Мировые киноведы называют Альберта Серра «первым значительным режиссёром нового времени» и адептом «Нового религиозного кино», а российские критики считают красоту его фильмов «невыносимой». Гость Pacific Meridian из Испании рассказал, почему российский зритель не понимает его работы, и признался, зачем посетил Владивосток.
Серра - лауреат наград Каннского кинофестиваля. В 2012 году был приглашен к участию в самой престижной выставке современного искусства «Документа XII» в Германии. В 2013 году ретроспектива его работ была организована в Центре Помпиду в Париже. В 2013 году лента режиссера «История моей смерти» завоевала главный приз на фестивале в Локарно и демонстрировалась на МКФ Pacific Meridian.
В этом году режиссер, продюсер и художник привёз во Владивостоке новую драму «Песнь Птиц», которую показали в новой секции «Выбор Жюри» - она отражает художественные стратегии и персональные пристрастия коллегии 12-го кинофестиваля. Фильм повествует о волхвах, путешествующих в поисках Мессии. Они - безликие, ленивые и обидчивые путники, бродящие кругами и обсуждающие, можно ли ходить по облакам.
- Именно после фильма «Песнь Птиц» многочисленные критики закрепили за вами звание адепта так называемого «Нового религиозного кино». Вы себя таковым воспринимаете?
- В свое время меня заинтересовал контекст религии не только в жизни, но и в кино. Сейчас обо мне говорят как о лучшем режиссёре в этой сфере просто потому, что этой темой больше никто не интересуется. Раньше такие насущные вопросы поднимались режиссёрами очень часто, эту тематику обсуждали семьями. Мне абсолютно безразлично: кто и к какой категории меня причисляет. Я просто занимаюсь тем, что мне интересно.
- Что для вас значит религия?
- Я достаточно религиозный человек, но не в стандартном понимании этого слова. Я верю, что все в жизни происходит так, как оно должно было произойти. Не сказать, что я обращаю на это внимание в обычной жизни. Это, скорее, помогает мне в подходе к кино, которое я снимаю. Если бы я не верил, что в конце всё получится так, как я задумал, никогда не решился бы пускать все на самотёк, не позволил вытворять на съёмочной площадке абсолютно сумасшедшие вещи. В этом смысле я похож на Дон Кихота, который сам создавал себе проблемы и верил, что они решатся сами собой. Такой подход к жизни я практикую каждый день - так интересней.
- Надо сказать, что для России выбранная вами тематика имеет особое значение…
- Российский зритель не всегда разбирается глубже. Он видит не содержание, о котором я говорю, а лишь религиозный формат. Хотя религия играет в «Песни Птиц» достаточно формальный аспект - это всего лишь форма. Форма была задана достаточно давно, я её просто поправил - придал именно те значения, тот формат, который нужен, чтобы рассказать своё содержание. Дальше оно уже развивается само собой. Я не обращаю особого внимания на негативную реакцию.
- Кстати, о реакции российских зрителей. Кинокритик Владимир Лукин однажды сказал: «Красота фильмов Альберта Серра на проверку оказывается "невыносимой" - их попросту невозможно смотреть». Таким образом вы производите естественный отбор зрителей - до конца досидят только «свои»?
- Только в процессе монтажа я начинаю задумываться, для какого зрителя снимаю фильмы и поймёт ли он что-то. Начинаю анализировать: по какому пути пойти. Могу сделать картину простой, чтобы её поняли максимальное количество людей, но она перестанет быть красивой, потеряет глубину. Или решаю сделать её максимально правильной, многогранной, кристально чистой, но понять её в этом случае смогу я, несколько друзей и два-три зрителя в разных концах земли. Я никогда не иду по первому пути. Если бы я работал на массового потребителя, то, скорее всего, продавал бы компьютеры - они приносят много денег. Я не хочу предавать искусство. В своих работах мы пытаемся сохранить чистоту и честность - по отношению к себе и к зрителю.
- Когда откликнулись на просьбу приехать на Pacific Meridian во Владивосток, задумывались, зачем?
- Есть два основных фактора. Во-первых, мне очень нравится Россия: ваша история и литература, я много занимался изучением России. Но второй фактор, пожалуй, ещё важней - программа этого кинофестиваля. Я наслышан о нём от коллег, которые бывали здесь ранее. Вам очень повезло, «Пасифик» по-настоящему синефильский - он для фанатов кино. Два фактора сложились воедино, и я решил приехать. Мне на самом деле всё нравится.
Я живу по принципу - не люби того, кто не любит тебя. Жить с безответной любовью неинтересно. Стараюсь ездить именно туда, где меня любят и ждут. Это касается не только фестивалей, но и профессиональной и жизненной сферы. Если фестиваль проводится очень далеко и я понимаю, что потрачу много времени - не смогу закончить работу и долго увидеться с друзьями - откажусь. Когда мне предложили приехать во Владивосток, естественно, согласился.
- Как вам Владивосток, что-то удивило?
- Когда приехал, думал, что здесь привычный портовый город - стандартные мировые магазины и бутики. Но здесь ничего нет! Заметил, например, в самом центре магазин Benetton, который пользуется популярностью, но во всём мире этот бренд уже забыт. При этом Владивосток не в джунглях, у вас большой развивающийся город… С другой стороны, даже лучше, что здесь женщины поголовно не ходят в Zara и Versace - так мне они даже больше нравятся.
Источник: Вл.ру