28/08/2014
Предприниматель создал уникальный проект в сфере HoReCa и повысил туристическую привлекательность Нижнего Новгорода благодаря… социальной сети Facebook.
«Кофехостел» - без преувеличения атмосферное и интересное место;даже не хостел, а оригинальная концепция отеля, размещенного в фабричном здании. Идея предпринимателя, рожденная в пространстве социальной сети и реализованная в Нижнем. Повторю: не в Лондоне. В Нижнем. (Здесь все представили российскую индустрию гостеприимства. Не особо, правда? Значит, помимо хостела приходится развивать и местный туризм, ведь без гостей заведению не прожить.)
Стоит заметить, что Дмитрий Кузин не предполагал стать отельером. Год назад он просто увлекся предложением открыть хостел и начал действовать - так и действует по сей день. Говорить ему особо некогда, но мы все же побеседовали.
Читайте интересные и честные ответы человека, который действительно пользуется Facebook для развития офлайнового бизнеса, где KPI и графиками перед клиентом не помашешь - им подавай нормальный сервис.
- Расскажи свою историю.
10609417_10202401953118862_6020779506186874007_n- Так случилось, что на 39 году жизни и на 20 году предпринимательства мне предложили открыть на пару с приятелем хостел. Что такое хостел - я не имел никакого представления, однако где-то в душе зрела мысль, что на старости лет в Хорватии, на побережье, я открою небольшой отельчик. Мне очень интересно заниматься индустрией гостеприимства, но в тот момент я считал, что это очень сложно, поэтому небольшой отель на побережье, работающий полгода ежегодно - самое то.
Сейчас скажу, что мнение моё изменилось: индустрия гостприимства - это не очень сложно. Это архисложно. Если не испытываете страсти к обслуживанию других людей - лучше не начинайте.
Итак, год я занимался практическим изучением хостелов. А именно - ездил по всей стране, останавливался в хостелах, подмечал, что нравится и не нравится лично мне. Что бы я сделал иначе.
Год ездил, пришла пора сделать. Планировал я маленький хостел с одним партнёром, а вышел большой и с другим. Сейчас, на пороге своего 41 года, скажу, что проект получился. Мы прошли через очень тяжёлый кризис недофинансирования, проект сменил инвестора и развивается с утроенной силой.
- Если бы не было Facebook, то…
- И этого проекта не было. Ибо тема хостелов меня не интересовала, а, как я писал выше, отельчик в Хорватии на пенсии никакого отношения к Facebook не имеет. Натолкнул на тему меня приятель из Facebook, идеи я тестировал тоже тут, рассказывал и о плохом и о хорошем тут же.
(Автор: Я помню, как Дима у себя в профиле делал опросы аудитории - что нравится и что не нравится в российских хостелах, что плохо и хорошо у него, чего не хватает, можно ли пускать домашних питомцев… дискуссии разворачивались бурные.)
- Что важнее для продвижения проекта в соцсетях - живой владелец или просто бренд?
- Если у тебя есть сильный бренд, то можно не заморачиваться работой с аккаунтом живого владельца. Тебя обязательно заметят и так. Правда, скорее всего, будут больше «мочить».
Работать через бренд в социальных сетях - это научиться отвечать на вопрос: «А вот если так? Что он предпримет?». Любая оплошность вызовет вой набежавших троллей. Живой владелец - другая история. Но и другой охват. В какой-то момент тебе может показаться, что ты охватил весь интернет, тебя все знают (но не обязательно все любят). А потом ты встречаешься с приятелем в своём городе, который не знает не только твоего хостела, но и того, что же такое хостел - и наступает время холодного душа. Впрочем, это нужно и правильно.
- Помогает ли страничка компании и как? Что эффективнее - страничка лица компании или страничка самого проекта, и что для чего служит, по-твоему? Я вижу, что чаще всего ты «отчитываешься» на своей страничке, а «Кофехостел» в основном анонсирует официальные моменты, акции, этапы развития.
- Когда любят тебя - нужно быть лицом компании и нести её идеи «в массы». Тут ты и компания - это одно и то же. Моя страница в Facebook это подтверждает. Кого-то это будет злить, кто-то «отфрендится», потому что «читать тебя неинтересно - только о работе и пишешь».
А как не писать, если это часть моей жизни? У кого-то котики и сиськи, у кого-то еда, а у меня вот - хостел. Так бывает. И следят до поры до времени не за хостелом, не за экскурсиями или чем-то там ещё. А конкретно вот за тобой - Димой Кузиным. Который делает что-то интересное (или какое-то дерьмо, кому как видится).
И только вот когда ты понимаешь, что твой бизнес оторвался от тебя, стал жить сам по себе, на страничке хостела началась такая вот «настоящая» брендовая движуха, и общающиеся там не знают, кто тут от имени страницы отвечает, вот тут уже можно и перестать писать о хостеле в личном профиле. Если сможешь, конечно. Ну, во всяком случае, аспект писания должен измениться.
- Как часто есть смысл постить на странице проекта и у себя в профиле? Зависит ли это от этапов развития проекта?
- А хрен его знает. Пиши, если пишется. Молчи, если молчится. Нет решений, нет советов.
- Как насчет «ВКонтакте», «Одноклассников», LinkedIn и так далее? Ты с ними работаешь? Каковы результаты?
- «Одноклассники» и LinkedIn - за пределами моего внимания. «ВКонтакте» очень хочу охватить - там моя аудитория. Но вот я не понимаю этот ресурс и не умею с ним работать. Наверное, толком получится уже на стадии бренда, о чём я писал выше. Очень здорово ещё сладиться с Forsquare, Instagram и Twitter. Но я пока не Шива.
- Важен ли англоязычный контент? Хотел бы ты видеть его у себя?
- На данном этапе скорее нет, чем да. Аудитория слишком мала, чтобы увлечь человека из Аргентины каким-то «Кофехостелом». Хотя один поклонник марки у нас есть в Южной Америке:)
- Что важнее - соцсети или медиа, СМИ? Что оказало больше влияния на твой бизнес и как?
- Они разные задачи выполняют. Медиа заметят тебя в социальных сетях, причём «большое видится на расстоянии», поэтому местные СМИ заметят тебя в последнюю очередь.
А на результаты бизнеса пока, конечно же, публикации в традиционных СМИ оказывают большее влияние. А попадание на Первый канал равнозначно выпавшему zero. Ты обязательно сорвёшь большой куш. А вот любовь и приверженность ты завоюешь именно в социальных сетях. Ну и на рабочем месте, конечно же.
- Как меняется имидж места и города, насколько и каким образом это зависит от промо в соцсетях?
- Я не социолог. И не могу однозначно ответить, почему Нижний Новгород вдруг стал снова интересен гостям города. Именно вдруг. Копилось, копилось, копилось - взорвалось. В этом году в городе - туристический взрыв. В отдельные выходные гостям не хватает мест в гостиницах, хостелах и квартирах. Социальные сети, безусловно, поспособствовали этому.
У каждой социальной группы свой срез трастовости. Кто-то поверит телевизору, кто-то интернету, а кто-то просто случайно приедет, чтобы обнаружить, «опа, а тут под боком шикарный город для отдыха». Что сработало больше - AlfaFuturePeople или социальные сети? Туристические компании или профиль Димы Кузина? А фиг знает. Да и стоит ли меряться трастовостью? Главное, что меняется имидж места, и Нижний Новгород уверенно растёт в контексте туристического потока. Теперь это важно отработать на месте, создать желание вернуться, показать город как место, куда хочется возвращаться. Город настоящего гостеприимства.
(Автор: Может, потому что я житель Facebook, но узнать о Нижнем Новгороде, заинтересоваться местом, съездить туда и приехать еще раз меня побудила именно социальная сеть.)
- Соцсеть - это инструмент. Какой это инструмент, по твоему мнению?
- Мощный инструмент доверия и фейка.
- На что можно рассчитывать хостелу в Facebook в плане результата, эффекта, пользы? На что можно рассчитывать в букинг-сервисах? Недостатки того и другого?
- Хм. Продажи через Facebook организовать сложно. Во всяком случае, контекстная реклама по соотношению «затраченное время - полученный результат» гораздо лучше. Но брендинг! Он создаётся не в контекстной рекламе.
А букинг-сервисы, конечно же, дают продажи сразу и много. Многие совершенно замечательно обходятся без соцсетей. Мне просто нравится быть в Facebook.
- Промоакции. Смысл, выхлоп, суть? Как часто ты делаешь прямо в соцсетях и доволен ли?
- Я не умею делать промоакции.
(Автор: Здесь Дима поскромничал: умеет. Я помню несколько успешных акций, включая скидку на бронь номеров через страничку в Facebook.)
- Что-то (в смысле промоакций и рекламы) ты делал только через Facebook. И как?
- Слушай, ну не о том ты спрашиваешь. Ну какие промоакции и реклама в Facebook? «Макдональдс» с «Бургер Кингом» могут охватить достаточную для этого аудиторию, я не могу. Facebook - это брендинг и немного продажи. А в первую очередь - это социальные связи, знакомства, быстрые деловые контакты и видимость.
- Ты двигаешь довольно тугую сферу. И ведь двигаешь, как я вижу. Давай, делись опытом как первопроходец: что бы ты посоветовал делать и что не советовал людям, которые сдуру (ой, прости) влезли в российскую индустрию гостеприимства и этих наших интернетов в глаза не видели?
- «Русское поле экспериментов». Ну чего на нём делать? Экспериментировать.
Сказать себе:
Задача 1. У меня нет денег, поэтому приходится думать. Что мне сделать без денег. Не посадить ли алюминиевые огурцы? Алюминий дорог. Вычёркиваем. А что тогда? Берём книгу Ии Ишимнецкой или Алекса Левитаса, или Игоря Манна. И вперёд, пункт за пунктом. Кроме тех, которые не подходят тебе по духу. Их пропускаем.
Задача 2. У меня появилось немножко денег, которые не жалко потерять. Раскладываем их на десять кучек и проводим десять экспериментов. Не посадить ли алюминиевые огурцы? Дорого. Вычёркиваем. Из десяти кучек одна сработала так, что окупила все десять посадок, а в остальных кучках вырос хрен? Хрен консервируем, а к сработавшей кучке выкапываем ещё девять, из других экспериментов.
Задача 3. У меня появилось много денег, которые… Нет, нет, алюминиевые огурцы всё равно не нужно. Лучше масштабируйся. Или улучшай продукт.
- Имей ты сегодняшний опыт, что бы ты сделал иначе? Что не стал бы менять - в бизнесе вообще и в маркетинге в частности?
- Иначе… Фарш невозможно провернуть назад. Давай говорить о том, что есть. А есть ещё много работы впереди. Когда нужно поработать над задачей 2 (смотри выше) и продолжать доделывать продукт. А потом может возникнуть Lovemark.
***
Я думаю, Дмитрий Кузин прав: идеальных рецептов для развития реального бизнеса нет. Кроме, пожалуй, страсти, увлеченности, веры и настойчивости.
А Facebook - просто удобное интерактивное медиа, где люди видят тебя и твое лицо, и где многое сильно зависит от твоего умения рассказывать истории перед реальной группой людей и вовремя реагировать на вопросы, пожелания и внезапный всплеск интереса.
источник