Почему же министерство просвещения не знает???
Посмотрел я недавний (август 2024) опрос ВЦИОМ. Очень интересно! 1500 респондентов старше 18 лет отвечали на вопросы о российской школе. То есть школьники не отвечали, это не их мнение, а скорее мнение родителей, учителей.
Самый главный вопрос - какие предметы действительно пригодятся детям в будущем. Всегда на первом месте математика - ВЦИОМ приводит данные предыдущих опросов на эту же тему в 2009 и 2019 годах. Сейчас она набрала 54%. Очень разумный ответ. Без математики никак. Опять же - гимнастика для ума.
Русский язык стабильно на втором месте. В этот раз - 47%. Опять же не перестаю восхищаться мудростью отвечавших. Нужно знать русский язык, без него никуда. В последние годы я очень внимательно обращаю внимание на речь собеседников. Если слышу украинизмы в речи абонента, ожидаю услышать очередного телефонного мошенника.
А вот предмет, который неизменно оказывается на третьем месте, меня приятно удивил. Это история - 30%. Ее выбрали точно не из узко прагматичных соображений. Люди считают, что история важна именно как фундаментальное знание, способствующее единству страны, ее стойкости. Сейчас очень многие стремятся приспособить историю под свои нужды, а наш народ хочет сохранить свою настоящую историю.
Далее в списке нужных предметов идут физика, литература, химия, информатика, география, биология, иностранные языки и т.д. И в этом списке нет ни религиозных курсов, ни церковно-славянского. А вы знали, что в РПЦ давно уже раздаются голоса о необходимости изучения в школе этого языка? Некоторые даже считают, что начинать учебный процесс надо именно с него, а не с русского языка. Бред, считаете? Действительно бред.
Не менее интересен следующий вопрос - какой предмет совершенно не понадобится детям в жизни. На первом месте - ОРКСЭ, то есть религия.
Получается, что случайно отобранные ВЦИОМом люди, никакие не профессионалы в педагогическом ремесле, совершенно четко и ясно изложили, чего они хотят от российской общеобразовательной школы. Они хотят знаний по математике, русскому, истории, физике, литературе, то есть по тем предметам, которые они сами изучали в школе. Обратите внимание, в этом списке нужных предметов нет ни одного новоявленного предмета, насильно внедренного в школьную программу. А религии в школе не место.
Почему же так выходит, что непрофессионалы понимают, что нужно, а профессионалы - нет? Может быть потому, что они вынуждены так поступать, потому что на них оказывается давление? Мы все прекрасно понимаем, что курс ОРКСЭ появился в результате многолетней активистов из РПЦ.
Образование - это преимущество нашей страны. Даже сейчас после десятилетий непрерывных ухудшений наша система образования остается на достаточно высоком уровне, выше среднего. Нам нельзя утерять и это преимущество. За последние десятилетия мы слишком много потеряли: и население, и территории, и линии обороны, начинавшиеся на Эльбе, и союзников.
Переходим к главному вопросу - что делать?
Школьная программа перегружена. Надо безжалостно выбросить из нее ненужное. Нужно повысить статус учителя, снять с него бессмысленную объемную отчетность. Надо, наконец-то создать нормальную систему поступления в вузы, при которой абитуриент указывал бы свои приоритеты, и тогда не было бы риска для сильного выпускника вообще не поступить.
Готово ли наше министерство просвещения решать эти вопросы? Думаю, нет. Они слишком сконцентрировались на текущих задачах, забывая о том, что само по себе образование намного ценнее, чем современная политическая повестка.
Вместо сокращения ненужных предметов в программу тащат все новые и новые, но такие же ненужные. Семьеведение - как же это глупо! Обсуждается логика. Логика действительно полезный предмет. Но опыт изучения логики в средней школе был. Тогда от нее отказались. Ее изучают в высшей школе. Наши предки приняли разумное решение. А мы снова наступаем на те же грабли? Так хочется сказать - одумайтесь! К тому же на самом деле математическая логика в школе присутствует. То есть самые основы закладываются. А респонденты в большинстве своем поддержали, потому что не представляют, как это будет выглядеть на практике. Пройдет время, и опять скажут, что не создан хороший и понятный учебник, что нет нужного числа преподавателей. Итак, мы снова получили непродуманные реформы вместо возвращения качественной и надежной системы школьного образования.