Oct 04, 2013 22:38
Научно-фантастический рассказ-диалог
В начале было…
Всё описанное ниже произошло очень давно и очень далеко. Настолько давно, что о тех временах не осталось упоминаний ни в одном из ныне существующих миров. Стоит отметить, что произошедшее не переводится ни на один из миллиардов языков Вселенной, а также не стоит даже пытаться описывать внешность... кхм... «персонажей», и ещё то, что вы бы назвали «интерьерами» и «пейзажами», ибо в... «местах» о которых идёт речь, материя и время не подчиняются привычным законам вашей трёхмерной вселенной. Очень многим пришлось пренебречь, чтобы дать вам хотя бы примерное представление о произошедшем тогда.
Внимательный спросит: «Раз не осталось упоминаний об этом, как появился этот рассказ?» Вы бы назвали это случаем, стечением обстоятельств, иронией судьбы или как-то похоже. Однако лишь Великим известно, что случайностей не существует, и любое, казалось-бы, самое случайное и мелкое происшествие (вроде выроненной из рук монеты) кем-то спланировано, и может вызвать грандиозные последствия.
***
П: Здравствуй, Инженер, чем ты занят?
И: Привет. Работаю над новым проектом. Он коренным образом отличается от всех моих прежних.
П: Да ладно, ты говоришь так о каждом новом своём проекте.
И: Этот действительно другой. Вот, взгляни сам.
П: Это оно? На центральном голографе?
И: Да, но не полностью, основная его часть.
П: Выглядит необычно.
И: Дело в том, что он будет существовать только в трёхмерном пространстве. Секунду, сейчас смоделирую тебе трёхмерное зрение.
П: Ага, вижу. Ну вот, хоть какая-то логика. Но всё равно весьма странное решение. Какой материал ты использовал?
И: Исключительно биологический.
П: То есть? Вообще ни одного плазменного, квантового или хотя-бы опто-электрическового модуля? Тот предыдущий твой проект, с опто-электрическим мотором и плазменной системой управления и регуляции весьма неплох.
И: Нет, только биологические модули и биоволокна различного состава, сообщающиеся друг с другом электрическими импульсами.
П: А как ты организовал процессы обновления? Нано-роботы? Модули образования обновляющих жидкостей?
И: Нет. Процесса обновления не будет. Совсем. Это первое значительное отличие от моих предыдущих проектов.
П: Ты с ума сошёл?! И сколько будет длится его жизненный цикл без процессов обновления? Какой смысл был убивать время на проект, жизненный цикл которого ничтожно мал?!
И: Да не кипятись ты. Так нервничаешь, как будто ты сам над ним работал. Я отчасти решил эту проблему через среду обитания. Вот, взгляни на левый голограф.
П: Так-с, что у нас тут. Ты замедлил течение времени? Как тебе это удалось?
И: Я давно над этим работал. Помнишь, как-то я уже говорил тебе, что, как мне кажется, не бывает процессов, полностью не поддающихся влиянию? Оказывается, так и есть. Просто на некоторые из них можно влиять только в пространстве с ограниченным числом измерений. Поэтому проект и существует в трёхмерном пространстве. Но всё равно, значительно продлить жизненный цикл таким образом не удалось - при максимальном замедлении хода времени он увеличивается всего в 20 раз. Причём для такого замедления пришлось ввести ещё ряд условий.
П: Да, я вижу: гравитация, закрытый ореол обитания, обилие строительных и энергетических веществ. Оптический и тепловой цикл. Теперь понятно, почему он так странно выглядит - это обусловлено средой обитания, вне которой существовать он, как я понимаю, не может?
И: Да, твои выводы верны.
П: А как же баланс? Закон равновесия? Сплошные ограничения, не мне тебе объяснять, что отрицательные величины в расчётах являются негативным полюсом. А для того, чтобы проект обрёл работоспособность, необходимо абсолютное равновесие негативного и позитивного полюсов - равное количество отрицательных и положительных величин.
И: Взгляни на правый голограф - на нём программная часть.
П: Любопытно. Умственные способности просто поражают. Заложены способности испытывать в основном положительные эмоции, при блокировке большинства негативных. Ну да, баланс соблюдается, за счёт использования обилия единиц позитивного полюса в программной части.
И: Да, но есть одна проблема. Расчёты и смоделированные испытания показали, что как только он осознает, насколько ограничен и временем и средой его жизненный цикл, он примет решение самоуничтожиться с вероятностью девяносто три процента. Я пробовал решить эту проблему по-разному - вводил новые переменные, менял среду обитания, усиливал разные зоны удовольствия в матрице эмоций за счёт большего ослабления физической оболочки...
П: Куда уж больше? Он и так настолько хрупок, что я начинаю сомневаться в твоей адекватности. А если отобрать у него индивидуальность? Ну помнишь, несколько твоих проектов, в котором основные единицы подчиняются общему высшему разуму?
И: Нет, подобные проекты мне больше не интересны. По крайней мере пока.
П: Так как ты собрался решать эту проблему?
И: За этим я и позвал тебя, Программист. Ты же у нас специализируешься именно на программной части, да, к тому же, любишь решать сложные уравнения.
П: Хорошо, передай мне всю документацию по проекту, попробую что-нибудь с этим сделать.
Спустя время…
И: Здравствуй, Программист. Раз позвал меня, значит уже закончил?
П: Да, так и есть. Смотри на голограф. Я смоделировал 12 миллиардов вариантов твоего проекта, по-разному комбинируя программную часть и вводя дополнения в среду обитания и физическую оболочку. Из всех вариантов только один отличается относительной жизнеспособностью. Я старался максимально возможно сохранить твой проект в первозданном виде, но всё-таки без некоторых значительных изменений обойтись не удалось. Первое - я уменьшил интеллект.
И: Ну что ж, обидно, но... В 72 раза?! Да ты издеваешься?! Я же делал основную ставку на него! А что теперь? У меня просто нет слов…
П: Успокойся. Во-первых, интеллект по-прежнему достаточен для того, чтобы проект развивался и эволюционировал, изменял среду, делал какие-то открытия. Да, теперь это займёт намного больше времени, но ты изначально сделал интеллект настолько высоким, что даже такое понижение не является критическим. Во-вторых, повторюсь, это - единственно возможный вариант по всем моим расчётам. А ты знаешь, в расчётах я не ошибаюсь.
И: Ты меня просто убиваешь. Что ещё?
П: Да, будет и ещё. Одного понижения интеллекта оказалось недостаточно. Необходимо было внести в его существование дополнительные стимулы. Обычной жаждой созидания, как мы часто делаем, тут не обошлось, я добавил ещё несколько стимулов, причём пришлось воспользоваться также стимулами из отрицательных полюсов - стимул к накоплению, к власти, и другими. Но в отрицательные стимулы много вкладывать я не стал, ты помнишь, к чему это привело в одном из проектов - дошло до того, что его пришлось закрыть. Поэтому я ввёл ещё один стимул. И это - второе кардинальное вторжение в твой проект.
И: Ну что там, не медли?
П: Я ввёл стимул к размножению.
И: Так он же изначально мог размножаться сам - самокопированием? Если ты введёшь сильный стимул, он создаст столько копий, что переполнит среду обитания.
П: Ты уже забыл, что я понизил интеллект в 72 раза? Смоделированные испытания не дали точного ответа, сможет ли он вообще когда-нибудь воспроизводить себя сам на каких-либо этапах развития.
И: И как ты решил это?
П: Я разделил твой проект на два типа. Тип один сможет размножиться, только передав часть своего кода типу два. Процесс развития копии я сделал очень медленным по их временным меркам, чтобы не было возможности быстро размножиться и перенаселить среду. Плюс ко всему я вложил несколько единиц удовольствия в процесс передачи кода. В такую систему можно вложить много стимулирующих единиц из положительного полюса. Таким образом мне удалось немало сдвинуть баланс в сторону позитива.
И: И как у них теперь выглядит процесс воспроизведения? Выведи на голограф... Хм, выглядит как-то не очень приятно.
П: Это единственно возможный вариант.
И: Ладно, но ты всё равно сильно увеличил негативный полюс, уменьшив интеллект и добавив стимулы существования из негативного полюса. Теперь того, что ты сделал с размножением, очень мало для уравновешивания.
П: Ты прав. Тут мне пришлось потрудиться. И я разработал две новые переменные в позитивном полюсе, в которые можно вложить сколько угодно много единиц, и они обе исключительно положительно влияют на жизнеспособность. Ничего даже немного похожего мы точно никогда не делали. Я поровну поделил между ними единицы, необходимые для соблюдения баланса. Первая переменная позволяет переносить и выдерживать любые психологические и физические испытания. Вторая - заставляет верить в то, что всё изменится в лучшую сторону с течением времени.
И: А какими аргументами он будет подкреплять эту веру?
П: Любыми, даже самыми незначительными. Возможно, никаких аргументов даже не понадобится - испытания не определили этого точно.
И: Это вообще возможно?
П: Да, но только при установленном уровне интеллекта, который я, как ты помнишь, понизил в 72 раза от того, что ты планировал.
И: Как ты назовёшь эти новые переменные?
П: Уже назвал. Первую - «Воля». Вторую - «Надежда».
И: Звучит неплохо.
П: В общем-то, это всё. Но есть одна проблема, которую я не смог решить: в процессе размножения в каждой следующей копии программные единицы распределяются с некоторой долей случайности. Т.е. через несколько тысяч смен поколений мы, возможно будем наблюдать в проекте эмоциональную матрицу, значительно отличающуюся от нашей первоначальной задумки. Физическая оболочка тоже подвержена изменению, но не настолько значительному.
И: Да, не ожидал я, что ты настолько изменишь мой проект. Как думаешь, стоит ли вообще запускать в жизнь проект, с такой долей непросчитываемых в длительной перспективе изменений?
П: Ты шутишь?! Да это самый любопытный из всех наших проектов! Не самый логичный, не самый стабильный, но точно самый любопытный! Наблюдать за его развитием будет чрезвычайно интересно. Да и потом, он не просчитывается только долгосрочно. Мы сможем периодически вычислять последствия на короткий промежуток времени, тем самым контролируя ход проекта.
И: Так что, мы запускаем проект «Человечество»?
П: Определённо - да.
киберпанк,
искусство,
фантастика,
моё портфолио,
Я