Оригинал взят у
rjadovoj_rus в
Китай в образовании ставит на первое место вопросы морального воспитанияКитайцы прекрасно понимают, что советский задел скоро кончится и именно они, по крупице собирающие советский опыт и методики, станут новыми лидерами во всем. А Россия, потянувшаяся в прошлое, в феодализм, неизбежно отстанет не только от Запада, но и от Китая.
Оригинал взят у
atsinis в
Китай в образовании ставит на первое место вопросы морального воспитания Китай в вопросах школьного образования уделяет в первую очередь внимание качеству вместо количества, преследуя цель достойной подготовки юношества в старших классах. Об этом заявил здесь заместитель министра образования КНР Лю Лиминь.
“Моральное просвещение учащихся должно быть поставлено на первое место. В то же время Китай должен оказывать содействие и совершенствовать обучение старшеклассников в целом”, - подчеркнул замминистра на тематическом форуме, состоявшемся в китайской столице. <...>
Эта задача, в частности, подразумевает особые усилия по подготовке учителей, а также надлежащее финансирование “гаодэн” - старших классов школы, в которых обучается более 86% подростков страны соответствующей возрастной группы. <...> Сейчас в КНР повышенное внимание уделяется обучению в старших классах школ экономически слаборазвитых западных и центральных районов Китая, а также оказанию помощи детям из малоимущих семей.
Что касается морального просвещения старшеклассников, помимо ценностей “социализма с китайской спецификой”, им прививают традиционные конфуцианские принципы, которые, прежде всего, подразумевают уважение к старшим, подчинение вышестоящим, формирование в обществе отношений социальной гармонии. Во многих школах, как и столетия назад, учащиеся заучивают страницы классических трактатов. Практикуются и такие ритуалы как коленопреклоненное выражение благодарности учителям, родителям.
Пока наш минобр пишет
пространные и пустые по сути концепции, китайский минобр задачи формулирует ясно, приоритеты расставляет четко: главное в школном образовании - качество и воспитание. Я бы добавил ещё и третье - фундаментальность (думаю, и к этому китайские товарищи вскоре придут). О таких словах наш минобр, по-моему, и вовсе не слышал. Качество образования у нас по факту вообще никак не оценивается, а уж разговоры о том, что школа и учитель должны ученика ещё и воспитывать, находятся под строжайшим запретом.
Ведь социализация - это важнейшая функция школы. Семья и школа - два главных "института" социализации. ВУЗ или техническое училище - это уже скорее институты обучения, в них человек прежде всего получает профессиональные навыки, специальность. В них функция воспитания уже отходит на второй план (хотя и не должна игнорироваться полностью - молодых людей предоставлять самих себе, скажем так, рискованно).
Сейчас же в наших школах воспитанию учеников внимания почти не уделяется - участие учителя в социализации ребенка не поощряется, скорее наоборот. Добавьте к этому нападки на институт семьи (вся эта ювенальная юстиция и прочие безобразия). На входе - два обесточенных института социализации. И что получим на выходе?
К чему ещё, на мой взгляд, полезно прислушаться в этом сообщении - Китай не просто собирается уделить внимание моральному просвещению, а моральному просвещению с опорой на свою культуру, на свои традиции. Вроде у какой-то крупной компании есть такой девиз - "innovation through tradition". Судя по всему, что мы видим в жизни Китая, Японии, других стран Восточной Азии - там это чуть ли не основопологающий принцип во всех сферах жизни. А у нас насаждается, скорее, "innovation without tradition" - и результат как-то... не очень. Для наших "образователей", судя по их действиям и высказываниям, сделать "как у них" (не у китайцев, а у наших западных партнеров) - что науку, что образование. Заимствование рад заимствования. В итоге не работает ни то, ни другое. Нет четкого ответа - кого готовим, как и - главное - для чего. Точнее, он есть ("взрастить квалифицированного потребителя"), но несовместим с жизнью страны.