Воронеж.Взгляд приезжего

Mar 18, 2015 22:26

Оригинал взят у ttweak в Воронеж.




16,5 часов в плацкарте на поезде № 105А, и я на месте. ЭП1М-747 - новый электровоз, 2012 года. И вагон был новый. РЖД в моих глазах стремительно теряет имидж аттракциона "back in the USSR".



Вокзал. Здание построено после войны на месте взорванного немцами. Территория перед ним огорожена, попасть туда можно только через специальные пропускные пункты с рамками и сканерами - как в аэропорту.

Привокзальная площадь хаотично заставлена таксистами, маршрутками и автобусами дальнего следования. Меня сходу попытались отправить в Москву, еле отбился.



В центре площади стоит генерал Черняховский, который освободил Воронеж в 1943 году.
Этот памятник был спасён воронежцами из Вильнюса в 1991, где его собирались уничтожить благодарные за освобождение литовцы.
Стоимость проезда в маршрутке не может не радовать.

Приехал я нерано, поэтому нужно было поторопиться посмотреть центр города вдоль и поперёк, пока не стемнеет. Погода совершенно не отличалась от питерской, хотя я забрался на тысячу километров южнее - лёгкий минус и полное отсутствие солнца, мрачновато. Главной проблемой сразу стал лёд под ногами, который волнами намерзал на тротуарах похоже с самого начала зимы. Сверху этот лёд был утрамбован месивом из грязи и снега, которое на многих улицах никто не убирал. Передвижение по такой поверхности получилось очень небыстрым и травмоопасным.

Если идти от вокзала прямо, то через несколько сот метров будет круглая площадь с футуристической молекулой ДНК в центре:


Памятник советской науке.

В сквере рядом с советской наукой расположена главная городская доминанта - Благовещенский собор. Он построен в 2009 году и имеет огромные размеры (85 метров в высоту собор и 97 метров колокольня), поэтому в кадр его уместить оказалось непросто.



Перед собором стоит памятник первому воронежскому епископу Митрофану (святому) в окружении ангелов.
Считается, что он благословил Петра I на строительство Санкт-Петербурга, где в честь него был построен собор. Собор снесли большевики, но в топонимике города остались Митрофаньевское кладбище, улица, шоссе, путепровод и мост.

просто так прохожие:


Как потом оказалось, негров в Воронеже проживает необъяснимое количество. Дружба народов.



Вот и собор. Внутри фотографировать не велено, а также все бояться террористов (и правильно делают), а я тут с рюкзаком и фотоаппаратом. Сразу приковал внимание охраны и был вытеснен наружу.

Зато какая прекрасная у собора ограда:




Новый собор в Воронеже, вопреки современной традиции строить храмы на месте ранее снесённых, построен сам по себе. Правда был в Воронеже и исторический Благовещенский собор - на его месте сейчас стоит Воронежский государственный университет. Будет ли РПЦ сносить университет для восстановления храма? Это было бы концептуально.



Иду через исторический центр города по улице видного воронежца Фридриха Энгельса.

Воронеж - город-миллионник (наименьший из 15 на данный момент). Основан в 1586 году как крепость на южных рубежах Русского царства. В 1696-1711 годах в Воронеже строился первый в истории России военно-морской флот, чтобы воевать против турков на Азове. В 1715 году Воронеж стал центром губернии. С 1774 был перестроен по регулярной планировке, утверждённой Екатериной II.
Во время Войны город был уничтожен более чем на 90% и затем фактически отстроен заново. Поэтому туристам, воспитанным на Золотом кольце России, тут будет скучновато.



Мастер парковки.
На многих остановках общественного транспорта созданы все условия для проведения досуга - можно посидеть, перекусить, положить денег на телефон. Ещё я видел установленные на остановках мониторы и динамики, из которых лилось что-то бодрое, яркое и звучное - реклама или может новости какие, чтобы народ радовать. Говорит ли это о чрезмерно больших интервалах движения?

Вообще с транспортом в Воронеже творится что-то нездоровое. Трамвайное движение в 2009 году куда-то внезапно испарилось, троллейбусов мало, автобусы ходят такие, что хочется на них повесить таблички "музейный" и брать деньги за просмотр. Зато разномастных маршруток ходит сколько угодно.



Любая стена - доска объявлений.



С табличками с названиями улиц и номерами домов в Воронеже особо не заморачиваются. Чаще всего их просто нет. Зато где ещё можно так просто узнать инвентарный номер дома?



В самом центре города в жилую застройку впихнут футбольный стадион на 32750 зрителей (это полтора "Петровского"). Вспоминается анекдот, про "Бабушка, а вы правда живете около стадиона?".
Тут во второй лиге играет команда "Факел", которая в своё время поднималась на почётное 13-е место высшей лиги и дала российскому футболу памятного болельщикам вратаря Филимонова.
А ещё тут один раз играла сборная России. Проиграла.



Эврика! Историческая деревянная застройка.



Усадьба середины 19 века, объект культурного наследия. Состоит под государственной охраной. Заметно.


Привычная для центра Воронежа картина - за невысокими советскими домами вздымаются высоченные башни новостроек.
На улицах дорогие машины, строятся элитные квартиры - десятилетие дорогой нефти докатилось даже до Воронежа.
Интересно, в теперешних условиях достроят ли?



Не понятно.



Репертуар: Николаев, Винокур, Алиса, Ани Лорак, Кобзон. Найди лишнее. Хотя по мне так всё гармонично.

Первый экспонат моего виртуального музея:


Автобус датской фирмы DAB (на шасси Volvo B10M-60) 1983 года выпуска.
Справа забавный тандем: самая первая и самая последняя модели АвтоВАЗа.

Тут подошло время отвлечься мне от воронежских реалий чтобы зачекиниться в съёмной квартире.



Квартира мне досталась шикарная и с урбанистическим видом на тот самый стадион.

Иду бродить дальше:


Улица Чайковского.

Центр Воронежа - это несколько параллельно-перпендикулярных улиц между железной дорогой и высоким берегом Воронежского водохранилища. Я выхожу на главную улицу Центрального района - проспект Революции (она же Большая Дворянская улица). По ту сторону проспекта сразу бросается в глаза комплекс памятников на площади Победы, которая почему-то находится где-то во дворах главпочтамта:


Обелиск с орденом Победы. Пешеходного перехода вблизи не наблюдалось, поэтому сходить на площадь я решил когда-нибудь позже.



Наконец-то переход. Без светофора с таким движением - негуманно.

Вид на проспект:


В центре самое впечатляющее здание в городе - сталинское Управление ЮВЖД с 70-метровой башней.



Тут был Калинин.

Город Воронеж изобилует различными мемориальными досками в стиле "На этом месте стоял дом" или "В этом здании кто-то выступал". Это похоже на острое желание наполнить историей город, в котором истории сохранилось исчезающе мало.



Дом офицеров.
Это здание олицетворяет судьбу всего города: построено как женская гимназия в 1875 году, после революции перестроено до неузнаваемости в конструктивистский Дом Красной Армии, почти полностью разрушено в Войну, затем восстановлено в более пафосном виде с новым торжественным фасадом.
Наверняка будет и современная реконструкция под запросы текущего времени.



Называется "определи город по фотографии". Вот он наконец, островок сохранившегося и отреставрированного 19 века (здание гостиницы купца Самофалова, 1879).
Этот ракурс можно смело ставить на обложку туристического каталога про Воронеж, чтобы вводить людей в заблуждение.

дом по эту сторону не менее крут:


Здание гостиницы "Бристоль", 1910.



Остановка "Кукольный театр". На заднем плане сидит Белый Бим.



Кто ездит на белой заниженной тонированной Приоре? Воронежские гаишники!

ещё экспонат:


Mercedes-Benz O305 (1967-1987), 1984 г.в.



Кинотеатр "Пролетарий", первоначально "Увечный воин". Старое здание - серый фасад справа (1914), новое стеклянное пристроили в 1969. Главный местный кинотеатр, на жаргоне Пролётка.
Фильмы на любой вкус: Губка Боб в 3D, 50 оттенков Серого, БатальонЪ.

буквально через 300 метров его главный конкурент:


Кинотеатр "Спартак" (1913). Восстановлен в 1955 году в сталинском стиле.



Административный центр города. С 1950-го года носит самобытное название "площадь Ленина".
Слева здание Правительства Воронежской области (1959), прямо каток и Театр оперы и балета (1961).



Плехановская улица - одна из главных городских магистралей. Проложена в соответствии с регулярным планом 1774 года как начало дороги на Москву. На заднем плане со шпилем - здание гостиницы "Воронеж" (1940). На нём 25 января 1943 года водрузили знамя после освобождения города.



Трое часов и шпиль приделали к башне в 1986 году.



Кораблик.

ВИДЕО



Ильич пытается отнять дудку у женщины на крыше театра.
Чумадан на заднем плане - бывшая гостиница "Брно" (1984).





Автобус MAN SL200 (1973-1986), 1985 г.в.

От площади я пойду по Плехановской улице к историческому центру дореволюционного Воронежа.



Дом купца Савостьянова (1770). С 1850-х в здании размещались городские учреждения (магистрат, мещанская управа). Сейчас там находится литературный музей им. И.С. Никитина.
Это самое старое жилое здание, которое я видел в Воронеже. Вообще постройки 18 века там можно пересчитать по пальцам. Плюс есть 1 церковь и 1 колокольня 17-го века. И всё.



Вид по улице Орджоникидзе (Воскресенской), ведущей, соответственно, к Воскресенской церкви (1752).

Абсолютно неинтересная площадь перед университетом:

Бодрый троллейбус. Шарик на заднем плане призывает к глобальному соединению между пролетариями.

Где-то тут в 1580-х годах была заложена деревянная крепость, ставшая впоследствии городом Воронежем, а эта площадь стала его центром. Сначала в 17 веке она была рыночной, потом на ней построили уже упомянутый главный городской собор (Благовещенский). В 19 веке вокруг собора был построен Митрофанов монастырь. После революции монастырь закрыли, а центр города переместился на нынешнюю площадь Ленина.
В 1950-е годы на площади развернули строительство университета и новых жилых домов, снеся все сохранившиеся старые постройки и полностью уничтожив исторический культурный слой. Я не могу придумать к этому никакого логического объяснения.



За университетом начинается крутой спуск с высокого берега к набережной.

вид на ту сторону Воронежского водохранилища:


Муравейник.

Здесь я спускаться не буду, пойду вдоль берега по исторической Вознесенской улице (сейчас ул. Таранченко).



Впереди Никольская церковь (1720). Несколько лет после войны она была единственной действующей в городе.



Здание мещанской полицейской части (1825) с пожарной каланчой (1875).



Среди растущих тут со всех сторон многоэтажек мне посчастливилось застать последние аутентичные жилые домики.



Уходящая круто вниз через частный сектор улица Декабристов. Внизу стоит старейшая сохранившаяся церковь Воронежа - Адмиралтейская (1694). Я подойду к ней позже со стороны набережной.



Уютный такой райончик.



Домик в деревне никому не нужен?



Улица Таранченко внезапно прерывается такой вот лестницей. Внизу я попадаю на улицу Софьи Перовской, которая фактически и есть набережная.



Впереди Чернавский мост (1959, 2009).
Воронежское водохранилище было организовано в 1972 году путём перегораживания плотиной обмелевшей реки Воронеж. Оно имеет среднюю ширину 2 км и длину в 30 км, при этом полностью находится в черте Воронежа. Мелкое и грязное.

ВИДЕО



Нетривиальный жилой комплекс "Белые паруса".



За буксиром виднеется Петровский остров - место, где Петром было создано первое в России адмиралтейство. Точнее от того места ничего не осталось и оно было затоплено водохранилищем, а потом сверху был намыт этот остров.



К набережной пришвартован корабль "Гото Предестинация" - настоящий трёхмачтовый парусник с 32 пушками. Это реплика первого русского линейного корабля, построенного тут по проекту Петра I в 1700 году. Справа видна белая ростральная колонна, установленная в честь 300-летия строительства флота.

Нынешний флот:


Москва-16 (1973). Последний прогулочный катер, оставшийся со времён регулярного пассажирского судоходства на реке Воронеж.



Буксир-толкач "БТ-229" (1978). Раньше толкал по водохранилищу плавучее кафе. Теперь толкает берег.



Лыжник и ЛЭП. Между ними на заднем плане сборочные цеха ВАСО.



Адмиралтейская площадь. В петровскую эпоху рядом с церковью стояли жилые дома и дворцы, сейчас она стоит в чистом поле.



Нынешний корабль "Гото Предестинация" (Божье предвидение) немного отличается от оригинала. Главным образом железным корпусом и дизельным двигателем. Всего на борту должно быть 58 пушек, но для экономии места часть из них выставлена на берегу. Внутри у него есть музей.

Интересно, что после того как Пётр проиграл туркам в Молдавии недавно отвоёванное азовское побережье, оригинальный корабль был продан за ненадобностью. Тем же туркам. Пётр был практичен.



По улице Декабристов поднимаюсь обратно в город.



Каменный мост (1826). Издали кажется, что он через речку, но нет - там улица Чернышевского.

вид с моста:


...темнеет.



Воронежский академический театр драмы имени А. В. Кольцова (1886) в подсветке.



Высоцкий. На бульваре у пересечения Карла Маркса с Фридрихом Энгельсом.



Кукольный театр (1984).



Бим.



Воронеж - культурная столица СНГ. Так то!



ДПСник на Приоре всё стоит.



Пл. Ленина в ночи.



Метановый автобус НефАЗ-5299-30-31. Уникален тем, что он государственный (вроде как бесплатный проезд), современный, экологичный, отечественного производства и абсолютно новый. Но пока редкий.



Философская скамейка: "Китайский язык в Воронеже. Зачем он мне?"



Башня БЦ "Галереи Чижова" - "первый небоскрёб Черноземья".

Вечером пришлось немного поездить по делам и вынужденно заглянуть в спальные районы:


Московский проспект. Справа площадь с большой красной пирамидой посередине.

Всё, на сегодня хватит - я устал и меня ждёт шикарная квартира. Завтра поеду на левый берег.



Используем наконец музейный автобус по прямому назначению.

Продолжение следует...

город, Воронеж, Россия, путешествия

Previous post Next post
Up