Воздействие литературы на сознание.

Feb 11, 2020 12:02


Данная статья, призвана сформировать психологическую модель восприятия читающего субъекта.

Методы: анализ амбивалентности бытия; исследование психологических проекций индивида; рассмотрение вариационного аспекта творчества.

Если выделить два крайних полюса целеполагания при чтении, то обнаружится, что с одной стороны, люди читают, для того, что бы развиваться, с другой, для получения экзистенциальных переживаний и между этими полюсами метается восприятие читающего. Полюсом развития, служит учебная и научная литература.  Таковой её делает, переплетение фактов (констант) в систему восприятия. Воспринимающий форму повествования субъект, соотносит её с внутренней структурой моделью мировоззрения, преобразуя и развивая свою структуру видения. Если встретившееся индивиду репрезентационная форма в структуре восприятия уже занята иной моделью, на рациональном уровне возникает противоречие, на чувственном фрустрация.

Например, толкование Фрейдом отказа Гамлета от убийства Клавдия через Эдипов комплекс, у российского филолога Агранович, вызывало приступы ярости, поскольку она знает, убей он Клавдия во время молитвы, тот отправился бы в рай, а это недопустимо для мести. В случае, если одна система даёт более исчерпывающий, для удовлетворения экзистенциальных потребностей, ответ, индивид способен поменять систему мировоззрения. Например, Фрейд - Юнг, история - конспирология, мифология - религия, религия - наука, форма земли и т.д.

В противовес учебной литературе, художественная проза, порождая яркие, как осознанные сны образы, способна вплёскивать, подобно внутривенной инъекции адреналина, переливающиеся экзистенциальной волной переживания, в читающего субъекта.

Проходя круги ада, Божественной комедии Данте, лексическая обрамлённость  повествования, способна породить яркие образы стягивающихся о своей судьбе грешников. Но по мере того, как повествование перетекает в райскую обитель, сакрализация диалогов, преобладает над образным восприятием. Иными словами, автор переводит наше восприятие из модели «переживание», в контекст «рассуждения».  Переживания, предлагаю обозначить, как полюс «жизнь», а рассуждения, как «развитие». Чаще всего, два полюса, обхватывают друг друга, подобно цепочке ДНК и переливаются из полюса в полюс в контексте восприятия.

Процесс творческого созидания, подразумевает собой, обрамление психических моделей восприятия в мировоззренческую структуру бытия. Иными словами, обращённый вглубь себя автор, переплетает субъективные образы с константами вселенной.

В произведении  Михаила Юрьевича Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...» хорошо видна глобализация форменного обрамления структурной составляющей вселенной.

Рассмотрим его первое четверостишие:

Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.

Выхожу один я на дорогу - экзистенциальное уединение на жизненном пути, символизирует духовный поиск, глубокую рефлексию, стремление найти ответы на важнейшие жизненные вопросы.

Сквозь туман кремнистый путь блестит - туман символизирует неизвестность будущего, что создаёт сложность выбора. В свою очередь, мы можем понять, что Михаил Юрьевич находится на важном жизненном рубеже (или находился в описываемый стихом момент), блеск кремнистого пути - неотвратимость выбора.

Ночь тиха. Пустыня внемлет богу - если день - это сознание, то ночь бессознательное. В такой концепции, тихое бессознательное, подобно медитативному состоянию организма, при котором наступают моменты полной тишины. Пустыня соотносится с Богом, при чём с богом, которого ищет Михаил Юрьевич.

И звезда с звездою говорит - воссоединение с духовным прошлым человечества, коллективное бессознательное, мудрость предков.

Таким образом, четверостишие Михаила Юрьевича являет репрезентативную форму внутренних переживаний, обрамлённую в константу бытия. Являясь носителем репрезентативной системы толкования, я, воссоздаю форменный контекст повествования, относительно своей структуры восприятия, тем самым, заполняю полученные формы моделями мировоззрения.

Внутренняя структура, отчетливо прослеживается при прочтении нескольких произведений одного автора, один за другим. Так, у Пушкина часто повторяется сюжет социальной манипуляции на фоне любви: «Евгений Онегин», «Кавказский пленник», «Руслан и Людмила». У Достоевского из романа в роман переходит мотив насильственного (насилие происходит изнутри) перелома системы мировоззрения: «Записки из подполья», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы».

Итак, соотнося полученные знания, мы получаем четыре варианта восприятия текста:



Жизнь-вселенная: экзистенциальное переживание реализации потенциала.

Жизнь-автор: Эмпатия.

Развитие-вселенная: рефлексия к внутренней структуре восприятия.

Развитие-автор: пересечение точек зрения.

Проекция - это перенесение жизненного опыта на контекст внешней ситуации. Проекция служит распределяющей в системе мировоззрения конструкцией. Иными словами, если вы приносите в картотеку фотографию, бабушка проекция определяет, как её классифицировать. Согласно полученной классификации, вам будет легче отнести её к той или иной категории и подобрать соответствующий механизм реагирования.

Заключение.

Таким образом, чтение, это спроецированный в монологе читающего, диалог между автором и абсолютом. Контекст повествования, раскрывает в читающем, соотносящиеся контексту структуры, что подобно обрамлению бриллианта, совершенствует их. Иными словами, процесс чтения развивает структурную модель мира, которая после выхода из «чтения», остаётся аппаратом восприятия в повседневной жизни. Книга - возможность. Чтение - акт обратного творчества. Благодарю за внимание!

Previous post Next post
Up