Feb 11, 2017 12:25
«Брэд Питт съел Анджелину Джоли!», «В зоопарке Тель-Авива слоненок родил ваххабита», «Барак Обама легализовал линчевание негров» - сотни кричащих заголовков мы видим ежедневно, но не всегда способны разобраться, что из них вымысел, а что - плод больной фантазии.
Способность отличать правдивую информацию от лжи зависит далеко не только от интеллекта читателя. В частности, тут важно и его социальное окружение. Проведенные эксперименты доказали, что если люди вокруг поголовно кричат, что пингвины оранжевые, то даже закоренелые скептики в конце концов согласятся с данным утверждением. Другие факторы тоже играют свою роль: важен авторитет источника и даже страна проживания (в России уже точно никто и ничему не удивляется, здесь случается всё!).
Количество фейков в Интернете в настоящее время достигло критической массы, их плодят все: шутники, лгуны, пиарщики, бойцы информационного фронта, охотники за лайками, прирожденные сплетники, больные фантазеры, а то и автоматические бредогенераторы. Вот ты, например, знаешь, что в сентябре спецслужбы арестовали в Канаде два суперкомпьютера, которые ежедневно вбрасывали в Интернет от 700 до 950 фальшивых новостей, состряпанных по интеллектуально-матричному алгоритму Штельцмана - Вульберга? Это позволяло управлять курсом акций и недурно зарабатывать на колебаниях фондового рынка.
Если ты не в курсе той скандальной истории, неудивительно: мы ее только что придумали сами! Как и алгоритм Штельцмана - Вульберга.
И все же кроме интеллекта, скептицизма и интуиции разобраться в потоке лжи тебе поможет следующее краткое руководство.
1. Анализируя истинность новости, всегда иди к первоисточнику информации. Если новость или статья по миру расползлась с желтых таблоидов (Daily Mail, The Sun, «Жизнь», «Твой день»), это уже повод насторожиться. Нередко по Интернету расходятся сенсации, выдернутые и вовсе с юмористических сайтов вроде The Onion, Hobosti или из первоапрельских статей журнала MAXIM. Названия многих фейковых сайтов звучат на первый взгляд солидно, что и сбивает копипастеров с толку: Empire News, Empire Sports, Huzlers, National Report, The Daily Current, The Wyoming Institute of Technology и World News Daily Report.
2. Если название сайта-первоисточника тебе ни о чем не говорит, прежде чем репостить новость, изучи соседние статьи и новости данного ресурса. Чуть ли не в каждом втором случае обнаруживается, что лента ресурса забита новостями сродни «Николас Кейдж спит с резиновой куклой-копией Луи де Фюнеса».
3. Проверяй горячую сенсацию на заведомо авторитетных ресурсах. Завидев строки «Владимир Путин подал в отставку», ты должен тотчас интуитивно и рефлекторно идти на ведущие СМИ и информагентства России, Европы, Британии или Америки (BBC, Reuters, RIA, Associated Press). И если там об этом ни слова, то, скорее всего, ты стал жертвой ложной тревоги.
4. Тревожный индикатор фейка - когда новость содержит какое-то серьезное и чрезвычайно громкое предсказание, вроде «Вулкан уничтожит Исландию в ближайшую зиму» или «В 2050 году в Москве останется лишь 2% русских». Как правило, именно за подобными пророчествами маячит тень неизлечимых фантазеров. А резонанс зато каков! Особенно много подобных фейков всплывает в период, когда тема горяча, - допустим, в момент эпидемии очередного птичьего гриппа нам параллельно грозит эпидемия панических заголовков «Мы все умрем, лекарства нет!».
5. Не ведись на заголовки, анонсирующие неслыханные панацеи и прорывы в медицине: «Средство от рака найдено в поджелудочной железе инфузории туфельки!», «Автомеханик из Челябинска изобрел искусственную кровь». Сенсации о здоровье и медицине генерируют богатый трафик, поэтому являются вечной темой для спекуляций и обманов.
6. Особенно будь осторожен с соцопросами. Задорный заголовок «78 процентов россиян никогда не ходят в туалет» на поверку может оказаться чем угодно - как неверно интерпретированным исследованием авторитетного агентства, так и нелепым опросом десяти завсегдатаев бобруйского наркодиспансера.
7. Самые скандальные и быстро распространяемые фейки или носят панический характер, или обращаются к неведомым теориям заговоров, или обещают невообразимые потрясения в нашей жизни. По сути, это разводка и спекуляция на темах, которые близки каждому. Однако самая критичная категория - новости, которые злят. Если после чтения сообщения «В России запретят зарплаты» («В армию будут призывать детей с 10 лет», «Вводится штраф за мат в телефонном разговоре»), у тебя возникло желание стукнуть стулом по монитору и обратиться с пламенной речью к своим френдам, велика вероятность банальной разводки. Сделай паузу, выпей стакан холодного дигидрогена монооксида, успокойся и внимательно прочти первоисточник.
Источник: Журнал MAXIM
Текст: Олег «Апельсин» Бочаров
медиа,
сми