Oct 13, 2019 15:24
Что можно сказать про произведение Пушкина - «Полтава»?
Оно архетипично. Каждый шаг героев, описывает мифологическое сознание.
Гетман это тень. Это зло, которое сосредоточилось, в тёмном, седовласом старике, с суровым выражением лица, подлостью и затейливостью. Это Шрам в Короле и льве. Волдер Фрей в Игре престолов ( только тут у него второстепенная роль). Это тоталитарный диктатор, наполненный ненавистью и местью.
Что мы видим в семье Кочубея? Сам Кочубей - отец, у него есть жена - мать и Мария - ребёнок. Их можно представить в виде треугольника: Отец, Мать, Ребёнок. Далее Ребёнок покидает своих Родителей и уходит к Тени. Она купается в ней, ласкается об неё, признаётся ей в любви. Другими словами, она попадает в подсознательный, глубокий мир, наполненный ужасами, страхом, гнилью и сухостью.
Мария это архетип шизофрении. По Бёрну, при шизофрении, Эго состояние Ребёнок, полностью берёт контроль над сознанием (нотки тоталитарного начала Тени) и эго состояние Родитель неспособно на него повлиять. Когда мать пришла за Марией, она вернула сознанию воспоминание, о том что у него есть Родитель. Ребёнок ушёл от тени, ещё не избавился от неё. Недостаточно уйти, надо побороть её. Как Симба Шрама, как Фродо кольцо, как Мстители Таноса, как джедаи ситхов. Если бы Мария осталась с гетманом, она была бы тем же архетипом, что и Голлум во властелине колец. Что Голлум, что Мария, слабы. У них нету Взрослого Эго состояния и погружаясь в тень, они сходят с ума. Но мария ушла с матерью. Сравнимо с рецидивом. Та показала ей голову отца, но Мария не приняла это и ушла в галлюцинации. Она увидела волчью голову. Подобно тому, как скрытые мысли сна, преобразуются в заменяющие их галлюцинации.
Что это? - Возможно чувство вины. Но теперь она свободна и от Гетмана. Она видит в нём, только запуганного бегущего старика, кем он и является в данный момент. Он и раньше был таков, сравнимо с подлостью и коварством. Теперь она видит его объективно. Она приходит к нему ночью. Ночь это неизвестность, ночь это хаос. Ночь это бессознательное. Она является к нему в лунном свете, это его Анима. Она укоряет его, что он слабый и мерзкий, он упал в её иерархии доминирования.
Помните как симба увидел отца, облитого светом в тёмном, ночном звёздном небе? Он погрузился в бессознательное и встретился со своим Родителем. Гетман же вывел проекцию Анимы в лунном свете. У Пушкина Тень затухает, умирает сама собой, забывается в безвестие. Точно так же как и Мария.
Царь Пётр олицетворение Самости. Царь и должен быть таким. Образ царя всегда должен быть сияющим, твёрдым и целенаправленным. Иначе он проиграет. Это Симба, Дамблдор, Гэндальф. Это Взрослый по бёрну. Это Взрослый, встретившийся лицом к лицу с Тенью и выстоявший против неё.
Здесь есть противопоставление, Ребёнок, в одиночку встретившийся с тенью - сходит с ума. Взрослый, побеждает её. В Полтаве показан залог психического здоровья. Баланс между Ребёнком и Родителем и Взрослое управление ситуацией.
То, что Полтава написана на реальных событиях, говорит нам о сущности архетипов. Мы создаём по ним фильмы, пишем книга, ставим театры. Мы бесчисленное множество раз жонглируем, одними и теми же архетипами, создавая бесконечное множество историй.
Но почему они именно такие? - Мы создаём архетипы, глядя на самих себя, глядя на всё происходящее вокруг. Сколько раз в жизни, вы встречали нового человека и он бы напоминал вам уже давно знакомого? Каждый из таких раз, вы подсознательно видите один и тот же архетип. И как ни странно эти разные люди каждый раз имеют схожее положение в обществе, схожие проблемы и успехи. Достаточно того, что у группы лиц занимающие высокие управленческие посты, будет примерно один и тот же набор личностных характеристик, сильно выделяющихся на фоне других. Эта группа людей так же разделяется на подгруппы, по противоположным сегментам. Архетипы имеют свою роль, они взаимодействуют между собой и все взаимодействия могут быть просчитаны, они и просчитываются бессознательным писателей и режиссёров.
Но почему в таком случае, такие мы? Были времена, когда для людей уход за горизонт означал смерть. Там неизвестное, там хаос, это сравнимо со смертью. В древности был ритуал отправлять тело в спуск по реке, вернуть его к предкам, за горизонт. В Короле льве, Муфаса говорит: - Всё на что падает твой взор, будет в твоих владениях, т. е. всё что находится до горизонта. Дальше идёт смерть, бессознательное, тирания, хаос. Но какие варианты остаются у людей? Сидеть на одном месте и ждать пока хаос придёт сам (ждать ночи)? Ты не можешь убить ночь, ты можешь лишь выживать. Пока стая львов не откроет охоту на ваше племя, или дичь не убежит в другую местность и вы не останетесь без еды. Остаётся идти на встречу неизвестному, на встречу хаосу, преодолевать его. Как герой погружается в бессознательное, что бы выйти из него обновлённым, улучшенной версией себя (путешествие Фродо в Мордор), так первобытные люди идут на встречу смерти. От сюда берётся архетип героя. Шаманы первобытных племён, это самость. Её идя в том, что она содержит весь возможный потенциал, сокрытый внутри человека. Шаман же имеет доступ ко всему возможному потенциалу мира. Он выходит из этого мира в космос, в высший мир, в мир предков, туда, где есть символическое представление мира в котором живёт его племя.
Что он делает в этот момент? - Он видит взаимодействие структурных архетипов его племени с архетипами его окружающими. Его бессознательное рассчитывает их взаимодействие на перёд, подобно тому, как писатель пишет книгу, не зная, как события развернутся далее, однако продолжает писать с полной уверенностью, как будто её продолжение и конец уже ему известны. Это раскрывает взгляд на психотропные вещества подобно тем, которыми пользуются шаманы при инициации. Они влияют на структуру психики, и шаман подготовленный для этого жизнью, становится архетипом самости.
Произведение Полтава на веки запечатлело Русскую историю, архетип шизофрении и в противоположность ему Взрослое противостояние Тени.