Apr 02, 2009 21:52
ехала в поезде с женщиной из Германии - она работает по проекту со сложными детьми (в ее случае - с подростками)у себя под Кельном и с преподавателями, которые работают с этими подростками. А также делает аналогичные проекты в партнерстве с российскими организациями. Например, одна маленькая часть работы: она привозит делегации российских сложных подростков в Германию, то их - к нам. кстати, самое большое впечатление на немецких детей производят наши летние лагеря. в германии такого просто нет. естественно, это очень нравится!
узнала много нового. вот, несколько наблюдений-открытий из ее рассказа:
1. в германии и в россии кардинально различаются понятия "уличные дети": в германии их возраст начинается с подросткового - в этом возрасте они не договариваются с родителями и уходят из дома. у нас встречаются уличные дети, начиная с 2 лет.
2. в германии есть серия приютов на ночь для "уличных детей". если туда приходит подросток - он может остаться на 2-3 дня в этом доме, не называя имени. он может там поспать, постирать белье, помыться. но правила таковы, что оставаться больше 2-3 дней нельзя. ребенок уходит в следующий приют. получается своеобразная кочевка. в какой-то момент большая часть детей понимает, что им нужна помощь: называет свое имя и тогда может остаться в приюте надолго. раскрытие своего имени - обязательное условие. а вот родителям могут не сообщать, где находится ребенок - если он не хочет этого.
у нас принципа конфиденциальности в домах-приютах нет. любой пришедший обязательно должен себя назвать.
3. в России ввели комендантский час: в 10 часов вечера детей на улицах быть не должно. Катерина, кстати, заметила - что в Германии после 8 вечера дети обычно не гуляют одни. есть неписанные правила в обществе + обусловленная законом система последствий для родителей. если правила не соблюдаются - доходит до штрафов. правило хорошее. только назвали его неудачно: комендантский час - звучит карательно.
4.последнее связано не с детьми, а со взрослыми, которые с ними работают со сложными детьми. у нас нет системной подготовки специалистов в этой области. специальность, которая должна готовить специалистов по работе со сложными, уличными детьми, называется "социальный педагог" - на нее учатся 4 года. только специализации у социального педагога не хватает (например,если я работаю со сложными подростками - нужны умения и инструменты работать именно с ними). наши социальные педагоги получают общие знания и практически не получают специализации. в германии после базового курса идет в вузах двухлетняя практика. и только по ее итогам выдается диплом.
кстати, у них система выстроена так, что существует 3 группы специализации: социальные работники, психологи, психоаналитики. постараюсь объяснить, как поняла. это разные принципы подготовки и разный уровень квалификации: самая высокая квалификация у психолога (на него дольше всего учатся). психоаналитик занимает промежуточное положение между социальным работником и психологом.
проекты для школы,
вещи которые меняют мир