Наверняка всем знакомо имя простого парня из Сан-Франциско, чьи идеи и взгляды, чей подход к выпускаемой его компанией продукции, по-настоящему изменили мир, изменили мировоззрение поколений и сделали продукцию компании Apple не только самым покупаемым продуктом на рынке компьютеров, но и стилем жизни…
Имя его Стив Джобс.
Странная парочка… Два Стива Джобса в одном
Стив Джобс поистине был гением, но гением с невыносимым характером. В нем были сконцентрированы две очень яркие стороны его личности, два Стива, один из которых был холодным тихоней, эгоцентриком, ограждающийся от мира песнями Боба Дилана, мантрами, восточными духовными практиками и наркотиками, а второй был заносчивым,
харизматичным, часто деспотичным и жестким по отношению к себе и людям живчиком, способным сорваться на крик, оскорбление, пойти на интриги и выдать мнимое за действительное и наоборот, что в последствии назвали «полем искаженной реальности» Стива.
«Стив был слишком груб, - вспоминает Стив Возняк. - Я хотел, чтобы наша компания была как одна семья, где нам хорошо и все друг другу помогают». Джобс же считал, что Возняк просто не хочет взрослеть. «Он был очень инфантилен, - говорил Джобс».
Невероятно эгоцентричное свойство характера Стива Джобса, обусловленное наличием у него звукового вектора, делало его человеком невыносимым для других.
«Стиву не было никакого дела ни до Крисэнн, ни до ее беременности, - вспоминал Кэлхун. - Он мог живо заинтересоваться человеком, а потом вдруг уйти в себя. Такое безразличие пугало».
Когда Джобсу не хотелось разбираться с проблемой, он ее игнорировал, словно ее не существует. Иногда ему удавалось искажать реальность не только для других, но и для себя. Он запретил себе думать о беременности Крисэнн.
Будь голоден. Будь глуп
Стив Джобс жил в своем мире, в своих мыслях и идеях, страстно желающий изменить не просто мир, а целое коллективное сознание, оставаясь внутри возвышенным романтиком, иногда по-детски застенчивым, но очень чутким человеком. Безусловно, Стив Джобс обладал и зрительным вектором, а сила его обаяния и способность убеждать, очаровывать и приукрашивать факты были настолько естественными, отточенными и совершенными, что любая беседа выходила Стиву на руку, и Джобс, кстати, этим злоупотреблял.
Джобс наловчился манипулировать людьми с помощью пристального взгляда и продуманных пауз в разговоре. «Он любил уставиться на тебя, не моргая, смотреть прямо в глаза, задавать вопросы и ждать ответа, гипнотизируя собеседника, точно удав кролика».
Искажение реальности основывалось на глубокой и непоколебимой вере Джобса в то, что общие правила его не касаются. На то были свои причины: в детстве ему частенько удавалось настоять на своем. Но главным источником уверенности в том, что он может пренебрегать правилами, были его бунтарский дух и своеволие. Джобс чувствовал, что он не такой, как все, - избранный, просветленный. Стив считал, что выдающихся людей немного: Эйнштейн, Ганди и гуру, с которым Джобс познакомился в Индии.
И, конечно, сам Стив, за собственным звуковым эгоцентризмом, ставил себя в один ряд с Ницше, признаваясь, что никогда его не читал.
Дети цветов ищут себя
Стив Джобс обладал буйным нравом и в своих интервью неоднократно говорил, что иногда это его и подводило, но на заре своего успеха Стив был воплощением антикультуры - он так себя и называл. Духовный поиск в звуковом векторе привел Джобса в восточные духовные практики, Стив долго не понимал, кто он такой и в чем его предназначение. Это самый главный и единственный вопрос человека со звуковым вектором. Поэтому Стив отправился в путешествие в Индию в поисках своего духовного наставника и гуру, а немного позже стал увлекаться ЛСД - он считал, что таким образом расширит свое сознание.
Вернувшись, Стив был отъявленным дзен-буддистом, он расхаживал босиком и предпочитал свободный индийский стиль одежды. Стив Джобс вел аскетичный образ жизни, который бы разделил с ним любой
кожный звуковик. Он изнурял себя постоянными диетами, ограничивая себя с каждым разом все больше и больше. Его дом в Вудсайде был практически пуст, присутствовали лишь та мебель, которая вызывала у Джобса восхищение.
«Это была одна из его странностей: высокие требования к качеству вещи и спартанская жилка мешали купить мебель, если только она не нравилась Стиву до безумия. У него была лампа Tiffany, антикварный обеденный стол и видеомагнитофон с оптическим диском, подключенный к телевизору Sony Trinitron, но при этом вместо диванов и стульев - подушки из стирофома».
Позже он признается, что духовные практики и наркотики сыграли в его жизни очень важную роль и привели, как говорит Стив Джобс, к просветлению. Не стоит привязываться к материальному - эту идею Стив Джобс пронес через всю жизнь. И еще, не менее важному, чему научился Стив, и без чего не было бы продукции Apple, стало следующее:
Постепенно Джобс стал понимать, что может внушать уверенность другим и заставлять их совершать поступки, на которые они не отваживались. В один прекрасный день приехал в общинный дом на своем Ford Ranchero, заявил, что направляется на ферму к Фридланду и что Холмс тоже там ждут. Мало того, часть пути вести машину придется ей, несмотря на то что она не умела водить автомобиль с ручной коробкой передач. «Мы выехали на шоссе, Стив заставил меня сесть за руль и сам переключал передачи, пока мы не разогнались до 90 километров в час, - вспоминает Элизабет. - Тогда он поставил альбом Дилана Blood on the Tracks, положил мне голову на колени и уснул. Стив всегда вел себя так, будто способен на все, а значит, и остальные тоже все могут. Он доверил мне свою жизнь. И это заставило меня сделать то, на что я раньше не осмелилась бы». Это положительная сторона явления, известного как «поле искажения реальности». «Если веришь Стиву, то сможешь все, - говорит Холмс. - Если он что-то решил, то непременно сделает».
Думай иначе
Прямота в выражениях, упрямство, неумение идти на компромиссы, признание лишь своего мнения иногда играли со Стивом злую шутку - этим было обусловлено его увольнение из созданной им компании Apple, но умение навести фурор, взорвать невероятной новаторской идеей сердца и умы людей, делали Стив Джобса незаменимым лидером, управленцем, бизнесменом и шоуменом.
Элкорну, в числе прочих, позвонили, когда Джобс в сандалиях заявился в приемную Atari и потребовал, чтобы его приняли на работу. Мне сказали: «К нам пришел какой-то хиппи и угрожает, что никуда не уйдет, пока мы его не возьмем. Вызвать полицию или пустить его к вам в кабинет? Я ответил: «Конечно пустить!».
Элкорн приставил его к чопорному инженеру по имени Дон Лэнг. На следующий день тот пожаловался: «Кого вы мне всучили? Какой-то вонючий хиппи! Да еще и нахал в придачу».
Принципиальность, гипертрофированное стремление поспорить даже в том, о чем Стив Джобс совершенно не имел представления, органично перемешивалось со стремлением к постоянному изменению и совершенствованию, в первую очередь, внутреннему, и это отразилось позитивными метаморфозами на линейке компьютеров Apple. Этот постоянный драматический конфликт, противоречие и самокритика Джобса, обусловленная внутренним натяжением кожного и звукового векторов, позволяло создавать нечто большее, чем просто компьютер.
Стив Джобс выражал свой бунтарский характер через внутреннее содержание продукции и ее внешнюю форму. Драматическая схватка двух жизненных сценариев: кожно-звукового и анально-зрительного, порождали новаторскую идею в звуковой абстракции, эстетично упакованную в невероятном зрительном антураже. Стив Джобс уяснил очень важный момент, что вся сложность заключается в простоте, поэтому принципом дизайна Apple стало изречение Леонардо да Винчи: «Простота - Высшая мудрость».
Отец научил Джобса понимать, что истинный мастер, влюбленный в свое дело, добивается совершенства даже в незаметных, скрытых от глаз деталях. Наиболее ярким примером такого отношения к работе стал случай с топологией печатной платы, на которой были микросхемы и прочие внутренние детали Macintosh.
Ни один покупатель никогда бы их не увидел. Но Джобс разразился потоком замечаний:
- Вот эта часть превосходна, - сказал он. - Но посмотрите на интегральные схемы памяти. Они уродливы. Линии расположены слишком близко друг к другу. Я хочу, чтобы все было совершенно, даже если это внутренние детали. Когда плотник делает красивый комод, он не приколотит сзади фанерку - пусть даже ее никто никогда не увидит, потому что комод стоит у стены. Он же все равно знает, что она там. Поэтому для задней стенки возьмет хорошие доски. Он не успокоится, пока не доведет работу до совершенства. В любом предмете все должно гармонировать - и внешний вид, и качество.
Поэтому для коробки и упаковки Macintosh Джобс выбрал дизайн с полноцветной печатью и сделал все возможное, чтобы он выглядел наилучшим образом. «Стив заставил ребят все переделывать по пятьдесят раз, - вспоминал Ален Россман, член команды Mac. Понятно, что покупатель, открыв упаковку, тут же ее выбросит, но Стив все равно добивался, чтобы все выглядело идеально». Джобс хотел, чтобы Macintosh не только был совершенством, но и выглядел соответственно.
Есть только один способ проделать большую работу - полюбить ее
Стив Джобс был не таким как все. Он появился в нужное время и там, где было нужно. Стив Джобс принес новаторскую кожно-звуковую идею, которую смогла воплотить в жизнь его команда, очарованных и влюбленных в производимый продукт. Стив был очень
сложным человеком! Так, например, в момент его возвращения в Apple после отстранения из-за конфликтов между подразделениями он уволил около 3000 сотрудников, которые, по его мнению, делали «полное дерьмо».
Работать под постоянным патронажем идеи об изменении мира в «поле искаженной реальности Стива» было невероятно тяжело и кто-то сдавался. Но каждый был предан идее, воплощенной в продукт нового уровня. Apple была коллективным детищем людей, заглянувших за горизонт. При всем том разнузданном хипповском образе жизни, нивелировании авторитетов и законов Стив Джобс навсегда остался в сердцах миллиардов людей, соприкоснувшихся с воплощенной идеей команды Стива.
Интересные факты:
- Когда работа над дизайном наконец завершилась, Джобс собрал всю команду Macintosh на неофициальную церемонию. «Настоящие художники подписывают свои произведения», - заявил он, достал лист чертежной бумаги, маркер и попросил всех расписаться. Выгравированные подписи можно найти внутри каждого Macintosh.
- Особое раздражение у него вызывал Newton, карманный цифровой помощник с распознаванием рукописного ввода. Джобс его ненавидел. Ему претил сам принцип использования компьютерных перьев. «Бог дал нам десять стилусов, - говорил он, показывая пальцы, - и нечего изобретать еще один». Именно поэтому компания Apple при жизни Стива Джобса не предпринимала попыток создать стилус для своих девайсов.
- Вся продукция Apple малосовместима с другими устройствами - факт. Но этому есть объяснение. «Начиная с первого Mac и заканчивая новейшим iPhone, все товары Apple выпускаются в герметичном корпусе, гарантированном от внешнего вмешательства и возможных модификаций», - замечает Линдер Кани, автор книги «Культ Mac». Джобс создавал Macintosh для массового потребителя и не хотел, чтобы пользователи меняли что-то в компьютере. Джобс хотел контролировать то, как потребитель использует его продукцию.
«В этом весь Стив с его стремлением к контролю», - рассуждает Берри Кэш, которого Джобс в 1982 году взял в Apple стратегом по маркетингу «Башни Texaco». Он даже поручил команде разработать специальные инструменты, чтобы корпус Macintosh нельзя было открыть обычной отверткой. «Мы сделаем все для того, чтобы никто, кроме сотрудников Apple, не смог залезть в компьютер».
- Также Джобс решил убрать с клавиатуры Macintosh клавиши управления курсором, оставив только мышь. Так Стив пытался, пусть и против их воли, приучить консервативных пользователей к навигации по принципу «указал и щелкнул». В отличие от других разработчиков продукции, Джобс не считал, что клиент всегда прав: если покупатели не хотят пользоваться мышью, значит, они ошибаются.
Свое разочарование в Apple Джобс продемонстрировал, когда выступал на собрании клуба Стэнфордской школы бизнеса, проходившем в доме одного из студентов. Хозяин дома попросил Джобса подписать клавиатуру Macintosh. Джобс ответил, что сделает это, только если ему позволят удалить кнопки, добавленные после его ухода из Apple. Он вынул свои ключи от машины и поддел ими четыре клавиши управления курсором, которые он когда-то запретил, а также верхний ряд функциональных клавиш: F1, F2, F3 и так далее. «Я меняю мир, со скоростью одна клавиатура за раз», - невозмутимо сообщил он. И подписал изувеченную клавиатуру.
- У Стива Джобса четверо детей.
- Стив Джобс был никудышным инженером и не знал ни одного языка программирования, что стало поводом для частых усмешек со стороны Била Гейтса.
- Новой компании нужно было название. К утру нужно было определиться с окончательным вариантом. Наконец Джобс предложил Apple Computer. «Я как раз сидел на яблочной диете, - объяснял он. - И только что вернулся с фермы. Название звучало забавно, энергично и не страшно».
Стив сказал Возу, что, если до завтра ничего лучше в голову не придет, компания будет называться Apple. Так и вышло. «Яблоки и компьютеры: что между ними общего? Зато все запомнили название и стали нас узнавать».
- Напряженные поиски себя заставили Стива пройти курс терапии первичного крика, которую в 1970 году придумал психотерапевт Артур Янов. В 1970 году Джон Леннон тоже прошел этот курс и в декабре того же года выпустил песню Mother. В песне рассказывалось о чувствах Леннона к отцу, который их бросил, и матери, которую убили, когда Джон был подростком. В припеве повторялась строчка: «Мама, не уходи, папа, вернись домой». Джобс частенько наигрывал ее на гитаре.
- Мона Симпсон (родная сестра Стива) пыталась отыскать отца, который ушел из семьи, когда ей было пять лет. Она наняла детектива и полетела из Нью-Йорка в Сакраменто на встречу с человеком, который, судя по всему, был их отцом.
В какой-то момент отец сам вскользь упомянул, что у него и Джоан был еще один ребенок, мальчик, еще до рождения Моны.
- И что с ним случилось? - спросила она.
Отец ответил:
- Мы никогда его не увидим. Того ребенка больше нет.
- Cредиземноморский ресторан к северу от Сан-Хосе был чудесным местом, - сказал он, туда приходили все успешные компьютерные люди. Даже Стив Джобс.
Симпсон была ошеломлена, и отец, заметив ее удивление, добавил:
- Да-да, он заходил ко мне, очень милый человек и давал хорошие чаевые. Мона едва удержалась, чтоб не выпалить: «Стив Джобс - это же твой сын!». Джобс вспомнил, как ходил туда, и даже припомнил встречу с человеком, который оказался его биологическим отцом. «Это было удивительно, - рассказывал он потом. - Я несколько раз ел в том ресторане и помню, как общался с хозяином. Он был сириец. Мы пожали друг другу руки». Поиски отца легли в основу второго романа Симпсон «Потерянный отец», опубликованного в 1992 году.
Статья написана по материалам тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана
Другие Публикации:
Ментальные проблемы российского кино О факторе новизны менеджера среднего звена Гиперсексуальность по-Английски: навязчивая идея музы природного вождя