение в зародившемся в то время жанре научной фантастики. А резкий старт и скорость развития техники и технологий вселили уверенность в том, что в дальнейшем прогресс продолжит двигаться по экспоненте. И ещё в первой половине ХХ века эти ожидания вполне оправдывались: только в начале века появились первые летательные аппараты, и уже чуть больше чем через полвека - уже полёт в космическое пространство, при том что в течение нескольких предыдущих тысячелетий человеческой цивилизации управляемые полёты оставались только мечтой человека. Это был действительно резкий рывок в развитии. И так происходило во всех областях человеческой деятельности. А что происходит сейчас? Темпы прогресса сохранились?
Причём, чтобы ответить на эти вопросы, нужно понимать, что прогресс - это не просто выпуск новых гаджетов или новых моделей бытовой техники с чуть улучшенными функциями. Настоящий прогресс подразумевает появление принципиально новых, прорывных технологий и открытий, позволяющих сделать резкий скачок в развитии, подняться на принципиально новую его ступень. Чтобы понять, каким бы мог быть наш мир на сегодняшний день и насколько он отличается от реального мира, достаточно посмотреть, какие открытия в разных областях науки и техники ожидались нашими предками и были отражены в произведениях фантастов, описывавших наше время. К наиболее ожидаемым открытиям можно отнести методы значительного увеличения продолжительности жизни, антигравитацию, управляемый термоядерный синтез, создание двигателей, позволяющих перемещаться в космосе со скоростью, близкой к скорости света, мгновенное перемещение в пространстве (телепортация). Всё это присутствовало в произведениях фантастов 20-го века, но не стоит списывать их все на полёт писательской фантазии: в произведениях писателей 19-го века, того же Жюля Верна, присутствовали идеи, столь же смелые для своего времени, сколь перечисленные идеи выглядят фантастическими для века 20-го. Но вспомните: к началу 20-го века все идеи, казавшиеся фантастикой в веке 19-м, были воплощены в жизнь. А вот с реализацией идей 20-го века почему-то не складывается, хотя при сохранении темпов развития науки и техники эти открытия уже должны были быть сделаны...
И главное, что помимо технического прогресса есть ещё прогресс исторический, прогресс человечества, помимо развития техники есть ещё вопрос развития человека, и все они неразрывно связаны между собой. Так что происходит с историческим прогрессом и развитием человека в условиях искусственного торможения технического прогресса?
Одна из главных ценностей теории Маркса в том, что он, проанализировав прешествущую историю человечества, вывел некие универсальные исторические законы, позволяющие делать прогнозы дальнейшего хода истории, и указал на факторы, которые к этим изменениям приводят (я говорю о его теории классов). На судебном процессе над Георгием Димитровым он сказал судившим его фашистам: "Колесо истории вертится, движется вперед, в сторону советской Европы, в сторону Всемирного союза советских республик. И это колесо, подталкиваемое пролетариатом под руководством Коммунистического Интернационала, не удастся остановить ни истребительными мероприятиями, ни каторжными приговорами, ни смертными казнями. Оно вертится и будет вертеться до окончательной победы коммунизма." Когда он говорил это, образ колеса истории выглядел абсолютно оправданным, время представлялось как однонаправленная дорога, движение по которой идёт всегда в одну сторону под воздействием прогресса, отсюда и возникло понятие "стрела времени". И в силу этого все законы общественного развития рано или поздно будут неизбежно работать, а марксизм утверждает, что при таком развитии человечество неизбежно придёт к коммунизму, поэтому Димитров делал вышеуказанное утверждение с абсолютной убеждённостью, а не просто произносил красивые слова. И, кстати, впервые как о реальном историческом проекте о повороте истории впять, возврате в некий Золотой Век как точку максимального расцвета человечества, начали говорить именно фашисты, поэтому одним из важнейших аспектов схватки между коммунизмом и фашизмом была борьба за Историю, за право человечества на прогресс. Эта борьба носила буквально метафизический характер, и наша Победа не дала проекту поворота истории шансов на воплощение в реальность. Но времена изменились, и они скорректировали некоторые наши представления, но не в том смысле, что представления Маркса оказались ошибочными, а в смысле рассмотрения времени и истории как вечного прогресса. Оказалось, что целые страны и народы можно искусственно погружать в хаос и варварство, т.е. фактически отбрасывать на предыдущие ступени исторического развития - для примера достаточно посмотреть на то, в каком состоянии находятся Ирак, Ливия, отчасти Сирия (где с нашей помощью пока сопротивляются окончательной победе этого процесса). Всё это говорит о том, что некие силы на Западе сделали вывод о правоте теории Маркса и для предотвращения предсказанного им развития событий начали вносить коррективы в ход Истории, а единственный способ сделать это - остановить прогресс, и с этой целью создали силы, главной задачей которых выступает борьба с прогрессом, его активное отрицание, с учётом этого их можно назвать силами контрмодерна (поскольку изначально для модерна одними из главных ценностей были прогресс и развитие). Но сейчас (по злой иронии истории) именно прогресс оказался главным врагом капитализма, поскольку в силу открытых Марксом законов развития общества при естественном ходе истории рано или поздно он будет смещён коммунизмом с исторической арены (когда к власти придёт новый исторический класс, способный осуществлять исторический прогресс в отличие от предшествующего класса, потерявшего такую способность), так же как когда-то сам капитализм принял историческую эстафету у феодализма, а тот в свою очередь оказался более передовым, чем рабовладельческий строй. И у капитализма появилась задача прервать этот процесс, поскольку в результате него он неизбежно должен будет уйти в исторические небытие, потеряв власть и уступив место чему-то новому, более прогрессивному. А терять власть капитализм категорически не хочет, не хочет настолько, что в своей борьбе за власть в мире готов пожартвовать половиной этого мира, более того, судя по действиям США в мире, он легко расстанется даже с 90 процентами насления планеты.
История как всемирный процесс немыслима без прогресса, история - это всегда движение от простых форм организации человеческого общества к более сложным (и вследствие этого получающим более широкие возможности по сравнению с предыдущими формами). В случае остановки или отмены прогресса как явления история неизбежно закончится, переход к более развитым и совершенным формам человеческого общества станет невозможен. И в этом случае человечество погрузится в состояние безвременного прозябания без надежны и без будущего - можете хотя бы представить себе масштаб этой катастрофы?
Итак зафиксируем: ещё 20 лет назад во всю шли разговоры о замедлении прогресса, причём обсуждалась искусственность этого замедления, и тогда эта тема отражалась даже в кинематографе, но в течение этого периода к сегодняшнему дню разговоры об этом прекратились совсем, проблема полностью ушла из общественного сознания. Смотреть вперёд, в будущее стало "немодно". Но человек, который не смотрит вперёд, смотрит себе под ноги, он замыкается на себе, становится индивидуалистом и занимается только собой, исключая себя из общественной жизни - так не в искусственном ли взращивании индивидуализма как раз одна из целей таких изменений в информационной сфере?
Главное преступление капитализма как системы отношений - поощрение неразвития человека и постепенное введение полного запрета на его развитие. Речь разумеется не об отдельных людях (всегда будет оставаться элита, которую учат в престижных учебных заведениях), а об обычном рядовом гражданине, среднестатистическом члене общества, о человеке как явлении. Взамен развития капитализм делает ставку на погружение человека в круговорот развлечений и потребления, и это органическое свойство капитализма, поскольку его главная цель - максимизация прибыли, а прибыть хорошо растёт только в обществе, максимально ориентированном на потребление эмоций (чем по сути и являются развлечения) и вещей. Развитие человека капитализму неинтересно, более того, мешает ему, поскольку образованный человек хуже потребляет, становится более разборчив, да ещё часть сил и времени тратит на своё развитие, отнимая их у процесса потребления, что с точки зрения капитализма является неоправданным и недопустимым расходованием впустую ценных ресурсов, в идеале он хотел бы забрать у человека все 100% этих ресурсов. Именно об этом
говорит доктор физико-математических наук, академик РАН Владимир Арнольд, который плотно общался с коллегами из других стран и знал западное общество не понаслышке:
"Американские коллеги объяснили мне, что низкий уровень общей культуры и школьного образования в их стране - сознательное достижение ради экономических целей. Дело в том, что, начитавшись книг, образованный человек становится худшим покупателем: он меньше покупает и стиральных машин, и автомобилей, начинает предпочитать им Моцарта или Ван Гога, Шекспира или теоремы. От этого страдает экономика общества потребления и, прежде всего, доходы хозяев жизни - вот они и стремятся не допустить культурности и образованности (которые, вдобавок, мешают им манипулировать населением, как лишённым интеллекта стадом)."
В итоге в условиях капитализма большинство людей не просто не развивается, а именно деградирует, погружаясь в пучину потребления и ища всё более экстремальные и жёсткие развлечения, поскольку стандартные в какой-то момент перестают приносить удовлетворение. Главным двигателем капитализма становится скука, в целях умножения прибыли капитализм заинтересован в создании человека скучающего. А скука и развитие человека несовместимы, скука требует компенсации в виде развлечения, и на этом всё закачивается до следующего приступа скуки, развитию тут места не остаётся, на него элементарно нет времени.
Итак, на данный момент мы имеем ситуацию, когда прогресс в одних областях искусственно замедляется (как например в технической), а в других просто превращается в регресс (как в отношении развития человека). Ну и каковы перспективы человечества в этой ситуации?