БОЙ В ЧЕРНУХИНО 31 ЯНВАРЯ 2015-ГО
31 января 2015-го 1 взвод и управление 1 роты 30 бригады управления сектора "С" отправили останавливать танковый прорыв опорного пункта "Виталий" в Чернухино.
карта чернухино
Старшим в 1 роте на тот момент остался замполит роты Иван Мунтян (командир роты Григорий Дехтяр был ранен утром того же дня). Приехали в район станции Чернухино. Там на 2 наших БМП подсели 7 человек из нашего 3 взвода, у которых буквально за несколько часов до этого в районе ВОП "Виталий" подбили БМП 2 (ID 3997 на
http://lostarmour.info/ ) погибло 3 человека: И. Волошин, А.Черепаха и Ю.Ковальчук, и они отошли к штабу 15 горно-пехотного батальона.
Комбат Пепел дал нам сопровождающих: Сигара (солдат А. Капуш (погиб в Чернухино) и офицер (его позывной не помню, он пробыл там буквально один день)). Данная группа (всего 31 человек) выдвинулась через железнодорожный переезд в поселок Чернухино. Там закрепились на перекрестке ул. Ленина/поворот на ВОП "Федор". В течение 1 февраля была определенная суета. Приезжали и уезжали различные подразделения. Также 1 февраля приехал командир разведвзвода 15 горно-пехотного батальона позывной Якут со своими людьми (всего до 10 человек) все наладилось, суета и паника пропала. Также 1 февраля приехали 7 человек из батальона им. Дудаева с Исой Мунаевым. Они пошли в разведку вперед по ул. Ленина. Во время этой разведки и погиб Иса Мунаев. По возвращении они сообщили, что против нас силы до 100 человек, до 3 танков и другая бронетехника. В течение следующих дней до 6 февраля была 1 попытка разведки боем с их стороны. Выехала БМП-2, остановилась у минного шлагбаума и открыла огонь из пушки 2А42. Попытка уничтожить с РПГ не удалась, было 1-2 попадания, но БМП развернулась и уехала. 6 февраля приехали ребята из батальона им Кульчицкого. Они провели зачистку "серой" зоны - 450-500 метров по ул. Ленина в направлении выезда на трассу Дебальцево-Алчевск. Во время зачистки, они не встретили сопротивления, и в 17.00 мы начали выдвижение.
Силы и средства обороны Чернухино в районе ул. Ленина начиная с 18 00 6 февраля, были такие:
· Разведвзвод 15 ГПБ - до 10 с командиром позывной Якут. Он руководил всей обороной.
· 1 рота 1 батальон 30 бригады - 28 человек + 2 БМП 2 ( у одной БМП 2 не работала пушка)
· 3 батальон 30 бригада - 6 человек + 1 БМП 1 (также не работала пушка)
· 2 расчета ЗУ 23-2 на грузовиках ЗИЛ или Урал из 30 бригады (батальон не знаю, но точно не первый)
· Экипаж танка Т64 30 бригада.
· Ребята из 57 бригады до 15 человек.
· Ребята из 128 бригады до 7 человек.
· Минометчик позывной Ара и миномет "Василек" 82 мм.
7 февраля противник около 7. 30 утра противник силами до 40 человек атаковал наш крайний пост по улице Ленина. На данном посту находились ребята из 57 бригады. Позывной их поста был "Четвертый". Они были саперами, их задача была установить минный шлагбаум. Во время перемещения группа с позывным "Четвертый", из-за достаточно сильного тумана зашла на 80-100 дальше, чем должна была. Необходимо отметить, что танк противника Т72 Б (ID 4386
http://lostarmour.info/ ) находился не дальше чем 60-70 метров от дома, где расположился "Четвертый" пост, а группа противника располагалась в доме с другой стороны, не дальше чем за 30 метров до дома, где стоял "Четвертый".
Их дом штурмовали при помощи ручных гранат и выстрелов из РПГ, и в это же время выехал танк Т 72 Б и начал блокировать из НСВТ и пушки улицу Ленина. Позывной поста, где я был командиром - "Первый". Мы находились за 100-120 метров от "Четвертого" по другой стороне улицы. Наша БМП 2 стояла во дворе кормой к улице Ленина и соответственно, если бы мы попытались выехать на нее, то попали бы боком под прямой огонь танка, который в тот момент находился уже в зоне прямой наводки не дальше, чем за 120-150 метров до нас. Уничтожив "Четвертый" пост, танк и штурмовая группа начали выдвижения в нашу сторону. Танк открыл с ходу огонь из пушки. С первого выстрела был уничтожен стоящий рядом с нами дом. Наши противотанковые средства на тот момент составляли 1 РПГ-7 с одним выстрелом и 2 мухи. Других противотанковых средств у нас не было. Плюс села батарея на радиостанции, а запасной не было. Мной было принято решение оставить БМП и отойти вверх по улице. Мы отошли метров 100-120. В это время танк Т72 Б (ID 4386
http://lostarmour.info/ ) уже наехал краем гусеницы на ТМ 62 и у него вырвало 1 колесо, но экипаж не пострадал и продолжал вести огонь. Подошли 6 разведчиков с 15 ОГПБ во главе с позывным Немец, также 6 человек из 3 бата 30 бригады на БМП 1 по параллельным улицам подвезли выстрелы к РПГ.
У них был позывной "Десятый". Лично мне потребовалось до 15 минут времени, чтоб прийти в себя. Дальше была работа по уничтожению танка. Пулеметчик из 3 батальона 30 бригады ложился за дерево на прикрытие, и мы парой работали с РПГ. В основном работу гранатометчика делал Андрей Бондарь. С ним в паре выбегал кто-то из ребят из разведвзвода 15 ОГПБ. После 8-10 попадания с РПГ 7 в танк Т72 Б (ID 4386
http://lostarmour.info/ ) у него детонировал боекомплект. Во время первых попаданий танк еще работал с НСВТ, а также работала их группа прикрытия из стрелкового оружия, потому схема работы гранатометчиков выглядела следующим образом: 1 фаза - выход пулеметчика ПК на прикрытие, 2 фаза - выбор промежутка времени, когда не стреляет противник. Необходимо отметить, что на площади, где мы заняли оборону, с правой стороны, от заборов домов до асфальта был газон с деревьями длиной до 15 метров, который простреливался и забрасывалась ВОГами. Соответственно гранатометчики вынуждены были выбегать от дома до асфальта, и если не хватало времени на выстрел, бежать обратно к дому. Так могло происходить от 2 до 6 раз до момента осуществления выстрела. После того как боекомплект детонировал и мы смогли отогнать пехоту метров на 70-100 в сторону выезда на Алчевск, Олег Савченко, и Саша Дидык, и я пешком пошли к нашему оставленному БМП 2 и пользуясь тем,что половину улицы перекрывал их уничтоженный танк, а также у них были потери и они не были готовы к бою, мы забрали нашу машину и на максимальной скорости прогнали этих 150 метров, где и спрятали ее. На этой машине мы и вышли из Чернухино 17 февраля.
Через 30 минут БМП 2 (механик А. Шевчук и наводчик Виктор Мизенков), которая использовалась как мобильный резерв выехала на улицу Ленина и открыла огонь из пушки 2А42, не позволяя противнику сосредоточиться.
танк чернухино
Вечером на совещании у позывной Якут было принято решение окончательно уничтожить данный танк. Утром 8 февраля их второй танк готовился отбуксировать первый танк. Возможно для того, чтоб сохранить его, но я думаю, что именно этот первый танк создавал "пробку" и мешал им штурмовать нас бронетехникой. Мы открыли огонь из РПГ по той же схеме, что я описал выше и отогнали 2 танк. Потом Немец пешком вывел наш танк из-за крайнего углового дома слева на площади и рукой показал куда стрелять. Наши танкисты с одного выстрела снесли башню первого танка, уничтожив его окончательно.
танк чернухино
Необходимо отметить, что штатных гранатометчиков у 1 взвода 1 роты 30 бригады не было вообще. Улицу Ленина держало 20 человек (8 чел. 1 взвод 1 рота 30 бригада, 6 чел. разведвзвод 15 ОГПБ и 6 чел. 3 батальон 30 бригада). Остальные ребята или прикрывали параллельные улицы, или находились в мобильном резерве. Танк, расчеты ЗУ23-2 и 1 БМП 2 находились в мобильном резерве. Потерь техники у нас не было вообще.
8 февраля около 12.00 противник силами до 40 человек попытался атаковать наши позиции на площади, где мы занимали оборону, пользуясь тем, что мы беспрепятственно выпускали мирных жителей по улице Ленина в сторону выезда на Алчевск. Пропустив мирных жителей немного дальше уничтоженного танка, пехота противника начала выдвижение в нашу сторону. Мы вынуждены были открыть заградительный огонь. В определенные моменты боя дистанция составляла не более 60 метров. Мы работали ВОГами, выстрелами из РПГ и стрелковым оружием.
Бронетехника противника была рассредоточена по улице Ленина дальше уничтоженного танка в сторону выезда на Алчевск и осуществляла скорее моральное воздействие. Бронетехнике противника очень мешал уничтоженный танк, который наполовину перекрывал улицу Ленина. Необходимо отметить, что бронетехника противника ни разу за весь период противостояния не смогла преодолеть рубеж уничтоженного танка. Встретив сопротивление, одна из групп пыталась через дворы выйти на нас со стороны поля и посадки. Нам удалось сыграть на опережение и имитировать работу пехотного отделения со стороны дома возле посадки. Противник пробовал закрепится в домах на расстоянии 50-60 метров от наших позиции, но у него не получилось. Ключевую роль сыграла очень грамотная расстановка постов обороны, которую осуществил "Якут" и своевременное использование мобильных резервов. В момент, когда противник уже практически сумел сосредоточить до 30 человек в домах на дистанции не дальше чем в 60 метров от наших постов, из-за магазина слева на площади выехал грузовик с ЗУ 23-2 на борту. Отработав несколько коробов, ЗИЛ с ЗУ23-2 спрятался обратно за здание магазина. Далее мы их выбивали из домов навесными и прямыми выстрелами из РПГ. Трем постам, которые располагались на улице Ленина, очень сильно помогала группа, которая контролировала параллельную улицу. Там старшим поста был майор с позывным Гриф. Также всячески нам пытался помочь старший на посту "Четырнадцатый" - главный сержант 3 взвода 1 роты 30 бригады Андрей Лендел. Потери противника были достаточно серьезными, и они до конца дня больше не предпринимали серьезных попыток штурма. Необходимо отметить, что в этих боях одним из уничтоженных был гражданин или житель Франции, а также был отбит небольшой и компактный противотанковый ракетный комплекс. Ориентировочно бой закончился около 16. 30. Штурм 9 февраля начался ориентировочно в 9.00 и продлился ориентировочно до 13.00. Действия противника практически полностью повторяли их действия 8 февраля, только были менее агрессивными, и они не рисковали приближаться ближе, чем на 80-90 метров. Днем около 14. 00 (точное время не помню) зафиксирован заход штурмовика с направления Лутугино-Чернухино (какая из моделей Су это была, я не знаю).
Относительное спокойствие до конца дня было использовано для того, чтоб снять ПТУР с нашего БМП 2. Опыта стрельбы с ПТУР непосредственно с БМП 2 у нас не было. В принципе в условиях уличного боя с танком - это практически нереализуемое действие. Необходимо отметь, что до момента снятия ПТУР с БМП 2 и установки его напротив нашего поста по улице Ленина противотанковых средств серьезнее, чем РПГ по всей улице Ленина не было. После снятия станка и установки ПТУР обозначились 2 проблемы. Первая - на нашей установке отсутствовал прицел, вторая проблема - из 20 человек, которые держали оборону, не было специалистов по стрельбе с ПТУР (никто не делал до этого больше 1 выстрела). В результате удалось собрать один ПТУР из двух БМП. С одного сняли станок, а с другого пусковую установку, также сняли с возимый запас ракет с БМП. Отсутствие опыта стрельбы решили одним пробным выстрелом в направлении, где по нашим наблюдениям могло быть место сосредоточения противника по левой стороне улицы Ленина. Также за это время мы выпросили еще один ГП 25 у ребят, которые находились на перекрестке ул. Ленина/поворот на ВОП "Федор" и один ПК у ребят, которые контролировали параллельную улицу. Такие мелкие решения существенно укрепили оборону нашего поста. Также у нас на посту уже находилось 6 ручных кумулятивных гранат и 4 РПО "Шмель" (ими никто не умел пользоваться). Навели ПТУР на свободную половину дороги возле уничтоженного танка.
Наличие ПТУР сыграло ключевую роль в обороне улицы Ленина. После того как они поняли, что мы располагаем более серьезными чем РПГ 7 противотанковыми средствами, бронетехника противника перестала даже пытаться оказывать на нас психологическое воздействие.
10-11 февраля действия противника практически полностью повторяли их действия 8-9 февраля. Ориентировочно действовала штурмовая группа до 20 человек. В это время мы удачно использовали наличие ГП 25. У нас на посту 3 у разведчиков на посту 2, и один или два ГП 25 было у ребят на посту "Десятый". Схема работы с ГП была следующая: выход по радиостанции на "Грифа" (он имел возможность наблюдать ту часть ул. Ленина, где находился противник)-пристрелочный одиночный выстрел-внесение корректировок-5-6 выстрелов из каждого ГП. Также в эти дни и до 17 февраля активизировалась работа снайперов противника.
Единственная попытка штурма после установки ПТУР с использованием танка была 12 февраля. Экипаж танка противника был достаточно опытный. Он выехал на ул Ленина ориентировочно около 16 30, использовал уничтоженный танк как прикрытие и открыл огонь из НСВТ, а потом из пушки прямо по улице. Очень плотный огонь из НСВТ не позволял выйти на прямой выстрел ни с РПГ, ни добраться до ПТУРа. Я думаю, что цель такого маневра - прикрытие и последующий выезд в нашу сторону следующего танка. Но что-то у них пошло не так. Возможно, они хотели вскрыть наше расположение или выманить наш танк, который находился в мобильном резерве слева от улицы Ленина и в случае выдвижения танка противника просто тот просто подставлял нашему танку свой бок. Возможно, они слушали наш эфир, а в эфире в это время Якут спокойным голосом говорил: "Приготовить противотанковые средства". Не знаю. Но как только прозвучал 14 выстрел из пушки и Немец заорал в эфир "ПТУР" мы начали кидать в сторону танка ВОГи, пытаясь подбить НСВТ, а Саша Дидык в это время пробежал эти 10-12 метров газона до асфальта и успел нажать спуск ПТУРа. Попадания в танк противника не было. ПТУР был наведен на свободный участок дороги рядом с уничтоженным танком, а сам танк противника прятался за уничтоженным танком. Но выстрел из ПТУРа заставил танк, который стрелял из НСВТ и выпустил 14 снарядов из пушки спрятаться во двор. После этого на "Десятый" пост дополнительно поставили СПГ-9 на шнурке. Это СПГ привезли из района вокзала, где был опорный пункт 15 ОГПБ.
13-14 февраля действия противника практически полностью повторяли их действия 10-11 февраля. Ориентировочно действовала штурмовая группа 20-30 человек. В это время мы удачно использовали наличие ГП 25, но они под прикрытием работы их АГС 17, а также ЗУ 23-2, которая была установлена на МТЛБ и постоянно перемещалась, пытались максимально приблизиться к нам. В один из этих дней мы вынуждены снова использовать маневр с выездом нашего грузовика с ЗУ 23-2 из-за магазина.
15-16 февраля весь поселок просто засыпали минами, градами и артиллерией, но мы были рассредоточены по поселку, в основном жили в погребах и никакого поражения их артиллерия нам не наносила.
17 февраля на совещании была доведена команда находиться в готовности к выдвижению. В 23.00 колонна начала выдвижение в сторону г. Дебальцево полевыми дорогами. Выдвижение до Дебальцево было организовано очень грамотно, предварительно блокировались перекрестки и другие возможные места проведения засад. Единственный негатив, что при выходе на трассу Е50 наш танк Т64, на броне которого находилась группа из 6 человек во главе с младшим лейтенантом Мунтяном, перевернулся. Спасло ребят то, что пушка танка была повернута в левую сторону, и он переворачивался в левую сторону и уперся пушкой в землю. Один парень получил перелом ключицы и ребер, а второй одного из позвонков. Остатки нашей колонны их не увидели и не остановились. Младший лейтенант Иван Мунтян собрал людей, и они пробежали расстояние до Дебальцевского креста (около 4 километров), где их подобрали ребята из другого подразделения, и они также успешно вышли в Артемовск. Мы добрались до поляны, там было огромное скопление техники, формировалась колонна. Во всей этой суматохе удалось выйти на Якута и уточнить наши действия. Ответ - держаться колонны. Во время выхода был один серьезный обстрел где-то в полях, слева были высоты и речка. Нам всем, ну и мне в частности, тогда очень повезло. Мина легла где-то в 3-4 метрах от нашего БМП в небольшой пригорок. Осколки как-то странно пошли. 1 осколок размером с большой сигаретный окурок влетел в ручку лопаты по правому борту. Валику Савицкому повезло дважды - осколок пролетел у него между ног и застрял в ручке лопаты, а не пошел рикошетом. 2 осколок ударил справа в "ребристый" сантиметров за 50 от головы нашего механика Олега Савченко. И около 15 осколков влетело в "волнистый" лист, в который упирались мои ноги. По времени это было где-то около 6.30 утра. Дальше, без каких-либо происшествий мы добрались в Артемовск.
Очень хочется поблагодарить всех ребят, с которыми мы были в Чернухино все это время. Отдельное спасибо Якуту и Немцу, другим ребятам из разведвзвода 15 ОГПБ. Эти ребята приехали в Чернухино из Нетишино, имели опыт уличных боев и, по сути, именно они сумели организовать там грамотную оборону.
Вадим Данилевич, сержант 1 взвода 1 роты 30-й бригады, для "Цензор.НЕТ" Источник:
http://censor.net.ua/r376160 Источник:
http://censor.net.ua/r376160