Оригинал взят у
sokura в
Белое солнце пустыни: истерном по вестерну Оригинал взят у
slavikap в
Белое солнце пустыни: истерном по вестерну Один из любимейших фильмов трех поколений - рекордсмен по цитированию крылатых фраз, актуальных и сегодня.
На экраны культовая работа режиссера Владимира Мотыля вышла в 1970 году, Государственной премии России удостоилась в 1998-м, а спустя полвека закрепила за собой статус народного достояния. Кто бы мог подумать, что на такое способен не пафосный рассказ о событиях далекой Гражданской войны, а советская пародия на вестерн о приключениях красноармейца, спасающего чужих жен из вражеского гарема. Как удалось отстоять нетривиальный сюжет, куда смотрела цензура, и что сказала на это партия? Любопытные подробности работы над фильмом, ставшим нашим «ответом Западу» по форме и содержанию.
«Таможня даёт добро»
Признаки вестерна в истории противостояния Фёдора Ивановича Сухова бандиту Абдулле - дань времени, вознесшему этот жанр на вершину популярности. «Белое солнце пустыни», «Неуловимые мстители», «Свой среди чужих, чужой среди своих» перенесли традиции приключенческого фильма о поселенцах «дикого Запада» на нашу почву, предложив его новый вид - истерн. В 60-70-х годах ХХ века это явление вызвало всплеск подражаний в советском кинематографе - как на азиатских киностудиях, так и на центральных.
Картина «Белое солнце пустыни» была снята на «Мосфильме» и «Ленфильме» по сценарию Валентина Ежова и Рустама Ибрагимбекова. А предшествовал этому оглушительный успех дилогии 1966 года «Неуловимые мстители», после которого и появился термин «истерн». В том же году советский кинематограф обогатился Экспериментальной творческой киностудией - коммерческим предприятием с конъюнктурными принципами производства, свободой подбора кадров и выбора материала для экранизации.
Из соображений выгоды в 1967 году ЭТК решила снимать потенциально популярный истерн и пригласила к работе над сценарием Фридриха Горенштейна и Андрея Михалкова-Кончаловского. Но первоначальный сценарий «Басмачи» руководство не устроил. Тогда появились другие соавторы - Рустам Ибрагимбеков и Валентин Ежов. Последний поделился не выдуманной историей, которую услышал от участника Гражданской войны. Ветеран рассказывал о сбежавшем басмаче, бросившем свой гарем на произвол судьбы. Сюжетная линия была найдена.
Сценарий писался ровно месяц - с июня по июль 1967 года. И если бы к тому времени студия определилась с режиссером, фильм запустили бы в производство уже с августа. Но снимать было некому.
Стать режиссёром предлагали Витаутасу Жалакявичусу, Юрию Чулюкину, Андрею Тарковскому, но никто из них предложение не принял.
Не отклонил его лишь Владимир Мотыль, снявший до этого «Женю, Женечку и «катюшу». Ему сразу понравился сценарий, хотя были сомнения в том, что это позволят снять. Согласился режиссер взяться за работу лишь после получения гарантий свободы действий от руководителя ЭТК Григория Чухрая и сценариста Валентина Ежова. В итоге сценарий с рабочим названием «Пустыня» заявили в план следующего года. Прокатное название фильма «Белое солнце пустыни» предложил зампред Госкино Владимир Баскаков.
«Гюльчатай, открой личико»
Пробы стартовали с января 1968 года. В главной роли изначально рассматривался Георгий Юматов, но актер в первую же съемочную неделю запил и подрался, поставив под вопрос дальнейшие съемки. Когда Владимир Мотыль увидел разбитое и опухшее лицо «красноармейца Сухова», то решил не рисковать и отказался от услуг Юматова. На его место режиссер пригласил Анатолия Кузнецова, кандидатуру которого предварительно отклонили в пользу Юматова. Сам исполнитель главной роли шутил, что попал в картину «по блату»: просто он жил в одном доме со сценаристом. А Юматов сыграл свою звездную роль через два года - в картине «Офицеры».
Саида мог сыграть Игорь Ледогоров, но удача оказалась на стороне артиста Театра сатиры Спартака Мишулина.
А роль таможенника Верещагина должна была достаться Ефиму Копеляну, однако судьба улыбнулась артисту Ленинградского БДТ Павлу Луспекаеву - театральному актёру без выразительной кинобиографии, к тому же тяжело больному: из-за ампутированных пальцев на обеих ногах к началу съёмок он уже не ходил без трости. Но Мотыля этот факт не остановил - он даже готов был изменить сценарий и снимать Луспекаева на костылях. На это не согласился сам артист.
Он решительно отказался от подпорок, дублеров и каскадеров, хотя один помощник у него всё-таки был: на баркасе вместо него дрался профессиональный боец Александр Массарский. Мужская харизма Луспекаева вывела образ Верещагина из роли второго плана едва ли не в главную. Даже песню «Ваше благородие» Исаак Шварц и Булат Окуджава писали специально под этого артиста. А в довершение всего режиссер пожертвовал сценарием и переименовал персонажа актера из Александра в Павла - так герой окончательно «сроднился» с исполнителем. После успеха картины режиссёры засыпали Павла Луспекаева предложениями новых ролей, но жить ему оставалось лишь несколько месяцев. Артист умер в год выхода фильма, в 1970 году.
Для многих снимавшихся в ленте актёров эти работы стали главными в жизни. Но не все участники съемок были профессионалами. Например, из девяти «жен Абдулы» дипломы об актерском образовании имели лишь три исполнительницы. Остальных хотели набрать из местных девушек, но желающих сниматься не нашлось. Пришлось свозить «жён» со всего СССР - одну даже доставляли в пустыню из Латвии. Среди «жен Абдуллы» оказались продавщица, баскетболистка и «даже одна женщина - научный работник». Когда исполнительницы отбыли по местам основной работы, в эпизодах с закрытыми лицами «женщин из гарема» изображали участвовавшие в массовке солдаты.
В процессе работы над фильмом недосчитались исполнительницы роли Гюльчатай Татьяны Денисовой. Отснявшись, актриса не смогла прибыть в Туркмению для вынужденной пересъемки забракованных сцен. Ее пришлось заменить 17-летней студенткой Вагановского балетного училища Татьяной Федотовой (озвучила роль в фильме Надежда Румянцева). Но в первой сцене Сухов видит во сне в розовом платке именно первую исполнительницу.
На роль супруги Сухова Екатерины Матвеевны после длительных уговоров согласилась редактор Останкино Галина Лучай - это первая и последняя ее киноработа.
Сложным оказался подбор артиста на роль красноармейца Петрухи. Пробовался один (Савелий Крамаров), утвердили другого (Юрия Чернова), а снялся в итоге третий: после того как Юрий Чернов отказался от роли в пользу цирка, сыграть Петруху пришлось бывшему слесарю Николаю Годовикову. До этого он снимался с Луспекаевым в картине 1966 года «Республика ШКИД» (Годовикова там можно узнать по эпизоду в образе беспризорника, а Луспекаев играл преподователя гимнастики Косталмеда).
«Восток - дело тонкое»
Съёмки картины начались 24 июля 1968 года. Первую натурную сцену - сна Сухова - снимали в селе Мистолово: там герой Анатолия Кузнецова ковал серп и пил чай в кругу гарема и супруги.
Потом группа уехала на каспийский берег, в Махачкалу. В Дагестане были построены декорации среднеазиатской провинции, основные события по сценарию разворачивались в городке Педженте. Затем снимали в Туркмении. Отличительной особенностью этих съемок была их плохая организация. Основные ресурсы были брошены на создававшуюся в то же время киноэпопею «Освобождение», а «Белому солнцу пустыни» не хватило даже съемочного крана - пришлось обходиться подручными средствами.
В съёмках участвовал целый эскадрон - то самое кавалерийское подразделение, которое создавалось для знаменитых батальных сцен «Войны и мира». Но в окончательную версию фильма трюковые эпизоды так и не вошли. Снимались же они трудно и с жертвами: по неосторожности на съемках даже погиб каскадер-кавалерист.
Позже режиссеру поставили в вину и не получившиеся сцены, и хромавшую дисциплину на площадке и вне ее. Известно, что артисты злоупотребляли алкоголем и постоянно «влипали» в пьяные истории. Например, в ресторанной драке местное хулиганьё рассекло бровь Луспекаеву, и актера не пришлось гримировать для сцены борьбы на баркасе - лицо у него в эпизоде схватки кровоточило естественным образом.
А когда воры посягнули на ценный реквизит в Каспийске, Мотыль решил подстраховаться на будущее, заручившись поддержкой местного криминалитета. Так «авторитет» Али получил в фильме эпизодическую роль бандита из банды Абдуллы: он дважды появился в кадре (в алой рубашке), обезопасив съемочную группу от дальнейших неприятностей...
Но недоразумений с приемной комиссией избежать не удалось. Посмотрев отснятый материал, глава ЭТК Григорий Чухрай остался недоволен его качеством. В январе 1969 года он заклеймил режиссера обвинением в профнепригодности: при перерасходе средств план съемок в командировках не был выполнен. На целых четыре месяца производство картины было приостановлено - руководство хотело поручить заканчивать фильм другому режиссёру (Владимир Басов от поступившего предложения отказался).
«Везет мне на эти дела!»
Студия разбиралась в причинах перерасхода средств и была в шаге от закрытия фильма. А Владимир Мотыль ходил по инстанциям, доказывая его перспективность. Был режиссер даже у министра кинематографии Алексея Романова. Неизвестно, кто ему в итоге помог, но в дело вдруг вмешался Минфин, отказавшись списывать свыше 300 тысяч рублей, потраченных на съемки. После пересмотра бюджета было решено дать еще денег на завершение фильма.
А дальше денежный конфликт сменился творческим. Режиссеру были высказаны претензии в том, что картина выходит чересчур трагической, надо бы ее «разгрузить» и «облегчить». В частности, требовалось переснять концовку и ключевые сцены. Иначе могла выглядеть и решающая схватка Сухова и Абдуллы, и судьба несчастной вдовы Верещагина Настасьи, которая в первоначальной задумке авторов лишается рассудка после гибели мужа. Не увидели мы и рыдающих над телом убитого Абдуллы безутешных жен.
Переснимался фильм с мая по сентябрь 1969 года, во время второй командировки съёмочной группы в Среднюю Азию. Начинал снимать Владимир Мотыль на «Ленфильме», а заканчивал на «Мосфильме». В сентябре 1969 года завершились съёмки, но не закончились проблемы. Директор киностудии «Мосфильм» Владимир Сурин не стал подписывать акт о приёмке. Отснятый материал вновь не порадовал руководство. Режиссеру было велено сделать еще три десятка правок.
Фильм вышел в прокат лишь благодаря большому любителю зарубежных боевиков дорогому Леониду Ильичу. «Белое солнце пустыни» ему показали в домашнем просмотре, и картина произвела на руководителя ЦК благоприятное впечатление. Чего нельзя сказать о приемной комиссии - ее низкая оценка снизила показатели в прокате, поскольку фильму была присвоена лишь вторая категория. Тем не менее, на экраны картину выпустили приличным тиражом - более 1400 копий. В годовом рейтинге картина оказалась на втором месте (после «Освобождения» режиссера Юрия Озерова): с 30 марта 1970 года «Белое солнце пустыни» посмотрели 50 миллионов человек.
«За державу обидно!»
Есть, правда, и другие данные: пятое место по количеству проданных билетов среди фильмов 1970 года (34,5 миллионов) и неоднозначные оценки у зрителей. По опросу журнала «Советский экран», лишь 4 % его участников назвали фильмом года «Белое солнце пустыни» (12-я позиция в списке приоритетов), и 4,5 % признали эту картину худшей за весь год. Зато профессиональная критика оценила работу Владимира Мотыля достаточно высоко: 16 экспертов, участвовавших в опросе газеты «Советская культура», присудили фильму почетное третье место в тройке лучших, отдав предпочтение лишь фильмам «Начало» и «У озера».
А критик Майя Туровская даже разглядела в «Белом солнце пустыни» новый жанр (историко-революционный), которого до этого не было не только в советском, но и в мировом кино. Его притягательность - в парадоксальности художественной манеры: это и пародия на вестерн, и боевик, и патриотическая баллада.
Наряду с сериалом «Семнадцать мгновений весны» и бестселлерами Леонида Гайдая, фильм «Белое солнце пустыни» оказался чемпионом по частоте телевизионных показов. Но в советский период картину так и не отметили официальными регалиями, хотя и выдвигали в год выхода на Государственную премию СССР (ее в 1970 году присудили фильму Сергея Герасимова «У озера»). И лишь в 1998 году культовая работа Владимира Мотыля получила Государственную премию России.
А сам режиссер снял девять картин полного метра, включая работу своей мечты - фильм о декабристах «Звезда пленительного счастья». Тем не менее, никакая другая его лента по популярности и близко не стояла рядом с «Белым солнцем пустыни».
«Вопросы есть? Вопросов нет»
* Этот истерн стал талисманом у наших космонавтов. Его на удачу принято смотреть перед стартами, побывал фильм и на космической орбите. Начало традиции положила гибель экипажа корабля «Союз-11». Как только космонавтов стал «провожать» Сухов, никто из них больше не погиб.
* В Каракумах часто шли дожди и песок скрыла свежая зеленая трава. Режиссер облетел на вертолете сотни километров пустыни, но так и не нашел подходящего места. В результате решил не ждать милостей от природы, а договориться с армией. И солдаты близлежащей части пропололи несколько квадратных километров пустыни в месте проведения съемок.
* Одну из жен Абдулы Джамилю в разных эпизодах играют три исполнительницы: Татьяна Кричевская, Галина Умпелева и Галина Дашевская.
* Исполнитель роли Чёрного Абдуллы Кахи Кавсадзе на самом деле боялся лошадей и не умел держаться в седле. Поскольку актера так и не смогли обучить приемам верховой езды, в кадре «крутой бандит» сидел неподвижно или «ездил» на плечах ассистента режиссера. Потому и получил артист за роль всего 777 рублей. На вопрос, почему же такого неумеху выбрали для роли мужественного «мачо», Кахи Кавсадзе отшучивался, что он «эффектно выглядел в седле». Кстати, «секс-символ» более четверти века не изменял парализованной жене Белле (после вторых родов у женщины отнялись ноги) и очень страдал после ее смерти. Артистами стали и дети актера.
* Одного из басмачей играл летчик и Герой Советского Союза Игорь Милонов, а белогвардейца-подпоручика - каскадер и автор всех трюков в фильме Валентин Фабер.
* Исполнитель роли Петрухи Николай Годовиков мог не попасть в «Белое солнце пустыни», потому что в предыдущем фильме Владимира Мотыля едва не погиб на съемках. В «Жене, Женечке и «катюше» он тоже играл красноармейца, и в одном дубле ему пробил ногу сорвавшийся с шеста запал. В 70-х годах артист пошел по скользкой дорожке, трижды побывав в местах не столь отдаленных. После освобождения в 1980 году Годовиков снялся на «Ленфильме» у режиссера Отара Дугладзе в роли военного телефониста, которого убивают по фильму, но чуть не убили по-настоящему (актер снова мог погибнуть на съемках).
* Ради знаменитой сцены Спартак Мишулин сидел закопанным в песок почти сутки - ждали солнца для удачного освещения. При этом артист панически боялся змей и скорпионов, которые, к счастью, его не покусали.
* Текст писем Сухова к Катерине Матвеевне сочинил режиссер Марк Захаров.
* Павел Верещагин стал неофициальным символом таможенной службы. И не только российской: памятники этому герою поставлены в Луганске, а также Амвросиевке и Кургане Донецкой области.
* На карте Венеры с 1997 года есть кратеры, названные в честь жены Сухова (Катя) и жен Абдуллы (Джамиля, Зарина, Зульфия, Саида, Гюзель, Лейла, Зухра, Хафиза и Гюльчатай).
* По мотивам «Белого солнца пустыни» российской IT-компанией выпущена одноименная компьютерная игра.
* В 2010 году у Рустама Ибрагимбекова появилась идея сценария «Белого солнца пустыни-2», по которому планировалось снять 8-серийный сериал о юных годах Сухова, Екатерины Матвеевны и Абдуллы. А в 2011 году автор идеи объявил о прекращении работы над приквелом в пользу сиквела - продолжения истории из оригинальной версии от Рустама Ибрагимбекова и Валентина Ежова. Это должен быть рассказ о сыне Сухова, встречающего отца из ГУЛАГа. Публика встретила эту новость без энтузиазма.
© Вячеслав Капрельянц, 2017
Если вам понравился пост, разместите его в своем блоге, чтобы ваши друзья смогли его прочитать! ;)
Читайте также по теме:
«Москва слезам не верит»: рецепт Оскара
Как из «дешевой мелодрамы» сделать фильм на все времена?
http://slavikap.livejournal.com/20517220.html «Весна на Заречной улице»: в кадре и за кадром.
Любопытные подробности из истории фильма
http://slavikap.livejournal.com/20405575.html Как снималась «Калина красная»: 25 марта 1974 года на экраны вышла последняя картина Василия Шукшина.
http://slavikap.livejournal.com/20236265.html От смешного до великого: режиссер бессмертных комедий Леонид Гайдай.
http://slavikap.livejournal.com/19678323.html Ирония судьбы Мягкова и Кº
http://slavikap.livejournal.com/19575479.html «Служебный роман»: история шедевра
http://slavikap.livejournal.com/19459569.html «Экипаж»: трижды первый
http://slavikap.livejournal.com/18987190.html "Ошибка резидента": шпионский детектив на экране и в жизни
http://slavikap.livejournal.com/18847623.html Кому Афоня рубль должен?
http://slavikap.livejournal.com/18556494.html "Осенний марафон": рассказ о себе самом
http://slavikap.livejournal.com/18231855.html "Место встречи изменить нельзя": о буднях МУРа
http://slavikap.livejournal.com/17905905.html "Золотой теленок": не в деньгах счастье!
http://slavikap.livejournal.com/16596729.html "Кавказская пленница" на крымском курорте
http://slavikap.livejournal.com/16494909.html "Любовь и голуби": очень жизненное кино
http://slavikap.livejournal.com/15780922.html "17 мгновений весны": рождение легенды
http://slavikap.livejournal.com/15352615.html "Невероятные приключения итальянцев в России"
http://slavikap.livejournal.com/14212746.html Как Иван Васильевич менял профессию
http://slavikap.livejournal.com/13888843.html "12 стульев": любимое детище Леонида Гайдая
http://slavikap.livejournal.com/13649970.html "Пираты XX века": фильм про настоящих мужчин
http://slavikap.livejournal.com/13469152.html "Мимино": наше славное кино
http://slavikap.livejournal.com/13406003.html "Берегись автомобиля!": полвека с благородным человеком
http://slavikap.livejournal.com/13042617.html "Операция "Ы"..." или "Кондуктор, нажми на тормоза!"
http://slavikap.livejournal.com/12934310.html "Джентельмены..." и удача
http://slavikap.livejournal.com/12633418.html "Ирония судьбы": 40 лет под звон бокалов
http://slavikap.livejournal.com/12524021.html "Три плюс два" - фильм навсегда
http://slavikap.livejournal.com/12012373.html "Бриллиантовая рука": бриллиант советского кино
http://slavikap.livejournal.com/11664043.html "Человек-амфибия". Фильм, который нельзя повторить
http://slavikap.livejournal.com/11200208.html