10-11 декабря 2011 в Орле состоялось неординарное для города событие - стратегическая сессия по разработке бренда областного центра. Повод к проведению подобного мероприятия более чем ясен - грядущее 450-летие нашего «крылатого» города.
В течение двух дней в обсуждении возможных вариантов имиджа Орла приняли участие около 200 человек, среди которых можно было встретить представителей студенчества, преподавателей вузов, общественных организаций, областной и городской администраций, культурной общественности города.
По словам московского гостя и одновременно соорганизатора события Константина Гаранина, являющегося специалистом по маркетингу территорий, проект по разработке бренда Орла начался с вопроса в одной из групп Facebook «Что вы знаете про город Орел?»
Константин Гаранин:
- Кто-то называл орловских рысаков, кто-то ассоциировал Орел с птицей, кто-то называл его городом-героем, Первого салюта. Однако, большинство в группе ответило: «Ничего». К слову сказать, это не страшно. Просто в нашей голове не живет большинство городов мира и нашей страны в частности. Мы посмотрели стратегические документы по Орлу, концепцию брендинга. Стало понятно, что, как и в большинстве городов, в Орле нет понимания того, чего же город хочет, кто он, что он? Как он желает себя выразить через 4 года?
Бренд города - это возможность на сегодняшний момент повысить капитализацию территориальных ценностей. Капитализация - это не деньги. Это гордость за место, где ты живешь, это желание приехать и работать в этот город, а не в какой-либо иной. Это готовность инвестировать в эту территорию. При этом мало сказать - мы такие-то, важно создать то, о чем мы говорим. Бренд невозможно просто поселить в городе, он должен приживаться людьми.
Собираться открытым сообществом людей и говорить о родном городе, используя так называемый краудсорсинговый подход, - одно из самых прогрессивных явлений в Российской Федерации.
Святослав Мурунов, руководитель стратегии Пензенской области, преподаватель Пензенского ГУ, познакомивший орловцев с разработками по изменению городской среды, которые он с коллегами внедряют в Пензе.
- Процесс создания бренда города - это долгосрочная перспектива, результаты которого могут и не получить его инициаторы.
Совместные обсуждения и подпитка теорией по маркетингу территорий лекциями приглашенных в Орел специалистов помогли сформировать собравшимся несколько концепций брендирования «крылатого»:
- Орел - город-гнездо, место, где уютно, тепло и хочется отдохнуть.
- Орел - творческий инкубатор. В нашем городе живет большое количество творческой молодежи, деятельность которой необходимо направить в созидательное русло.
- Орел - город индивидуальных летательных аппаратов. Городу с «летающим названием» вполне можно создать крупный аэропарк, возродив территорию бывшего аэропорта, развивать малую и личную авиацию.
- Орел - литературная столица, которая не только славится своим историческим прошлым, но также проводит крупнейшие литературные форумы, ярмарки и другие события. К слову, победителем конкурса PR-проектов, посвящённого 450-летию основания Орла «Город глазами молодых», который оргокомитет юбилея проводил в этом году, стал Владимир Петрунин с его работой «Орел - третья литературная столица».
Мнение эксперта Константина Гаранина:
- Со стороны горожан в восприятии Орла депрессивных настроений нет. Только разумный конструктив. Правда, заметно недовольство тем или другим в городе. Но это естественно. С другой стороны, есть определенная стереотипичность. Например, орловцы называют одним из преимуществ города его историчность. Но надо сказать, что это - преимущество большинства городов России. Сейчас человеку для того, чтобы посетить то или иное место, нужны гораздо большие основания, чем эта пресловутая историчность (явление, безусловно, важное, но, как я уже сказал, свойственное многим городам).
Стоит отметить, что суждения, которые мы рассматривали на сессии, довольно-таки поверхностные. Потому что времени было мало.
Мы отметили мощный культурный пласт в Орле и стремление орловцев ему соответствовать. За словом «город литераторов» скрываются не только имиджевые вещи, но также вполне экономические. На этом можно делать долгосрочные инвестиционные программы.
Много было суждений наивных. Например, создание из Орла города-университета. За этим должны стоять огромные инвестпроекты, складывающиеся 10-летиями. Можно быть городом с большим количеством студентов, но стать студенческим городом - это совсем другое.
Задачей этой сессии не было создание какого-то конкретного креатива. Это только первый запуск механизма. Сейчас мы подняли проблему. Этот процесс только запускается.
Вопрос в том, хотят ли жители этого города изменений.
Материалы, которые были подготовлены группами в ходе проведения сессии, проходят обработку, в результате будет сформирован ряд предложений для муниципальной и региональной исполнительной и законодательной властей. Обсуждение же вариантов стратегий будет продолжено на интернет-ресурсе проекта - www.orelbrand.ru. Опубликовать итоги события орловские организаторы обещали уже на следующей неделе.
Автор: Оксана Полуничева
источник