По наводке товарища
rjadovoj-rus ознакомился со вчерашним сюжетом «России 24» по поводу недавно повешенной в Санкт-Петербурге доски А.Колчаку. Сказанное в нём так возмутило и разозлило, что не могу не отреагировать.
Click to view
Сюжет посвящён двум событиям - осквернению доски Колчаку (её закрасили чёрной краской) и суду по поводу законности её установки. При просмотре в первую очередь бросается в глаза однозначно благожелательный и защитный по отношению к Колчаку тон сюжета. В нём только один раз упомянули о причинах негативного отношения граждан к Колчаку, из-за которых они и применяют нецивилизованные формы выражения своего недовольства, в частности закрашивание доски (которому в сюжете даётся гневная отповедь). И из рассказа некой Зинаиды Курбатовой следует, что фигура Колчака очень позитивная, и учёный он, и полярный исследователь, и герой Японской и Первой Мировой, и какие-то учёные нам это объясняют, а недалёкие дикие ватники граждане всё равно ничего не понимают и оскверняют его доски. Но самое смешное и позорное заключается в том, что всё это преподносится так, будто есть два разных человека: один тот, которого описывают все вышеперечисленные эпитеты, и именно ему посвящается эта доска, и другой, который был участником белого движения и Гражданской войны, и к нему эта доска не относится. В своём желании обелить преступника эти находящиеся во власти антисоветчики выплёскивают своё раздвоение сознания (в медицине называемое шизофренией) на головы наших граждан через подконтрольные им СМИ, причём не на каких-нибудь заштатных, а на центральных каналах телевидения (оцените степень их влияния и высоту занимаемых постов).
А о том, что Колчак - преступник, которого отказался реабилитировать даже российский суд (значительно более благожелательный к врагам коммунистов, чем в советское время),
писалось уже неоднократно, для законопослушных граждан это должно было уже стать аксиомой. Но глава города Полтавченко, официально разрешивший установку памятной доски преступнику, видимо считает себя выше российских законов, раз он подписывает такие разрешения. Если говорить о Колчаке по существу и на основе исторических фактов, а не псевдопримирительских фантазий, то во-первых, фраза "русский офицер" неприменима к нему ещё с конца 1917 года, поскольку с этого времени он
уже был британским офицером, а позднее
стал двойным агентом американцев. Во-вторых, по поводу твёрдости его принципов, его отношения к чести офицера, верности присяге и прочих с его точки зрения глупостях подробно написано
здесь и
здесь. А о его художествах по отношению к гражданскому населению (за которые он собственно и был осуждён, казнён и так и не реабилитирован)
рассказывают его союзники-интервенты.
Адвокат Барсуков, защищающий интересы истцов, оспаривающих законность установки доски - единственный высказывающийся критически по отношению к Колчаку человек, чью прямую речь вставили в сюжет, и при этом вставили именно тот её кусок, который звучит наименее убедительно (потеря веры в добро и справедливость, к которым он аппелирует - всегда более слабый аргумент, чем факты, и очевидно, что он приводил и их, но показали именно этот кусочек - и это сразу вскрывает однобокий и заказной характер сюжета). Остальные говорящие головы принадлежали либо сторонникам установки, либо как бы нейтральным "примирителям". И наиболее показательным было выступление некоего Олега Шевцова (метка
2:23). Общий смысл сказанного можно описать фразой «обидели мышку, написали в норку»: дескать некие негодяи хотят получать лёгкий пиар на порче досок, а собирать деньги, работать, получать согласования было сложно (т.е. люди не отношение своё к Колчаку выражают, а "пиарятся" - никаких других вариантов человеческих побуждений данный пациент видимо не представляет, в его мире есть только пиар, и точка). Ну если ты такой принципиальный и идейный, если уверен, что Колчак, которого ты считаешь героем, несправедливо обделён знаками памяти (при том, что минимум половина страны так не считает) - ну так борись, отстаивай свою позицию (например в
проходящем сейчас суде), а не хнычь. А относительно того, кем является хныкавший на камеру персонаж, подробно рассказано в заметке политолога Натальи Елисеевой "
Старые враги на новый лад".
Официальными инициаторами установки доски выступила некая организация "Белое дело", созданная писателем А.Гаспаряном (он же вёл в ЖЖ блог
beloedelo). Сейчас этот блог удалён, видимо скромняга застеснялся своей слишком явной засветки в нём и попытался подчистить следы, но "гугл всё помнит" благодаря вовремя сделанным скриншотам:
Что представляет собой это "Белое дело", хорошо видно из
небольшого расследования. Правда в заголовке точнее было бы говорить не о соседстве, а о точном совпадении, когда одни и те же люди исполняют несколько ролей, числясь одновременно в нескольких организациях (а как ещё может объясняться факт одного и того же помещения обеих организаций?) - очевидно, что "Белое дело" просто одна из официальных ипостасей всё того же НТС.
По ходу сюжета Курбатова к вопросу доски Колчаку зачем-то приплела Тухачевского и Дзержинского (иллюстрируя односторонний по её мнению подход к выбору целей для порчи), и обосновала "неоднозначность" первого из них
давно опровергнутым мифом о подавлении Тухачевским восстания тамбовских крестьян с помощью отравляющих газов (есть и
подробный разбор этого мифа на основе исторических документов, но нашим разоблачителям всё нипочём). А "Железный Феликс" просто и без затей обозван "неоднозначным персонажем" - и незачем это обосновывать, приводить ещё какие-то факты, зачем? Идите, "борцы за историческую справедливость", и нападайте на доски Тухачевскому и Дзержинскому! Вообще это очень похоже на не особо завуалированное и почти нескрываемое науськивание антисоветчиков на эти доски - дескать идите и отомстите, отплатите своим политическим противникам той же монетой. В общем прозвучало это крайне подло.
Но больше всего меня поразила логическая концовка сюжета, она стоит того, чтобы привести её дословно (метка
4:07):
«А ведь доска вешается на дом для того, чтобы сообщить: здесь жил тот или иной исторический персонаж, ВОЗМОЖНО НЕОДНОЗНАЧНЫЙ (выделено мной). У горожан это должно развивать любовь и интерес к отечественной истории».
Логика офигенная. Давайте же скорее в соответствии с ней повесим доску на доме, где жил Гитлер (точнее предложим немцам это сделать, интересно, что они ответят?), ведь личность хоть и неоднозначная, но ведь интереснейшая (да ещё и художник опять же), и привлечению внимания людей к истории будет способствовать, да и просто повысит туристическую привлекательность: уже предвижу, как любители нацизма будут массово стекаться к ней со всего мира, чтобы почтить память своего кумира и иметь возможность для возложения цветов (как в приведённом в сюжете примере про самодельные доски Гумилёву и Ахматовой, которые правда никого не убивали в отличие от того же Колчака).
А почему так получается? Да потому что из всех звучащих в сюжете рассуждений исключена всего одна составляющая - этическая (как было там дословно сказано «сейчас в России нет твёрдых законов о том, кому можно установить доску, такие законы были в Советском Союзе» - сплошная цензура в общем, а сейчас же свобода!). Единственным критерием, позволяющим получить разрешение на размещение памятного знака, объявляется известность и интересность человека, а его роль в истории (даже негативная, официально зафиксированная судом) как бы уже не имеет значения. Все исторические деятели становятся просто историческими деятелями, с них снимается этическая оценка их деятельности, все они становятся равны. Ну так тогда пример с Гитлером рано или поздно станет реальностью как неизбежное и логическое следствие применения такого подхода (а не дерзкой фантазией, как могло показаться).
Кстати история с этой доской - яркий пример применения технологии "окон Овертона". Сначала повесили доску Маннергейму, но его поклонники в его защиту хотя бы могут заявить, что в советское время он официально не осуждался, и Нюрнбергский трибунал не назвал его военным преступником (и неважно, что он участвовал в блокаде Ленинграда с севера и устроил
массовую резню русских в Выборге в 1918-м, причём как красных, так и белых, т.е. фактически это был геноцид, причём жесточайший, вот исторические свидетельства:
раз,
два,
три). Потом под напором общественного негодования (и из-за того, что доска была повешена абсолютно незаконно, без получения соотв. разрешений, несмотря на что на её открытии присутствовали руководитель Администрации Президента (на тот момент) Иванов, министр Мединский и др.) доску Маннергейму переместили в музей, и тут же повесили эту доску Колчаку (на этот раз уже по официальному разрешению Полтавченко, что вызывает очень серьёзные вопросы к нему). Понятно же, куда ведёт эта цепочка? Следующей будет доска генералу Власову: раз военным преступникам уже можно вешать доски (о чём красноречиво сказало разрешение доски Колчаку), то что мешает отметить доской интересную (хотя конечно неоднозначную, но ведь это неважно!) историческую личность по фамилии Власов?