Анализ первого сна Раскольникова.

Nov 26, 2019 16:10


Приветствую дорогой читатель!

Предлагаю твоему вниманию психологическое толкование  первого сна Родиона Раскольникова. В толковании используются методы транзактного и психоанализа, Юнгианское понимание архетипа

Кому будет интересно прочитать эту статью?

Людям любящим психологию. Людям, которые интересовались, что значат их сны. Любителям хорошей литературы, потому что они читали «преступление и наказание». Тем, кто хочет взглянуть на мир с новой точки зрения.  Если вы увидели себя в одном из этих пунктов, то добро пожаловать!

Уверен, вы уже успели подзабыть все детали сна и если хотите, что бы анализ прошёл наиболее продуктивно, то нажимайте сюда. В любом случае, я постараюсь излагать материал так, что бы основная мысль была понятна, даже не читавшим роман.

Перед непосредственным толкованием, важно поговорить о самом сновидение. Почему мы видим такие необычные и порой захватывающие сны и правда ли в них есть смысл?

Ответ таится в предшествующем сну дне. Проживая день, мы сталкиваемся с множеством возникающих переживаний. Общаясь с людьми, уходя в себя, работая или отдыхая, дома или на прогулке, с друзьями, родственниками или с незнакомцами, мы неизбежно встречаем на своём пути множество стимулов.  Каждый из них проходит бессознательную интерпретацию и получает соответствующую реакцию. Некоторые стимулы могут напомнить о недопустимых в сознании вещах, возникающие в связи с ними нежеланные переживания подавляются. Эти переживания и конструируют модель сна. Ассоциативными связями, перепрыгивая  с одного контекста на другой, они создают переходы (каналы), маскируясь под бессмысленные (безопасные) для сознания образы. Следовательно, важным моментом при анализе сна является предшествующий сну день. Поэтому наше толкование неизбежно будет связано с прожитым Родионом днём.

Когда анализируешь свой сон или сон находящегося рядом с тобою человека, то как правило, идёшь последовательно, от одного момента к другому, шаг за шагом, восстанавливая утерянные сознанием связи. Но в книжных снах за частую лучший вариант, начинать с того, что выделяется больше всего.

Кабак.

«... большой кабак, всегда производивший на него неприятнейшее впечатление и даже страх, когда он проходил мимо его, гуляя с отцом.»

Во сне Родион видит кабак, которого он боялся в детстве. Так же как в прошлом, так и во сне, с Родионом идёт его отец.

Кабак, как деталь сна, проецирует нам те переживания, которые Родион испытывал в детстве, проходя мимо него. В такие моменты, отец был опорой и защитой для Родиона. Они шли к кладбищу, где лежала покойная старуха.

Можно сказать: на пути к мёртвой старухе, Родион проходит мимо кабака, который вызывает у него ужас.  Если мы вспомним предыдущий день Раскольникова, то увидим, что такое же отвращение и ужас, он испытал, сделав пробу перед убийством.

«О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я... нет, это вздор, это нелепость! - прибавил он решительно. - И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, мое сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!.. И я, целый месяц...»

Слово ужас он использует в качестве своего отношения к происходящему. Он ужасается происходящего в реальности, в понятие ужас включается его отвращение, непринятие. Читая это, представляется, как его сначала передёргивает, по спине бросаются щекотать нервы ропотные мурашки, а затем его съёживает, как жестяную банку пресс.  Страх во сне - это конвертированные негативные эмоции  предыдущего дня. Поэтому мы обнаруживаем, что по отношению к забиваемой лошади Родион испытывал те же ощущения, которые испытывал после «пробы».

Кабак, является воплощением ужаса (убийства старухи), от куда выходят злые силы, убивающие беззащитную лошадь, тянущую слишком большой для неё груз.

Хороший момент, что бы углубиться в понимание снов.

В течение дня, мы взаимодействуем с реальностью, тем самым проецируя на неё нашу психическую деятельность. Таким образом, основываясь на психической деятельности дня, мозг ищет ассоциативные связи со схожими переживаниями в памяти. Что является

- Но мои сны  непонятные, я не помню ничего из того, что мне приснилось в реальной жизни. - Скажет кто-то из вас.

Для того, что бы они были непонятными, существуют механизмы сгущения и перенесения.

- Для чего они надо?

Что бы искажать недопустимые для сознания мысли. Сон похож на психическое переживание не пережитого за день. В течение дня мы подавляем много травмирующей психической энергии, и она получает свой выход во снах.  Охота за вытесненными желаниями, это важный момент при анализе сна.

Одно из таких вытеснений произошло во время защиты девушки от франта.

Проанализируем эту ситуацию с помощью транзактного анализа, используя треугольники Карпмана.

Треугольник Карпмана, это универсальный переводчик с социального языка на психологический. В  треугольнике разыгрывается три роли:

- Жертва.

- Преследователь.

- Спасатель.

Взглянем на ситуацию новым взглядом.

Родион видит пьяную девчонку и следящего за ней мужчину.  С лёгкого взгляда он понимает чего этот мужчина хочет. Он взводится, перед ним встаёт яркая картина происходящего и она злит его. Сначала он набрасывается на мужчину. Зовёт городового, даёт ему двадцать копеек, просит проследить, что бы она попала домой.

- Главное, - хлопотал Раскольников, - вот этому подлецу как бы не дать! Ну что ж он еще над ней надругается! Наизусть видно, чего ему хочется; ишь подлец, не отходит!

Жертва: девушка; Спасатель: Раскольников; Преследователь: франт.

Спустя 30 секунд...

- Оставьте! Чего вам? Бросьте! Пусть его позабавится (он указал на франта). Вам-то чего? И чего я ввязался тут помогать! Ну мне ль помогать? Имею ль я право помогать? Да пусть их переглотают друг друга живьем - мне-то чего?

Произошедшее изменение характеризуется переключением ролей. Переключение ролей, означает психическую перестановку. Такое резкое переключение обязательно несёт в себе тяжёлые душевные переживания. То то нам и нужно.

Между сном и реальностью есть ещё одно сходство.

Оттаскивающий от лошади Родиона отец говорит:

- Пьяные, шалят, не наше дело, пойдем!

Эту же фразу Раскольников сказал, после резкого переключения. Представленная во сне фигура отца олицетворяет переживания Родиона во время переключения.

Разберёмся подробнее.

- Главное, - хлопотал Раскольников, - вот этому подлецу как бы не дать! Ну что ж он еще над ней надругается! Наизусть видно, чего ему хочется; ишь подлец, не отходит! Раскольников говорил громко и указывал на него прямо рукой.

- Не дать-то им это можно-с, - отвечал унтер-офицер в раздумье. - Вот кабы они сказали, куда их предоставить, а то... Барышня, а барышня! - нагнулся он снова.
Та вдруг совсем открыла глаза, посмотрела внимательно, как будто поняла что-то такое, встала со скамейки и пошла обратно в ту сторону, откуда пришла.

- Фу, бесстыдники, пристают! - проговорила она, еще раз отмахнувшись. Пошла она скоро, но по-прежнему сильно шатаясь. Франт пошел за нею, но по другой аллее, не спуская с нее глаз.
- Не беспокойтесь, не дам-с, - решительно сказал усач и отправился вслед за ними. - Эх, разврат-то как ноне пошел! - повторил он вслух, вздыхая.

В эту минуту как будто что-то ужалило Раскольникова; в один миг его как будто перевернуло.

- Послушайте, эй! - закричал он вслед усачу. Тот оборотился.- Оставьте! Чего вам? Бросьте! Пусть его позабавится (он указал на франта). Вам-то чего?

Перенесём ситуацию на треугольник Карпмана.

Изначально он имеет следующий вид:



Треугольник Карпмана.

Каждый из участников находится в скрытом взаимодействие друг с другом. Каждую роль одновременно исполняет один человек ,но люди могут переключаться между ролями.

Почему взаимодействия скрытые?

- Потому что внутренняя психологическая составляющая поступков расходится с внешними социальными аббревиатурами. Иными словами, то что происходит при данных взаимодействиях является лишь прикрытием психологических баталий.

Применим всё вышесказанное к сложившейся на кануне убийства ситуации.

Распределим роли.

Девушка: жертва.

Раскольников  спасатель.

Франт: преследователь.

Любая транзакция в треугольнике несёт в себе двойной смысл. Лучше всего это видно на примере франта.

Франт хочет вступить в половые связи с девушкой. Он преследует её и выжидает подходящего момента. Но на социальном уровне, ему приходится это скрывать. Поэтому он делает вид, что негодует.

Девушка находится в позиции: все мужики хотят только одного.  - Распространённая позиция в таких играх как: «Насилуют!», «Фригидная женщина» и подобные.  Она не упускает возможности воспользоваться вниманием Родиона, дабы перевернуть ситуацию, как выказывание ей сексуального внимания, которое в свою очередь подтверждает её жизненную позицию по отношению к мужчинам. Что ставит Раскольникова в позицию жертвы, девушку в позицию преследователя. И Родион ищет спасения во франте, крича полицейскому:

- Оставьте! Чего вам? Бросьте! Пусть его позабавится (он указал на франта). Вам-то чего?

Ситуацию до переключения Раскольникова, можно представить следующим образом:



Красным обозначены социальные трансакции, синим психологические.

Нам до сих пор  неизвестны психологические мотивы Раскольникова.

Что он делает нападая на франта?

- Защищает девушку. - Скажет кто то из вас.

-  Соглашусь.

Однако, что он делает психологически?

- Он злиться на франта, за то, что тот даёт волю своим «ужасным» проявлениям.

Вспоминается аналогичная ситуация отвращения Родиона к задуманному.  Во франте он видит проявления своей «ужасной» сущности.

Как мы видим, это та часть Родиона, которая старается предотвратить убийство.

Этим утром, он получил письмо от матери. В котором указывалось, что его сестра и мать уже изрядно настрадались. На данный момент Дуня собирается замуж за отъявленного, по мнению Раскольникова, негодяя. Всё это он воспринимает, как великую жертву ради него. Иными словами, его сестра жертва перед нахалом и всё это из-за него. Он принял решение, предотвратить брак Дуни и Лужина.

Утренняя ситуация проецируется на настоящий момент. Подобно тому, как Лужин не сулит ни чем хорошим для его сестры, франт не сулит тем же самым для девушки.

Он злится на франта, поскольку ему противно от планируемого убийства, но он понимает, что не может это остановить. Он уже стоит на будущем месте преступления и старается запомнить все детали, которые помогут ему исполнить затеянное. Буйная защита девушки это компенсация.

В терминах трансакционного анализа, это можно выразить следующим образом:

Эго состояние Родитель (потому что спасателя в большинстве случаев отыгрывает именно Родитель) пытается остановить вышедшее из под контроля эго состояние Ребёнок (потому что данная ситуация выведена на прямую из детского опыта Раскольникова, соответственно контроль над настоящим временем берёт Родион Ребёнок, а не Взрослый Родион)

Девушка раскрывает карты. Родион резко меняется. Она обесценивает его и сравнивает с остальными.

Мы вспоминаем статью Раскольникова о моральной допустимости убийства. Откуда узнаём, что Родиона ведёт мысль, разделения людей на «высший  сорт» и «всякую вошь». В последствие, он сообщает Софье, что убил ради того, что бы переступить черту. Тем самым стараясь доказать, что он не вошка мелкая, А ПРАВО ИМЕЕТ!

Вспомним ещё раз, что сказала девушка в своей последней фразе:

-  «Фу, бесстыдники, пристают!».

Подобная фраза звучала при её подходе:

- «Пшла!.. пристают!.. - пробормотала девочка и опять отмахнулась рукой.»  Эта фраза так же важна, поскольку мы теперь понимаем, что говоря на социальном уровне «Фу, бесстыдники, пристают!», на психологическом она говорила «ты такой же как и все». У игроков «насилуют» и «фригидная женщина», часто встречается мотив, доказать себе и заодно всем, что всем мужикам надо только одно. Такое может произойти из за детских реакций девушки на своего отца, в качестве защитного механизма, я хочу отца превращается в отец хочет меня и в последствие постоянное подтверждение этой жизненной позиции в играх «насилуют» и «фригидная женщина». В таком случае это будет игра с ведущим эго состоянием Ребёнок. Может быть так же, что это навязанная позиция матери, которая всю жизнь внушала девушке, что все мужики одинаковы. При таком раскладе, девушка была бы стеснительный или запуганной (в зависимости от методов маминого внушения), или она могла бы вести развязный образ жизни на зло матери, если бы она бунтующим Ребёнком. Но судьба девушки нас не так интересует, как сон Раскольникова, поэтому вернёмся же к нему.

Психологическую трансакцию:  «ты такой же как и все» -  Родион воспринимает как вызов. Он принимает его. С Эго состояния Родитель, спасающее девушку (свою сестру), он переключается в эго состояние Ребёнок и поскольку видит в девушке старуху процентщицу, требует расправ над ней. Иными словами, Родион разрешает себе убийство старухи. Девушка возбудило в нём самое страшное, мысль о том, что он может быть вошью. Конечно же, он в ту же секунду решает доказать, что он человек и тем самым разрешает себе убийство.

Нашу интерпретацию подтверждают размышления Раскольникова после разыгрываемого треугольника:

« К Разумихину я пойду, это конечно... но - не теперь... Я к нему... на другой день, после того пойду, когда уже то будет кончено и когда всё по-новому пойдет...»И вдруг он опомнился.«После того, - вскрикнул он, срываясь со скамейки, - да разве то будет? Неужели в самом деле будет?»

Вся ситуация в треугольниках Карпмана выглядит следующим образом:



Отец уводит Родиона от избиваемой лошади. В жизни Родион отходит от защиты девушки.  В этот момент, он говорит  теми же фразами, что и отец во сне.

Отец во сне олицетворяет разрешение насилия. Он уводит маленького Родиона от погибающей под плетьми лошади. В реальности,  желая девушке «лечь под плеть франта», Родион увёл самого себя от её защиты.

В воспоминаниях Родиона, отец являлся защитой для него, в тот момент, когда они проходили мимо кабака. Эта репрезентация защиты ассоциативно связана с переходом к агрессии. Получается убийство это выход, для Родиона. В нём он видит разрешение своего конфликта.

Отец уводит  Родиона. Ребёнок Родион является репрезентацией испытывающего отвращение к планируемому убийству Раскольникова. Он видит кровь на лошади, так же, как представлял себе вязкую кровь старухи. Но он не может ничего изменить, потому что он ребёнок («ужасная» энергия сильнее его), и отец уводит его на кладбище. (К мёртвой старухе).

Со страдающий Родион уходит к мёртвой старухе (решается на убийство). Мужики, олицетворяющие выход «ужаса», до смерти секут лошадь, которая не может вытянуть свой груз.

«Ужасная» энергия убивает того, кто старался тянуть тяжёлый груз. Вспоминаем письмо матери, из которого Родион делает вывод, что из-за него страдает мать и сестра и он должен что то сделать. Можно предположить, что телега - это семья Раскольникова, в то время, как лошадь -  это Родион, который не может отвезти свою телегу домой (изменить эту ситуацию). Телегу наполняет «ужас» - страх за семью. И этот «ужас» забивает слабую клячу (Родиона, который неспособен на убийство), в то время, как отец уводит сочувствующего Родиона (дозволение).

Подтверждение нашего толкования мы находим в предыдущем дне Родиона. Раскольников воспринимает письмо матери, как ещё один аргумент для убийства старухи. Убив её, у него хватит денег, что бы обеспечить первое время мать и сестру. И тем самым, он подталкивает себя к выбору:

Неужели я право не имею раздавить эту вошку ради своей семьи?

Здесь мы видим расхождение социальной и психологической парадигмы.

- Социальный уровень: - Я помогу семье.

- Психологический: - Право имею!

Как в реакции на письмо матери, так и в реакции на девушку и франта, Раскольниковым движет один и тот же психологический мотив. Доказать себе, что он право имеет ради высшего блага, подобно Наполеону выстраивающему свою империю, перешагнуть через жизнь маленькой букашки.

При глубинном понимании, что его жизнь стоит больше чем жизнь этой мерзопакостной старушенции, чья смерть поможет его великой цели и облегчит жизнь множеству людей. С планом действий, который поможет избегнуть наказания непонимающей системы, что то пытается остановить его. Всё что мы говорили о Родионе которому отвратительно убийство, который злиться на себя, за его неминуемость заключается в репрезентации Родиона из сна.

В момент, когда он приходил на пробу к старухе, он сам был воплощением, хлеставшего лошадь, кучера во сне. В то время, как немощная лошадь была старухой.

Подобно распускающемуся бутону, сон раскрывает перед нами понимание того, что Раскольников видит в старушке часть себя. Ту часть, которую он ненавидит, ту часть, которую он хочет убить.

Телега.

«Это одна из тех больших телег, в которые впрягают больших ломовых лошадей и перевозят в них товары и винные бочки. Он всегда любил смотреть на этих огромных ломовых коней, долгогривых, с толстыми ногами, идущих спокойно, мерным шагом и везущих за собою какую-нибудь целую гору, нисколько не надсаждаясь, как будто им с возами даже легче, чем без возов. Но теперь, странное дело, в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка... » - Пишет Достоевский.

Лошадь.

Она должна была быть большой и сильной лошадью, но сейчас это старая кляча.  Подобно тому, как Родион должен быть большим и сильным (право иметь), но он узнаёт, что в семье происходит ужасное и он всему причина (не может вытянуть телегу).

Лошадь из сна является репрезентацией слабости, никчёмности. Это архетип, который заполняется сначала старухой, когда Раскольников приходит к ней в качестве репрезентации «ужаса». Потом этот архетип заполняет сам Родион, получающий удары плети от «ужаса». Но кто заполняет архетип ужаса, в тот момент, когда Родион читает письмо и понимает, что сейчас он может остаться в позиции вошки?

Он любил смотреть, как мощные лошади тащили за собой огромный обоз. Но сейчас перед ним, не огромная лошадь. Сейчас в телегу впряжена, хилая кляча, которая не может вытянуть обоз. Мощная лошадь тащившая обоз, отец Родиона.  Он всегда любил смотреть, как отец тащит их семью? При условии, что телега это семья. Это объясняет то, почему Родиону так ненавистно от мысли, что он слабак.

Над клячей издевается какой то мужик. Это голос в голове Родиона, который укоряет его в том, что он ни на что не способен. Этот тот же голос, который призывает его убить старушку, дабы доказать, что он право имеет.

«Братцы» запрыгивают, кучер сечёт клячу.

- Папочка

- Пойдем, пойдем! - говорит отец, - пьяные, шалят, дураки: пойдем, не смотри! - и хочет увести его, но он вырывается из его рук и, не помня себя, бежит к лошадке. Но уж бедной а, папочка, - кричит он отцу, - папочка, что они делают? Папочка, бедную лошадку бьют!лошадке плохо. Она задыхается, останавливается, опять дергает, чуть не падает.

Диалог, аналогичный разговору с франтом и девушкой, иными словами, переводится так:

Если ты сейчас уйдёшь (Родион, сочувствующий лошади), то ты докажешь, что ты на что то способен. Собственно, отцу приходится за руку уводить его, что показывает глубину сопротивления.

Лошадь убивают, после чего часть Родиона решается на убийство, а второй остаётся только недоумевать, подобно тому, как недоумевал Родион, стоя на могилке своего младшего брата, которого он никогда в жизни не видел.

Давайте сыграем в игру. Я загадаю вам простую загадку, а вы попробуете её отгадать.

О ком идёт речь?

Это неограниченная силой фигура, которая имеет полную власть над тобой. Он гигантского роста, постоянно тебе что то запрещает, способен поднять тебя одной рукой. Тебя вынуждают ему подчиняться.

Думаю кто-то из вас подумал о Боге. Кто-то о политиках.  Безусловно каждый из вас прав, со своей структуры видения. Кто-то может увидел гигантского циклопа перегородившего выход Одиссею из пещеры. Но я описывал отца с точки зрения маленького ребёнка.

С этой точки зрения интересно смотреть на мифы и религиозные писания, но нам важно понимать, что личности, как Наполеон или Чингисхан, (Исторические личности ассоциирующиеся с бесконечной властью и могуществом) относятся к той же категории толкования.

Но во сне с Родионом именно отец, здесь нет никакого подвоха. Зато есть подвох в жизненной философии Раскольникова. Которая утверждает, что такая личность как Наполеон имеет право поступиться жизнью маленьких вошек. И что бы доказать самому себе, что он тоже Наполеон, он тоже должен поступиться жизнью маленькой вошки.

Родион убеждает себя, что отец имеет право поступаться его жизнью. Защитный механизм, сбрасывающий напряжение от невозможности выполнить какое то желание.  Родион ощущает себя маленькой вошкой (старая кляча). Вытесняемая ненависть к отцу, постоянно нашёптывая Родиону о его никчёмности (стимул), трансформируется (реакция)в желание доказать, что он право имеет (что тон такой же как отец).

Но на что Родион хочет право иметь? Вспомним, что Родиону нравилось смотреть, как Лошадь тянет тяжёлую телегу. Во сне в телегу запряжена кляча, которая не может сдвинуть с места свою телегу.

Большая лошадь, тянущая  телегу, это отец который тащит (занимается сексом) с матерью. Скорее всего Родион увидел такую сцену и ему понравилось. Он тоже хотел вытянуть телегу (заняться сексом с матерью), но его остановил отец, после чего Родиона угрызало чувство, того, что он маленькая вошка. Он злился на отца, но вынужден подавлять свою агрессию. Которая защитным механизмом трансформируется в философию: Отец великий, ему можно поступиться моими желаниями. От сюда вытекает мотивация, я должен быть такой же великий как отец и тогда, право буду иметь.  В отличие от сна он не может сказать себе, «как отец», фигура отца заменяется Наполеоном.

Поскольку все дороги привели нас к психоанализу, не упустим случая и рассмотрим сон через символизм.

Лошадь это член. Попытка вытянуть телегу - секс с матерью. Люди из кабака, это воплощение кастрации. Кабак - это, сестра.  Кладбище - вытеснение.

Получается, у Родиона есть желание, которого он боится и которое,  он вытесняет. Вытеснение происходит благодаря отцу. Это вытеснение и приводит к убийству. А вытесняет он инцестуозное желание.

Разница в возрасте между Родионом и Дуней один год, в таком возрасте, дети всегда негативно реагируют на появление второго ребёнка. Потому что второй ребёнок забирает то, что моё по праву - мать.

Дуня стала прообразом кастрации, потому что своим появлением, она в какой то степени кастрировала Родиона, забрав у него большую часть времени с ней.

Посыл сна:

Я должен доказать, что я «право имею», иначе я буду кастрирован.

Закончу цитатой из книги:

«И хотя бы судьба послала ему раскаяние - жгучее раскаяние, разбивающее сердце, отгоняющее сон, такое раскаяние, от ужасных мук которого мерещится петля и омут! О, он бы обрадовался ему! Муки и слезы - ведь это тоже жизнь. Но он не раскаивался в своем преступлении.

Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес его и сделал явку с повинною.»

Previous post Next post
Up