Оригинал взят у
cycyron в СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО
Мишустин заявил о прогрессе в вопросе будущего Союзного государства
Прогресс достигнут по многим вопросам российско-белорусской повестки, в том числе по будущему Союзного государства, заявил премьер-министр России Михаил Мишустин в ходе визита в Минск.
«Хочу сказать, что у нас по многим вопросам прогресс, в том числе по вопросу, когда мы с вами говорили и обсуждали будущее Союзного государства», - цитирует главу российского правительства ТАСС.
Пишет
el-tolstyh в
СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВОПо его словам, оно будет основано на абсолютно независимой позиции двух стран, но «с соответствующими мероприятиями экономического характера», о которых ранее договаривались.
Как пояснил Мишустин, эти мероприятия призваны убрать ненужные барьеры в торговом и культурном взаимодействии.
Ранее госсекретарь Союзного государства Григорий Рапота сообщил, что оно работает в обычном режиме, дипломаты, учёные и военные сотрудничают штатно.
--------------
Союзное государство
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Союзное государство (значения).
Союзное государство
белор. Саюзная дзяржава
Union State (Crimea disputed).svg
Официальные языки русский и белорусский
Столица Белоруссия: Минск
Россия: Москва
Территория
• Всего 17 332 791[b][c] км²
Население
• Оценка (2018) 156 269 344[d][c] чел.
Экономический и валютный союз
Сою́зное госуда́рство - надгосударственность Российской Федерации и Республики Беларусь с поэтапно организуемым единым политическим, экономическим, военным, таможенным, валютным, юридическим, гуманитарным и культурным пространством.
Также в прессе встречаются названия Сою́з Росси́и и Белору́ссии (СРБ), Сою́зное госуда́рство Росси́и и Белару́си (СГРБ), Сою́з Белару́си и Росси́и, Сою́зное госуда́рство Белару́си и Росси́и. Общий праздник - День единения народов Беларуси и России (отмечается со 2 апреля 1997 года).
История Союзного государства
Государственно-правовые связи между Россией и Белоруссией являются предметом научного рассмотрения[4]. Исследователи выделяют два периода в истории союза: исторический опыт, ограничивая его периодом с IX века до 1991 года[5], и собственно процесс становления союза, начало которого отсчитывается от момента распада СССР[6]. История государственно-правовых связей до 1991 года обычно рассматривается в рамках трёх этапов[7]:
IX-1917 г. - дореволюционный[8];
1917-1921 - распад империи[9];
1921-1991 - советский[10].
Периодизация процесса становления союза[11]:
1996 - «Договор о создании Сообщества Беларуси и России»
1997 - «Договор о Союзе Беларуси и России»
1998 - «Договор о создании Союзного государства»
Изначальный «Договор о создании Сообщества Беларуси и России» (2 апреля 1996) имел международный характер и «аморфное содержание»[6]. Уже через несколько лет Сообщество было преобразовано в интеграционное образование - Союз Беларуси и России[12]. Был подписан «Договор о Союзе Беларуси и России» (2 апреля 1997) и Устав союза (23 мая 1997)[13]. В период с 8 октября 1998 года по 1 января 1999 года был опубликован проект Договор о создании Союзного государства, который был скорректирован при участии общественных организаций[14].
Фундаментальным шагом стало подписание Договора о создании Союзного государства (8 декабря 1999), который стал юридической и политической основой для дальнейшей интеграции[15]. 26 января 2000 года, после ратификации Договора парламентами двух стран, он вступил в силу.
Государственное устройство
Особенность институциональной системы Союзного государства заключается в уникальном синтезе принципов построения федеративного государства и принципов организации международной организации, так, как первые работают на базе разделения властей, а вторые на базе распределения предметных компетенций между гос органами и международной организацией; не стоит забывать и о разнице в подходе к национальному принципу при принятии решений, характере возлагаемых полномочий[16].
Парламент
Парламент Союзного государства имеет исключительное правовое положение поскольку только он формируется народом Союзного государства непосредственно[17]. В Парламентском Собрании действуют восемь комиссий[источник не указан 165 дней]. Структурно включает в себя Палату представителей и Палату союза, при этом места распределяются следующим образом[18]:
Палата союза включает по 36 депутатов от каждого государства-участника;
Палата представителей состоит из 75 депутатов от России и 28 депутатов от Белоруссии.
Исследователями отмечается большое количество пробелов в правовом регулировании данного института[18]. Так, до принятия закона о выборах депутатов функции парламента исполняет Парламентское собрание Союза Беларуси и России[19].
Высший государственный совет
Высший государственный совет Союзного государства формируется из высших лиц обоих государств. Два участника союза формируют биполярную систему управления, устойчивость которой зависит от преобладания национальных и союзных интересов у каждой из сторон[20]. Представляет собой периодически созываемый орган. Основывается на принципе единогласного принятия актов, что означает дискриминацию большинства в интересах меньшинства[21]. К его компетенции относится решение вопросов, связанных с развитием Союзного господарства, образование органов, издание декретов, постановлений, директив и др.[22]
Члены высшего государственного Совета[23][показать]
Совет министров
Совет министром Союзного государства является прообразом правительства[24] - исполнительным органом с широкими полномочиями[25]. Имеет непостоянный характер работы, связанным по мнению Антоненко с совмещением частью министров работы и на союз и на государство-участника, недостаток властных и распорядительных полномочий[24].
Суд
Судебная система Союзного государства включает суды, выполняющие функции: конституционного суда и высших отраслевых судов[24]. Судебная ветвь власти не получила значительной роли и имеет узкий набор полномочий и функций. В целом, детализация судов в договоре считается недостаточной[26].
Счётная палата
Согласно договору в систему органов Союзного государства должна была войти Счётная палата[26]. Она должна была стать органом, контролирующим финансы Союзного государства[26].
Постоянный комитет
Постоянный Комитет Союзного государства образован 27 июня 2000 года. Он обеспечивает деятельность Высшего Государственного Совета и Совета Министров Союзного государства. Подотчётен Совету министров Союзного государства.[источник не указан 165 дней]
Руководит работой Постоянного Комитета Государственный секретарь Союзного государства, в состав Постоянного Комитета входят также четыре члена Постоянного Комитета, являющиеся по должности его заместителями. Членами Постоянного Комитета могут быть только граждане государств-участников. В составе Постоянного Комитета не должно быть более двух третей членов Постоянного Комитета, являющихся гражданами одного государства. Государственным секретарём с декабря 2011 года является Григорий Алексеевич Рапота.[источник не указан 165 дней]
Перспективы
Диаграмма Венна, показывающая соотношение наднациональных организаций на территории бывшего Советского Союза
В Союзе предполагается унификация законодательства, единый парламент, кабинет министров и другие органы верховной власти, символика (флаг, герб, гимн), валюта и т. п. (Статьи 8 и 36 проекта Конституционного акта Союзного государства). В настоящее время символы Союзного государства - флаг, герб и гимн не утверждены.
Идея создания Союза, вплоть до мягкой федерации, принадлежала президенту Белоруссии, Александру Лукашенко. Ранее (начиная с марта 1994) идею аналогичного, но не более чем конфедеративного, союза (Евразийский союз) выдвигал президент Казахстана Нурсултан Назарбаев.
В конце 2006 года, в свете резкого повышения Россией цен на газ для Белоруссии, президент Лукашенко высказывает значительное разочарование. В январе 2007 года он заявляет, что «от нас требуют вступления в состав России… Я не хочу похоронить суверенитет и независимость моей Беларуси…»[27].
Однако, уже на рубеже 2007 и 2008 процесс интеграции усилился. Президентами России и Белоруссии рассматриваются подготовленные экспертами варианты Конституционного акта, делегирования союзных полномочий и формирования наднациональных органов Союза, а также избрания президента Союза, которым по предположению многих политиков должен стать президент России В. В. Путин. С мая 2008 года по июль 2012 года Владимир Путин являлся главой совета министров Союзного государства[28][29].
Впрочем, из-за выявления ряда экономических и политических противоречий, в частности: «молочной войны», процесс интеграции двух республик идёт неровно. Кроме того, отношение к союзу в Белоруссии, возможно, меняется в худшую сторону. Так, согласно результатам социологического опроса, проведённого Белорусским институтом стратегических исследований, 54,8 % опрошенных высказались категорически против того, что «Беларусь и Россия должны построить союзное государство с единой валютой, президентом и парламентом». «За» высказались лишь 20,4 % респондентов. 24,7 % опрошенных затруднились ответить[30]. Однако результаты этого опроса ставятся под сомнение в российских СМИ, а его инициатор обвиняется в ангажированности[31][уточнить]. В то же время, белорусские политологи утверждают, что тенденция эта вполне реальная и опрос отражает существующую динамику[32][33].
В 2010 году из-за значительных осложнений в отношениях Российской Федерации и Республики Беларусь, разногласий между главами государств, интеграция практически остановилась.
Торжественная церемония подписания Договора об образовании Союза России и Белоруссии во Владимирском зале Большого Кремлёвского дворца. Президент РФ Борис Ельцин и президент Белоруссии Александр Лукашенко во время подписания договора. Москва, Россия
До 2011 года проект тихо «умирал» из-за различия стратегических интересов обеих стран. Однако заметное потепление отношений между странами в 2011 году постепенно возвращает идею Союза на прежний уровень. Однако есть мнение, что Белоруссия налаживает проект в основном из-за тяжёлого экономического положения[34].
Белорусское правительство 3 сентября 2019 года передало для одобрения президенту Александру Лукашенко проект программы действий по интеграции. В ней заложена концепция, которая подразумевает исполнение принципа «две страны - один рынок». 6 сентября этого же года премьер-министры Беларуси и России Сергей Румас и Дмитрий Медведев парафировали программу интеграции двух стран. Был утверждён перечень дорожных карт - в список вошла 31 такая карта, однако их содержание не раскрывается[35]. К 8 ноября 2019 года правительства Беларуси и России согласовали 16 дорожных карт из 31, разработанных в рамках экономической интеграции двух стран[36], к 20 ноября - 21. 7 декабря в Сочи состоялась ещё одна встреча глав государств, по итогам которой 8 карт так и не были согласованы[37]. 7−8 декабря в Минске прошли уличные акции протеста против углублённой интеграции с Россией[38]. Во время встречи 20 декабря в Санкт-Петербурге были согласованы проекты документов по электроэнергетике и по вопросам сотрудничества таможенных служб, однако осталось ещё 3 блока вопросов[39].
Единая валюта
Александр Лукашенко впервые объявил о перспективах введения единой валюты с 1 января 2004 года, однако планы были вскоре отодвинуты на 1 год. Однако ни в 2005, ни в 2006 году единая валюта так и не появилась. 2 февраля 2006 года на пресс-конференции в Минске директор Национального банка Республики Беларусь Пётр Прокопович объявил об ожидаемом введении единой валюты с 2007 года, чего также не произошло.[источник не указан 165 дней]
Предполагается, что единой валютой должен стать российский рубль. Основной причиной задержек являются значительные разногласия двух стран по поводу деталей предполагаемой валютной реформы. Белоруссия настаивает на выплате значительной компенсации за отказ от национальной валюты - белорусского рубля и на сохранении за Минском права на эмиссию рублей. Российская сторона отклоняет эти предложения, а Белоруссия, соответственно, не принимает российский рубль[источник не указан 165 дней].
В феврале 2019 года Лукашенко высказался о новом предложении по созданию единой валюты - ей должен стать рубль, но не российский и не белорусский[40].
Бюджет
Основная статья: Бюджет Союзного государства
Возможное расширение
В 2001 году президент Молдавии Владимир Воронин сразу после своего избрания озвучил планы по вступлению Молдавии в Союзное государство. К 2005 году такие разговоры практически прекратились, Молдавия заявила о намерении войти в Евросоюз[источник не указан 1264 дня].
В Киргизии оппозиция в июне 2007 года попыталась инициировать референдум о присоединении к Союзу[41].
В 1999 году президент Югославии Слободан Милошевич заявил, что желает присоединения своей страны к Союзу на правах наблюдателя. В 2007 году заместитель председателя Сербской радикальной партии Томислав Николич в своей речи сказал, что хотел бы укрепления связи Сербии с Союзом, чтобы в конечном счёте присоединиться к нему[источник не указан 1255 дней][42].
17 октября 2008 года парламенты непризнанных Абхазии и Южной Осетии получили статус постоянных наблюдателей при Парламентском собрании Союза Белоруссии и России[43].
Флаг и герб
Пункт 1 статьи 10 Договора о создании Союзного государства гласит: «Союзное государство имеет свой герб, флаг, гимн и другие атрибуты государственности». После образования Союза России и Белоруссии в 1997 году, официально не были приняты ни общий флаг, ни общий герб[источник не указан 165 дней].
Предлагаемый проект герба - это модификация и соединение гербов России и Белоруссии[44].