Противодействие распространению незаконного Интернет-контента в России: анализ текущей ситуации

May 24, 2008 09:01


Создание и распространение незаконного Интернет-контента является на сегодняшний день одним из часто встречаемых видов киберпреступлений во всем мире, в том числе, в России. Одной из самых тяжелых форм незаконного контента является детская порнография.
В структуре современного подхода в области противодействия незаконному контенту можно выделить три направления работы. Это:
• Административно-правовое направление
• Воспитательно-просветительское направление
• Техническое направление

Административно-правовое направление включает в себя две основные компоненты:
• Законотворческая работа, направленная на повышение эффективности нормативной базы в области противодействия незаконному контенту;
• Правоприменительная практика: мероприятия по выявлению незаконного контента, а также его авторов и распространителей;
Российская нормативная база уже содержит достаточно широкий инструментарий по противодействию незаконному контенту, это:
• УК РФ
• ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»
• ФЗ «О средствах массовой информации»
• ФЗ «О противодействии терроризму»
• ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»
А также целый ряд других нормативных актов.
Сейчас эксперты не видят проблем, которые принципиально блокировали бы работу в области борьбы с незаконным контентом. При этом многие эксперты указывают на необходимость дальнейшей детализации норм, их адаптации к динамично изменяющимся условиям при соблюдении основных прав и свобод граждан.
Однако имеется очень крупный пробел на смычке нормативной области и этики. В российской Интернет-индустрии слабо работают общественные институты, которые должны формировать свои отраслевые нормативы и обеспечивать соблюдение норм этики.
Причем опыт передовых стран показывает, что зачастую саморегулирование Интернет-индустрии является наиболее эффективной формой управления за счет более высокой динамичности и гибкости. В России только предстоит сформировать эффективные площадки для выработки подобных норм и для налаживания взаимодействия с государственными органами.
Нужно отметить еще один существенный вопрос нормативной сферы - это необходимость сближения российского и международного подходов в области борьбы с незаконным контентом с учетом национальных социально-политических реалий. Важно отстаивать свои национальные интересы т при этом интегрироваться в возникающие международные правовые институты.
Развитие взаимодействия представителей российской Интернет-индустрии и госорганов, а также интеграция в международные институты являются одними из ключевых условий для достижения результатов в противодействии киберпреступности. И здесь нужно особенно подчеркнуть роль Ассоциации Документальной Электросвязи как площадки для выстраивания единого понимания и согласованного движения всех участников: органов власти, общественных организаций и бизнеса.
Описываемые внутренние и внешние взаимодействия должны содействовать развитию правоприменительной практики в области борьбы с незаконным контентом.
В этом вопросе ситуация пока далека от желаемой, хотя имеется положительная динамика. По данным МВД РФ в 2007 году закрыты около 700 Интернет-ресурсов, из них 250 содержали детское порно. Для сравнения в предыдущие годы были закрыты единичные ресурсы.
Имеется ряд сложностей в работе наших правоохранительных органов. Это:
• Распределенность Интернет-ресурсов по всему миру и трансграничность киберпреступности;
• Высокий уровень анонимности владельцев и распространителей контента;
• Сложности с формированием доказательной базы из-за конспирации и постоянного усложнения схем совершения преступлений и извлечения выгоды.
Для повышения результативности работы в таких условиях также можно воспользоваться международным опытом. Во многих странах Евросоюза и в других странах созданы и функционируют специальные организации, которые ведут работу с пользователями по приему информации о незаконном Интернет-контенте. Правоохранительные органы активно взаимодействуют с подобными организациями. В России также формируется понимание необходимости совместной работы. Частно-государственное партнерство - одно из важнейших направлений в борьбе с преступностью

В связи с изложенным, можно резюмировать, что в области административно-правового регулирования Россия активно движется в верном направлении. При этом еще предстоит пройти путь от инициатив отдельных госведомств до скоординированной политики с участием государства, общества и бизнеса.

Следующий блок в области противодействия незаконному контенту - это воспитательно-просветительская работа. И опять это задача и государства и общества.
С удовольствием можно отметить, что в последние время появились разнообразные программы, направленные на информирование детей, родителей и педагогов об угрозах Интернета и способах безопасного использования сети.
Существуют ресурсы, посвященные теме безопасного использования Интернета. Причем многие из них поддерживаются коммерческими компаниями. Уже несколько лет подряд в России проводится День Безопасного Интернета, и в это мероприятие включается все больше людей и организаций. Государственные ведомства, в частности Министерство культуры, ведут пропагандистскую работу в Интернете.
Правда, остаются вопросы:
• Соответствуют ли усилия в области воспитания и просвещения степени проникновения Интернета в жизнь российского общества?
• Насколько эффективны эти усилия, кто в какой степени охвачен и с каким результатом?
Ситуация такова, что для координации и повышения эффективности работы в области безопасного использования Интернета нужно иметь надежные количественные данные о восприятии в обществе проблемы незаконного контента и других Интернет-угроз, а также информированности о способах безопасного использования сети.
Здесь также можно обратиться к опыту иностранных коллег. Например, в ЕС проводится регулярное союзное широкомасштабное исследование «Евробарометр». В частности, в рамках этого исследования изучается аспекты, связанные с контактом с незаконным контентом.
В России заказчиком такого исследования, вероятно, тоже может стать тоже государство при активном включении общественных организаций. Объективная информация позволит существенно повысить эффективность мер, принимаемых в области воспитательно-просветительской работы.

Наконец, третий компонент борьбы с незаконным контентом - это Технический блок. Он включает в себя разработку и широкое внедрение современных программно-аппаратных комплексов, нацеленных на защиту пользователей, особенно детей, от незаконного контента.
В этой области принципиально важно частно-государственное партнерство. Главными его составляющими являются:
• Технологический обмен и поддержка разработок в области борьбы с незаконным контентом;
• Содействие в широком внедрении имеющихся технических решений.
В этой области уже предприняты серьезные шаги. Значимым событием 2007 года явилось реализация проекта по обеспечению безопасного и эффективного доступа в Интернет для Российских школ в рамках национального проекта «Образование».
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» прошло подключение школ России к Интернету. Федеральное агентство по образованию совместно с экспертными организациями в этой области в 2006 году разработало и представило концепцию предоставления услуги безопасного и эффективного доступа к ресурсам сети Интернет в образовательных учреждениях.
В соответствии с этой концепцией внедрена единая многоуровневая система фильтрации, опирающаяся на единую базу данных категоризированных образовательных Интернет-ресурсов, а также ресурсов, не соответствующих задачам образования.
Кроме того, в каждом субъекте Российской Федерации разработаны и утверждены региональные регламенты доступа к сети Интернет. Эти регламенты в настоящий момент уже введены в действие.
Внедрение такой масштабной системы фильтрации - всего лишь, первый шаг. И на нем нельзя останавливаться. Нужно включать в работу другие образовательные учреждения, а также организации, предоставляющие публичный доступ в Интернет.
Неизвестной областью остается сегмент домашних пользователей. Доподлинно неизвестно, какова там ситуация с незаконным контентом. В 2006 году редакция информационно-аналитического портала «Ваш личный Интернет» проводила качественные исследования восприятия родителями проблемы контакта детей с Интернет-угрозами. Все респонденты в один голос говорили: проблема есть, информации нет, как защищать детей не знаем.
Во многих странах Европы, в Америке и в Австралии, домашние пользователи имеют возможность бесплатно получать и использовать контентные фильтры. Вероятно, в России также необходим государственный проект, нацеленные на обеспечение всех пользователей базовыми техническими средствами защиты от незаконного Интернет-контента.
Если резюмировать статью, то в вопросе противодействия киберпреступности и в частности незаконному контенту, Россия активно включается в работу по защите пользователей от незаконного контента. При наличии эффективной нормативно-правовой базы, при активном участии общественных институтов, а также при условии развития частно-государственного партнерства Россия может выйти на новый уровень в борьбе с киберпреступностью.

незаконный контент, интернет, детская порнография, нежелательный контент

Next post
Up