12/08/2014
Маркетинг городов (также используются термин территориальный маркетинг, брендинг мест, брендинг территории) - относительно новый термин, включающий в себя понятия урбанистики, социально-экономической и промышленной политики, национального брендинга, регионального (городского) маркетинга и городской инфраструктуры.
Города конкурируют в региональном и глобальном масштабе в следующих целях:
привлечь инвестиции,
привлечь туристов,
сформировать креативное сообщество и привлечь таланты,
генерировать надежность и стабильность в глазах инвесторов,
продвинуть государственную идеологию внутри страны (национальное влияние) и за ее пределами (международное),
организовать в глобальном масштабе эффективное партнерство с другими городами, государственными и частными исследовательскими организациями и университетами, частными компаниями,
создать эффект «города происхождения» для товаров и услуг,
приумножать гордость жителей города: способность фокусировать местную гармонию, уверенность и решимость.
Именно поэтому принципы бренд-стратегий все чаще заимствуются из мира бизнеса и применяются для городского развития, редевелопмента и повышения качества жизни.
Брендинг городов основывается на стратегическом подходе к социально-экономическому и промышленному развитию региона, активизации связям с общественностью. Брендинговый подход развития города предполагает, что изменение имиджа - непрерывный, целостный, системный, согласованный и широкомасштабный процесс, требующий гораздо большего, чем быстрая смена или внедрение логотипа или слогана города. Брендинг города гораздо больше, чем рассказ истории города всему миру.
Если социально-экономические стратегии и промышленные политики регионов (областей) и городов стремятся наилучшим способом применять ограниченные ресурсы в сферах с наивысшей вероятностью отдачи, то бренд города - это воплощение этой стратегии. Если городская администрация не разработала бренд города, значит разрабатываемые стратегии не сфокусированы. Понимание сути бренда города стимулирует более высокий уровень координации и коммуникации, а также последовательность и непротиворечивость государственной политики.
Репутация и имидж бренда города - это та лупа, через которую рассматривается информация и одновременно критерий оценки решений. Шаблонный подход городской администрации к брендингу городов неверен и непрактичен.
Муниципальные органы управления и городские власти наиболее часто используют следующие инструменты развития бренда городов:
Качественное государственное управление и целостный подход к планированию города
Диверсифицированное развитие
Социальная прироготива (политика)
Оживление местной экономики за счет наращивания креативного класса (ученые, исследователи, архитекторы, писатели, представители профессий, создающих новые идеи, технологии и креативный контент)
Город-привлекательное место для проживания / удовлетворенность жителей
Внутренние инвестиции
«Взгляд туриста»
Насыщенная культурная жизнь
Многостороннее государственно-частное партнерство
Близкое взаимодействие с заинтересованными лицами (владельцы собственного бизнеса, инвесторы, некоммерческие организации, жители, студенты, сообщества по интересам, туристы и гости.
Призма культуры питания
Новые зеленые зоны и сельскохозяйственный урбанизм
Надежная, понятная и последовательная схема коммуникации с целевой аудиторией
Онлайн-брендинг городов
В стратегию бренда городов закладываются инструменты государственно-частного партнерства: системность и репрезентативность; прямая вовлеченность резидентов города в разработку бренда города; долгосрочность планирования и отношений; единение и одинаковое видение; разделение ответственности; взаимное доверие; согласованность и вовлеченность всех заинтересованных лиц; инвестиции вовлеченных лиц в бренд; установление целевых показателей, подтвержденных серьезными исследованиями; измерение эффективности брендинговой стратегии (например, уровень удовлетворенности жителей).
источник