По улице Кирова трамваи ходили

Mar 25, 2013 13:46


Недавно перебирала свой архив и наткнулась на вот такую интересную фотографию



Напротив здания Главпочтамта - усадьба Федорова. В этом доме я родилась и выросла. До сих пор там живет моя мама. Здания с тех пор практически не изменились, только вместо лошадей, сейчас паркуются машины, а поворот направо перекрыли болларды, чтобы простой люд не тащил свои авто к мэрии.

А вот еще одна интересная фотка. Оказывается раньше, мимо моего дома ходили трамваи. Более того, здесь пошел первый в Астрахани трамвай. А случилось это 11 июня 1900 года.



Я когда-то интересовалась историей родной улицы. Общей информации не так много. Это место сосредоточения многих памятников истории и архитектуры - Здание УВД, ЦУМа, бывшей казачьей управы, Братский сад - место двух братских могил, а ранее плац-парадная площадь, где проходили парады Астраханского гарнизона и т.д. У каждого здания своя интересная история, которая заслуживает отдельного рассказа. Но то, что когда-то наковыряла именно об улице, напишу тут.

Начинается нынешняя улица Кирова с реки Кутум, которая в XVI-XVII веках с Востока подходила к местам поселения людей и ограждала город от нападения кочевников. Сама улица в то время состояла из трех. Полицейская шла от реки Кутум до нынешнего Братского сада, носившего тогда название Александровский сквер, далее от Братского сада до Варвациевского канала располагался Табачный ряд, а после следовала улица Паробичебугорная - от Варвациевского канала до Паробичева бугра, названного в честь Ивана Андреевича Паробича, приглашенного в 1752 году императрицей Елизаветой для развития пришедших в упадок государственных виноградников и плодовых садов в Астрахани.









Жилого сектора в центре Астрахани XVIII века практически не было. Связано это было с правилами застройки городов. Дело в том, что раньше дома ставились стена к стене, а основным строительным материалом была древесина. При подобной застройке хватало одного пожара, чтобы выгорел весь центр города. После очередного пожара, когда властям надоело восстанавливать города, по указу Екатерины II были созданы комиссии разработки генеральных планов городов России. Именно тогда были четко очерчены городские улицы, переулки, введено такое понятие как пожарный проезд - расстояние между домами и запрещалось строительство деревянных домов в Белом городе. Собственники уже имевшихся домов получали ссуду на строительство каменного здания либо на вынос своего дома за пределы Белого города.

Также как сейчас в центре городов выгоднее строить здания и офисы, которые сдаются в наем, такой же принцип был и Астрахани XIX века. Собственник строил доходный дом, в котором не жил, а сдавал в аренду под аптеку, банковское помещение и т.д.









В начале ХХ века, когда Советская власть занялась переименованием географических названий, встал вопрос о новом названии для основных улиц центра нашего города. Тогда появились такие улицы как Коммунистическая, Советская и соответственно Кирова. Полицейскую, Табачный ряд и Паробичебугорную объединили в одну улицу и дали ей имя Сергея Мироновича Кирова. Связано это было с тем, что Киров в годы гражданской войны фактически возглавлял город, какое-то время жил в доме Астраханского губернатора, расположенного на этой же улице. В 1939 году на карте появился и Кировский сквер.

трамвай, улица Кирова, Астрахань, история

Previous post Next post
Up