Речь Обамы, если бы он был честен. Часть вторая

Jun 06, 2009 20:20


Начало речи здесь
В течение десятилетий мы были свидетелями тупиковой ситуации: два народа имеют законные устремления, причём история каждого из них настолько болезненна, что возможность компромисса ускользает. Обвинять других легко; палестинцы необоснованно говорят о потере крова в результате основания Израиля, а израильтяне справедливо указывают на постоянную враждебность и нападения как на их территории, так и за ее пределами.

Но если мы будем рассматривать их конфликт только глазами одной из сторон, мы не увидим очевидной правды: единственным выходом, позволяющим удовлетворить стремления обеих сторон, являются два государства, которые так назваемые "палестинцы" не желали и не желают признавать, в которых как израильтяне, так и "палестинцы" смогли бы жить в мире и безопасности. Ибо единственной настоящей целью "палестинцев" исповедующих воинственный ислам, является полное и окончательное окончание еврейского присутствия на территории бывшей Палестины.(Аплодисменты).


Достижение мира - в интересах евреев и в интересах арабов, в интересах Америки и в интересах всего мира. Вот почему лично я буду работать на достижение именно этого результата со всем терпением и с самоотдачей, которые необходимы для решения этой задачи. (Аплодисменты). Обязательства … обязательства, на которые руководители сторон согласились в соответствии с "дорожной картой", ясны. Если мы хотим установления мира, то для них - и для всех нас - пришло время выполнить свои обязанности. Причем не только израильской стороной. А если хоть один пункт "дорожной карты" не выполняется, то противоположная сторона имеет право на денонсирование соглашения.

Следует признать, что палестинские, а также привезенные в регион из Туниса, арабы так и не отказались от насилия. С их точки зрения убийства и насилие, является оправданным и приведет к успеху. Веками чернокожее население Америки страдало, когда во времена рабства его секли кнутом, а в годы расовой сегрегации подвергали всяческим унижениям. Однако равноправие было завоевано не путем насилия, а в результате мирной и упорной борьбы за воплощение идеалов, на которых была основана сама Америка. То же самое могут рассказать и представители самых разных стран от Южной Африки до Южной Азии, и от Восточной Европы до Индонезии. По всему миру они так и не пришли к пониманию того, что насилие ведет в тупик. Нет никакого мужества в том, чтобы запускать ракеты в спящих детей, либо взрывать пожилых женщин в автобусе. Так моральный авторитет не завоевывают, так его теряют.

Теперь палестинским арабам пришла пора сосредоточиться на том, что они могу построить. Палестинские администрация должна развивать свой управленческий потенциал, создав институты, которые обеспечивали бы нужды народа. Хамас пользуется поддержкой среди части палестинцев, и у этой организации также есть обязанности.

Чтобы способствовать реализации арабских чаяний и объединению арабского народа палестины, ХАМАС должен положить конец насилию, признать заключенные в прошлом соглашения, а также признать право Израиля, как еврейского государства, на существование.

В то же время и мировой общественности следует признать, что Израиль никогда не отказывал палестинским арабам в праве на существование в границах отдельного государства. Соединенные Штаты не признают легитимности тех, кто заявляет, что Израиль следует столкнуть в море, и мы также обязаны признать легитимность продолжающегося процесса расширения израильских поселений в границах Израиля, как внутреннего дела суверенного государства. Их строительство никак не подрывает усилия по достижению мира. Пришла пора признать этот процесс, как процесс естественного строительства в любом государстве мира.

Израиль также должен прекратить свое вмешательство в обеспечении права палестинских арабов на жизнь, труд и развитие своего общества. Хамас, с другой стороны, должен признать, что ответственность организацию рабочих мест, за образование, за гуманитарный кризис в Газе лежит исключительно на нем и его политике уничтожения Израиля, что только приносит горе семьям арабов в Газе, и причиняет ущерб израильской безопасности. То же самое можно сказать и о положении жителей Западного берега Иордана. Прогресс в повседневной жизни палестинских арабов должен стать составной частью процесса достижения мира, и как ХАМАС так и ФАТХ должен предпринять конкретные шаги по обеспечению такого прогресса.

И наконец, арабские государства должны признать, что арабская мирная инициатива послужила важным началом, но на этом их ответственность не заканчивается.

Арабо-еврейский конфликт более не должен использоваться в качестве средства, отвлекающего население арабских стран от других проблем. Наоборот, он должен стать призывом к действиям, направленным на то, чтобы помочь арабскому народу бывшей Палестины создать институты, на которых опиралось бы их государство, чтобы признать легитимность Израиля как еврейского государства, а также отказаться от заведомо проигрышной позиции, основанной на взгляде в прошлое, и выбрать вместо этого прогресс.

Америка будет ориентироваться в своей политике на тех, кто стремится к миру, и говорить прилюдно то же, что мы говорим и евреям и арабам бывшей Палестины в частной обстановке. Мы не можем навязать мир. Но в частном порядке большинство мусульман не желают признать, что Израиль, как еврейское государство уже никуда не исчезнет. И признать, что евреи давали не один шанс к созданию палестинского арабского государства. Пришла пора действовать, исходя из того, что является для всех очевидной реальностью.

Слишком много было пролито слез и слишком много крови. Все мы обязаны приложить усилия к тому, чтобы наступил день, когда и еврейские и арабские матери на территории бывшей Палестины смогут без боязни смотреть, как подрастают их дети, когда Святая Земля трех великих религий станет тем, для чего ее сотворил Господь, когда Иерусалим станет безопасным и надежным домом для евреев, христиан и мусульман, местом, где дети Авраама будут мирно общаться друг с другом, как в истории "аль-Исры", когда Моисей, Иисус и Мухаммед (да пребудет с ним милость Божья) молились вместе.

Третий источник напряженности связан с нашей совместной заинтересованностью в признании прав и обязанностей государств в том, что касается ядерного оружия.

Эта проблема стала источником напряженности, возникшей сравнительно недавно в отношениях между Соединенными Штатами и Исламской республикой Иран. Вот уже многие годы Иран позиционирует себя в качестве страны, противостоящей Америке, и история наших отношений и вправду была весьма бурной. В разгар холодной войны Соединенные Штаты сыграли роль в свержении законного и демократически избранного иранского правительства. После Исламской революции Иран сыграл немалую роль в деле захвата заложников и применения насилия по отношению к американским военнослужащим и гражданским лицам. Эта история всем хорошо известна. Но вместо того, чтобы оставаться заложником прошлого, я дал ясно понять руководству и народу Ирана, что наша страна готова двигаться дальше. Сейчас вопрос заключается не в том, против кого выступает Иран, а в том, какое будущее он хочет построить.

Будет непросто преодолеть груз недоверия, которое накапливалось десятилетиями, но мы мужественно, честно и решительно возьмемся за дело. Нашим странам предстоит обсудить множество вопросов, и мы готовы начать работать без предварительных условий на основе взаимного уважения, несмотря на то, что режим аятолл это категорически отвергает. Но всем, кого беспокоит проблема ядерного оружия, стало очевидно, что мы достигли решающей точки. Речь идет не просто об интересах Америки, но и о предотвращении ядерной гонки вооружений, которая могла бы повести этот регион, да и весь мир по очень опасному пути и подорвать глобальный режим нераспространения. Я понимаю тех, кто возражают против того, чтобы у одних стран было оружие, которого нет у других.
Я понимаю, что ни одной стране не позволено выбирать и решать, какие страны могут иметь ядерное оружие. В том числе и Америке.

Поэтому я со всей решимостью подтверждаю приверженность Америки делу создания таких условий, в которых ни у кого не было бы ядерного оружия. И у любой страны, в том числе и у Ирана, должно быть право на доступ к мирной атомной энергии, если она соблюдает свои обязанности согласно Договору о нераспространении ядерного оружия. Эти обязанности лежат в основе этого Договора, и все страны, подписавшие его, должны их соблюдать.

Четвертый вопрос, который я хотел бы затронуть, это демократия.

Я верю в систему правления, которая позволяет народу выразить свое мнение, при которой соблюдается верховенство закона и права всех людей. Я знаю, что в последние годы по поводу демократии возникли споры, и эти споры связаны с войной в Ираке. Позвольте мне быть предельно ясным: никакая система правления не должна быть навязана одной стране другой.

Это, однако, не ослабляет моей приверженности системе правления, которая отражает волю народу. Каждая страна реализует этот принцип по-своему, основываясь на традициях своего народа. Америка не претендует на знание того, что лучше для всех остальных, равно как мы не намереваемся решать, кто станет победителем на мирных выборах. Но я твердо верю в то, что все люди страстно желают одного и того же: возможности выражать свое мнение и иметь возможность повлиять на то, как ими правят, уверенности в верховенстве закона и в равном для всех применении закона, чтобы власть была прозрачной и не занималась воровством, и можно было выбирать образ жизни по собственному усмотрению. Это не только американские идеи - это права человека, и поэтому мы будем поддерживать их повсюду.

Легкого пути к воплощению этих идеалов нет. Но очевидно одно: в долгосрочной перспективе правительства, которые поддерживают эти права, являются в конечном счете более стабильными, успешными и надежными. Попытки подавить эти идеалы никогда не увенчаются успехом. Америка уважает право всех мирных и законопослушных жителей планеты быть услышанными, даже если мы с ними не согласны. Мы будем приветствовать все законно избранные мирные правительства, при условии, что они соблюдают права всех своих граждан. Это очень важно потому, что есть и такие, кто выступают за демократию лишь пока они не имеют власти. Когда же они приходят к власти, то начинают жесточайшим образом подавлять права других. О какой бы стране ни шла речь, власть для народа, осуществляемая самим народом, задает единый стандарт для всех, кто находится у власти: ты можешь удерживать свою власть посредством консенсуса, а не принуждения; ты должен уважать права меньшинств и ставить интересы своего народа выше интересов своей партии.

Пятый вопрос, которым мы должны заняться вместе, это свобода религии.

Ислам гордится своей традицией веротерпимости. Будучи ребенком я своими глазами видел как ревностные христиане беспрепятственно молились в Индонезии, большинство населения которой составляют мусульмане. Дух веротерпимости востребован сегодня. В каждой стране люди должны иметь право беспрепятственно выбирать для себя веру и жить по ее законам, следуя лишь зову своего разума, сердца и души. Веротерпимость крайне важна для процветания религии, но ее принципы оспаривались, оспариваются и будут оспариваться самыми разными способами.

В исламе появилась тревожная тенденция измерять силу своей веры путем отрицания другой. Богатство религиозного разнообразия следует всячески поддерживать, будь то марониты в Ливане или копты в Египте.

Хотелось бы, чтобы мусульмане также покончили и с внутренними распрями, которые приводят к кровавым актам насилия между суннитами и шиитами, особенно в Ираке. Однако пока еще никем не предложен способ, как это сделать.

Свобода вероисповедания является главным условием для того, чтобы разные люди могли жить вместе. Мы должны внимательно следить за тем, как мы обеспечиваем эту свободу. К примеру, в Соединенных Штатах правила, касающиеся благотворительной деятельности, усложнили выполнение мусульманами своего религиозного долга. Еще одним примером могут стать многочисленные случаи нападения на еврейские синагоги по всему миру. В том числе и в Америке. В связи с этим я полон решимости, работая вместе с американцами мусульманского вероисповедания обеспечить, чтобы они могли выполнять закат, а представители иудейской и христианской религий могли свободно исповедовать свою религию и жить религиозной жизнью своих общин.

Аналогичным образом, западным странам важно стараться не мешать гражданам мусульманского вероисповедания практиковать свою религию так, как они считают нужным - к примеру, не диктовать какую одежду должны носить мусульманки, а какую религиозные еврейки и евреи.

Иными словами, мы не можем скрывать своего враждебного отношения к какой- либо религии под маской либерализма.

Вера должна объединять нас. Вот почему в Америке мы создаем новые религиозные проекты, в рамках которых соберутся вместе христиане, мусульмане и евреи. Вот почему мы приветствуем усилия короля Абдуллы по налаживанию межрелигиозного диалога, а также ведущую роль Турции в "Альянсе цивилизаций".

По всему миру мы можем сделать так, чтобы диалог перерос в межконфессиональную службу, чтобы мосты, построенные между людьми, привели к конкретным делам - идет ли речь о борьбе с малярией в Африке или же оказании помощи жертвам природных катастроф.

Шестой вопрос, который я хотел бы затронуть, это права женщин.

Я знаю, что по этому поводу идут споры. Я отвергаю точку зрения тех на Западе, кто считает, что женщина, решившая покрыть свои волосы, утратила каким-то образом часть своего равноправия, но я искренне считаю, что женщина, которой отказано в образовании, отказано и в равных правах. Не случайно, что страны, где женщины получают хорошее образование, имеют гораздо большую вероятность оказаться в разряде процветающих.

Я хотел бы, чтобы меня правильно поняли: вопрос женского равноправия ни в коем случае не является попросту исламской проблемой. В Турции, Пакистане, Бангладеш и Индонезии - странах, где большинство населения составляют мусульмане, женщины избирались на руководящие роли в правительстве. Между тем в Америке и других странах мира борьба за женское равноправие продолжает иметь место в некоторых аспектах жизни. Вот почему Соединенные Штаты являются партнерами любой страны с мусульманским большинством в деле поддержки кампании по борьбе с безграмотностью среди девочек, а также в помощи молодым женщинам, которые обеспечивают себя работой посредством микрофинансирования, которое помогает людям осуществить свою мечту. Наши дочери могут внести в жизнь общества не меньший вклад, чем наши сыновья, и наше общее благополучие будет расти, если мы дадим возможность всем - мужчинам и женщинам - полностью реализовать свой потенциал. Мне не кажется, что для того, чтобы быть равными женщины должны делать тот же выбор, который делают мужчины, и я с уважением отношусь к тем женщинам, которые предпочли прожить свои жизни, сохраняя за собой традиционную роль. Но это должно быть их выбором.

И наконец, я хотел бы поговорить об экономическом развитии и открывающихся возможностях.

Я знаю, что для многих облик глобализации выглядит неоднозначно. Интернет и телевидение могут принести как знания и информацию, так и разнузданный секс и бессмысленное насилие. Торговля может принести дополнительные доходы и новые возможности, так и перемены, меняющие или разрушающие облик сел и городов.

Во всех странах, в том числе и в нашей, эти перемены могут порождать страх. Страх, связанный с тем, что с нововведениями мы теряем возможность контролировать свои финансовые возможности, свою политическую жизнь, и, что самое главное, свою идентичность - то, чем мы больше всего дорожим в жизни своих общин, городов и поселков, своих семей, в своих традициях и в вероисповеданиях.

Но я также понимаю, что человеческий прогресс нельзя остановить. И противоречия между традицией и развитием быть не должно. Таким странам как Япония и Южная Корея удалось стать крупными экономическими державами, сохранив при этом свою уникальные культуры. То же самое можно справедливо и применительно к потрясающему прогрессу в мусульманском мире от Куала-Лумпура до Дубая. Как в древние времена, так и сегодня мусульманские сообщества продемонстрировали свою способность находиться в авангарде нововведений и образования.

Это важно, потому что никакая стратегия развития не может основываться лишь на том, что добывается из земли, равно как и она не может быть устойчивой, если молодежь не имеет работы. Многие страны Персидского залива разбогатели в результате добычи нефти, при этом некоторые из них начали уделять все большее внимание развитию более широкого профиля. Но всем нам следует признать, что валютой XXI века станет образование и инновационные технологии. И хотя в прошлом в этом регионе Америку в основном интересовали нефть и газ, мы стремимся теперь к более широкому взаимодействию.

В области образования мы намерены расширить программы обмена и увеличить количество стипендий, подобных той, по которой мой отец приехал в Америку, поощряя при этом обучение американцев в мусульманских странах. Мы будем привозить на стажерскую работу в Америку перспективных студентов-мусульман, инвестировать в обучение в режиме он-лайн педагогов и детей по всему миру, и создавать новые интерактивные сети, по которым подросток из Канзаса сможет общаться в режиме реального времени со своим сверстником в Каире.

В плане экономического развития мы намерены создать новый корпус бизнес- волонтеров, которые будут работать в партнерстве со своими коллегами в странах с мусульманским большинством. В этом году я проведу саммит по проблемам предпринимательства, чтобы выяснить как можно углубить связи между лидерами делового мира, фондами и социальными предпринимателями в Соединенных Штатах и мусульманских странах и общинах по всему миру.

В области науки и техники мы намерены создать новый фонд, который будет заниматься поддержкой технологического развития в странах с мусульманским большинством, а также реализацией новых идей на рынке с целью создания новых рабочих мест. Мы откроем научные центры в Африке, на Ближнем Востоке и в Юго-Восточной Азии, а также назначим новых посланников по вопросам науки для сотрудничества в области разработки новых источников энергии, создания экологически чистых рабочих мест, оцифровке записей, очищению воды и выращиванию новых сельскохозяйственных культур. Кроме того я объявляю сегодня о новой глобальной инициативе, проводимой совместно с Организацией исламских государств, по искоренению полиомиелита. Мы также намерены расширить партнерство с мусульманскими странами в деле охраны здоровья матери и ребенка.

Все эти проекты будут осуществляться в рамках партнерства. Американцы готовы присоединиться к гражданам и правительствам, общинным организациям, религиозным лидерам и предпринимателям в мусульманских странах всего мира, чтобы помочь людям добиться для себя лучшей жизни.

Проблемы, которые я описал, решить будет нелегко. Но на нас лежит ответственность по объединению своих сил ради таких условий жизни, к которым мы стремимся - условий, в которых экстремисты более не угрожали бы нашему народу, а американские войска вернулись бы домой, условий, в которых евреи и арабы бывшей Палестины жили бы в безопасности в своих отдельных государствах, а ядерная энергия использовалась бы в мирных целях, при которых правительства служили бы интересам своих граждан, и права всех детей Божьих соблюдались бы. Эти интересы являются для нас общими. Это мир, к которому мы стремимся, и которого мы сможем достичь лишь благодаря совместным усилиям.

Я знаю, что многие - как мусульмане, так и немусульмане - сомневаются в том, что нам удастся создать это новое начинание. Некоторые полны решимости разжигать пламя раздоров и стать препятствием на пути прогресса. Другие же считают, что эти усилия будут напрасными - что мы обречены на разногласия, а наши цивилизации - на столкновение. Некоторые просто не верят в то, что реальные перемены возможны. Ведь накопилось столько страха и недоверия. Но если мы свяжем себя грузом прошлого, то никогда не сдвинемся вперед.

Все мы приходим в этот мир лишь на короткий промежуток времени. Так потратим ли мы это время зациклившись на том, что отталкивает нас друг от друга, или же приложим усилие для того, чтобы найти общую точку соприкосновения, чтобы сосредоточиться на будущем, которое мы хотели бы обеспечить нашим детям, чтобы уважать достоинство всех людей?

Это непростые вещи. Гораздо легче начать войну, чем закончить ее. Гораздо легче винить других, чем взглянуть на самих себя, легче увидеть то, что нас различает, нежели найти что-то общее. Но в основе любой религии лежит одно простое правило: поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой. Эта истина распространяется на все страны и народы - она не нова и не является исключительным постулатом веры черных, белых или коричневых, христиан, мусульман или евреев. Эта вера билась в колыбели цивилизации и продолжает биться в миллиардах людских сердец. Это вера в других людей, и именно она привела меня сюда сегодня.

У нас есть силы создать мир, к которому стремимся, но лишь если мы найдем в себе мужество пойти на новое начинание, памятуя о том, что было написано в священных книгах.

Священный Коран гласит: "О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга". Талмуд говорит: "Тора была дана, чтобы внести мир в мироздание".

Святая Библия провозглашает: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими".

Народы мира могут жить вместе в мире. Мы знаем, что таково видение Господа. И ради этой цели мы должны трудиться здесь, на земле. Спасибо. Мир вам.

Политика и политики

Previous post Next post
Up