Такая коварная информация

Dec 06, 2015 18:46

От информации в сегодняшнем мире нужно защищаться. Раньше (скажем, 100 лет назад) такого не было. Информация в чистом виде - это просто какие-то данные, в какой-то системе. Ты можешь их воспринять, а можешь не воспринимать. Можешь выучить, усвоить - а можешь и не усваивать. Это как объявление на стене - висит себе и висит.

Но современная реклама в интернет - это совсем другое дело. Это не просто информация - это запрограммированная информация, набор каких-то слов и конструкций, специально предназначенных для того, чтобы лишить Вас денег, в обмен на что-то. Такая информация не ведет себя нейтрально - она стремится проникнуть внутрь, воздействовать, заставить что-то сделать.

По-сути, это нарушение свободы воли человека - и как манипуляция, и как просто шум. Шум для мозга, который отвлекает.
И люди, которые занимаются рекламой, придумывают все это, специально разрабатывают способы привлечения внимания, способы завлечения человека на свою траекторию (что означает - способы сбивания с текущего пути). Они вкладывают в это свое творчество, свой потенциал - и рекламные приемы, тексты несут на себе отпечаток своих хозяев.

Здесь возникает интересный этико-философский вопрос:  Когда Вы завлекаете человека куда-то, означает ли это, что Вы намеренно сбиваете его с пути?  По-сути, означает -  это две стороны одного процесса. И если первое может расцениваться как невинная забава, то второе (по-сути) - преступление против свободы воли.
И в этом отношении ПОЗИТИВНОЕ (или только позитивное) восприятие наносит вред, так как не дает полного понимания процесса. "Мы только играли" - скажет позитивист (или позитивистка), и ему может быть невдомек, что от его игр кто-то пострадал (например, спился и умер).
Потому в соответствии с первым (позитивным отношением) - можно, не вредя прямо, вредить косвенно, но называть это все игрой и совестью не мучиться.

А в соответствии со вторым - нарушением свободы воли будет любая попытка влияния, даже мысленная. Вот здесь сразу вспоминаются заповеди.

Исходя из вышеизложенного, реклама - очень неэтичная отрасль, способная наносить прямой вред. И люди, которые вкладывают в это свой потенциал, свое творчество, поступают довольно глупо. А сегодня, с развитием интернета, интернет-реклама и интернет-продвижение -  это гигантская индустрия, на которую работает подавляющая часть фрилансеров. Есть мнение, что потом Вам (кто этим занимается) все это и отрабатывать, когда придет время.

А что до пользователей/потребителей всего этого - то у Вас должна быть своя голова на плечах. Просто спросите себя: "В каком мире я хочу жить?" - и поступайте соответственно.

реклама, мир, этика

Previous post Next post
Up