Давным давно, в 2010 году открылась на задворках Новоспасского монастыря в Москве уникальная мастерская, занимающаяся производством декоративных тканей по ручным технологиям ткацких мануфактур XIX века. В том числе ткани этой мастерской предназначаются для драпировки помещений исторической части здания Большого театра.
Сохранение наследия, это ведь не только памятники на консервацию ставить, на самом деле любому историческому предмету нужна реставрация, а как её делать без аутентичных материалов? Всё ещё помним новодел Лужкова: мы всё снесём и построим такое же?! А вот в окаянной Европе, если что-то числится как исторический объект, то не дай Бог что-то переделать, пусть даже так же, но из новых материалов! Дверь меняешь - поставь такую же. Вот и сохраняются старые производства. Спрос маленький, но зато наследие на месте, а мы едем его смотреть и платим за дух старины, который у себя сохранять нерентабельно, правда? Нынче оказывается и природу тоже хранить неактуально. Ну, да не буду об ужасах нашей жизни, лучше покажу любимую дамскую тему - авторские, ручные тряпочки)
В Москве и в Питере в Мухе есть факультет по тканям - знакомая закончила. В Строгаче есть факультет. Нынче профессия практически без места работы - мало тканевых производств осталось. Всё Китай жуткий, да итальяшки шикарные.
Художник по тканям Надежда Николаевна Стоянова изучает структуру материала, изучая рапорт узора, и при необходимости проводит его дорисовку. Для точного воспроизведения рисунка определяется количество крючков и нитей основы, а так же схема ткацких переплетений.
Затем рисунок «программируется» и записывается на специальные перфокарты …
… которые образуют в итоге Большие связки, подаваемые в ткацкие станки
(Предшественники компьютеров, я их ещё помню по маминой работе и светокопии)
В мастерской проводится полный цикл восстановительных работ, начиная с подготовки шёлка-сырца и его окраски.
Цвет красителя подбирается по архивным образцам ткани и утверждается комиссией, оценивающей его соответсвие с эталонным экзампляром
Окрашенный шёлк наматывают на катушки, которые затем будут использованы на ткацких станках
Уму не постижимо! Наматывать и распутывать рульку шёлка! Это ж какое терпение у дамы!??? Мастодонт с железными нервами!
Нить еле видно - может хоть за вредность для глаз приплачивают?
Ну и наконец доходит дело до самой ткани. Для её плетелния мастера используют ручные жаккардовые станки начала XIX века, названные по фамиилли французского ткача и изобретателя.
В день из ткацкого станка выходит около 5-6 сантимаетров ткани ручной работы. Зарплата мастера, проводящего 8-часовой рабочий день среди грохота, издаваемого этим станком, составляла 17.000р в 2010 году. Обычная мизерная оплата женского скучного труда.
Такие ткани раньше, в царские времена, были очень дороги и точно также делались простыми людьми за деревянными станками. Я помню несколько станков у прабабушки, правда наша семья делала ткани простые, толстые. Что-то из серии циновок, покрывал, на какие-то тех.нужды - не для тела, слишком грубые. Делалось всё не на продажу, а для семьи, которой являлась вся деревня и ещё несколько ближайших. Кто мог, тот и делал что-то производственное. Жизнь в глуши она такая - всё не привезёшь)
А рсокошные парчёвые, атласные, шёлковые и узорные ткани использовались аристократией и церковью.
Крестовые ткани создавались специально для церкви - это очевидно. С начала XIX в. в России началось производство специальных церковных тканей, в узорах которых присутствует крест и другая православная символика. В ризнице Троице-Сергиевой лавры ткани с крестчатыми узорами начали появляться ещё в первой половине XIX в - церковь основной монополист многих направлений и производств в то время. Рисунок большинства сохранившихся церковных тканей состоит из крестов, окруженных растительными побегами. На самом деле роскошь церковных русских облачений умопомрачительна! Техничность исполнения временами уникальна.
Последний яркий период в истории русской парчи - первое десятилетие XX в. Что было потом, мы всё знаем. А в то время из общего текстильного производства выделилась особая отрасль производства тканей для церкви, поскольку в начале XX столетия именно церковь стала основным потребителем дорогих золотных тканей. Ткани лучших фабрик Москвы и Московской губернии отличались тщательностью и чистотой отделки, богатством фактуры золотных нитей (использовались и гладкие нити, и фактурная скань, и плоская бить). Для церковных тканей профессиональными рисовальщиками создавались разнообразные растительные узоры, а также узоры на основе образцов раннехристианского и византийского искусства и произведений крупнейших средневековых западноевропейских текстильных центров. Стилизованный узор и имитация характерных приёмов ткачества создавали впечатление старинной роскошной ткани.
Эпоха роскоши и искусства.
Удивительно, но церковная ткань аукнулась советской власти и прекрастно прижилась в метро)
Станция Новослободская - это её витражи выполнены на тему и по схемам царских церковных тканей.
Сделали это тишком. Понятное дело, что авторы, о том что использовали для аналога и вдохновения, особо не распространялись, но аналогия очевидна и все понимающие знали. Официально на бумаге, в воспоминаниях и интерьвью об этом написали лет через 50.