Цена раздолбайства или "химический Чернобыль"

May 19, 2015 11:41

Я думаю, практически каждый знает о Чернобыльской катастрофе. Название этого населенного пункта черным буквами вписано в экологическую историю человечества. Но в то же время мало кому будет знакомо название индийского города Бхопал. А ведь в этом городе произошла катастрофа, которую впоследствии, неофициально, будут называть "химическим Чернобылем".
Сегодня я попробую немного, простым языком рассказать об этой аварии, произошедшей за два года до взрыва реактора на ЧАЭС.



Как известно, правила техники безопасности написаны кровью. Но, зачастую, никто не задумывается об их соблюдении, пока не столкнется сам с последствиями их пренебрежения. И эта история как раз об этом. В далеком 1984 году на территории прилегающем к крупному Индийскому городу Бхопал, работал американский химический завод, принадлежащий фирме Юнион Карбид.


Что пиндосовский завод делал на территории индии - спросите Вы? А где ему ещё быть? В Индии много дешевой рабочей силы, готовой за гроши закрывать глаза на опасность химического производства - с европейцами и американцами такое не прокатит - им сразу страховку подавай, медицинское обслуживание и прочие блага цивилизации.
Вот и работал этот злополучный заводик в самом сердце Индии. Ну, как сказать - работал... медленно додыхал. Производилась там редкостная дрянь химия для сельского хозяйства. А именно - пестициды. В частности - популярный тогда инсектицид "Севин". А так как дела на рынке химического говна пестицидов были не в дугу, то руководство, как могло удешевляло процесс производства, дабы уменьшить цену готового продукта - чтобы переплюнуть конкурентов. Удешевили технологический процесс - сделав его более опасным, но зато не требующим больших затрат. Потом удешевили сам завод. По убирали "лишнее" оборудование (в том числе и то, которое отвечало за безопасность завода), отказались от плановых ремонтов. А потом "удешевили" и персонал - отказавшись от квалифицированных рабочих, заменив из специально обученными буратинами из местных. Уволен был даже инженер по технике безопасности. Величина полового органа, положенного на безопасность - просто поражает.Но, как известно из старой поговорки: "Скупой - платит дважды. А тупой - трижды".


Поэтому результат не заставил себя долго ждать. Завод быстро ветшал - устаревало и изнашивалось оборудование, не вырабатывающее свой ресурс без необходимого обслуживания. Все время где-то что-то подтекало, капало и сочилось. Части приборов уже не было в помине, а оставшиеся - безбожно врали.
И это при том, что завод работал с чрезвычайно токсичными и опасными веществами.
Главным из которых был МИЦ (Метилизоционат) - чрезвычайно ядовитое, опасное и капризное вещество. Предельная концентрация этого вещества 0,00005 грамм на кубометр воздуха. При вдыхании мгновенно происходит ожег слизистых оболочек, приводящий к отеку легких. МИЦ представляет собой жидкость с резким запахом которая легко вскипает при температуре всего 40 градусов. Более того он весьма активно реагирует с водой и ржавчиной, разогреваясь ещё больше. Иными словами любое попадание воды в МИЦ приводит к цепной реакции кипения.
Проектировщики завода, конечно, не были клиническими идиотами. Поэтому при постройке завод был оснащен многоступенчатой системой защиты. Цистерны для хранения МИЦ были вкопаны в землю и залиты бетоном. В случае вскипания МИЦ, цистерну с ним можно было охладить за счет специальной холодильной установки. Так же вскипевший МИЦ можно было перекачать в другую цистерну, тем самым снизив давление. А если уж прорыв газа все же произошел, то в дело должны были вступить аварийные системы: вырвавшийся газ проходил через очищающую установку - скруббер. А если бы и он не справился - остатки газа сгорали в специальном факеле. Сама лопнувшая цистерна должна была обливаться водой- чтобы смыть остатки дряни.
Это все прекрасно было на бумаге и в первые годы работы завода. Но без надлежащего технического обслуживания и при распиздяском некачественном подходе персонала, все эти системы, одна за одной, перестали работать: факел вышел из строя, скруббер демонтировали для ремонта (который по понятным причинам никто делать не спешил), а холодильник тупо отключили - дабы не жрал электричество.
Из за того, что завод работал с перебоями, в подземных емкостях скопилось очень много сырья. Гораздо больше, чем разрешалось международными инструкциями. В частности, в роковой емкости №610 хранилось 42 000 литров МИЦ.
А роковой она стала в ночь со 2 на 3 декабря 1984 года. Как установило следствие, в результате неисправности вентилей в цистерну с МИЦ попало несколько тонн воды. В результате в цистерне началась реакция кипения - выросло давление и температура. Вроде бы уже тогда нужно было начинать поднимать панику, но, как я уже писал, половина приборов на заводе "показывало погоду".
В 11 вечера, дежурившие индусы заметили, что стрелка манометра, показывающего давление в цистернах с МИЦ немного поднялась выше нормы. Но они не знали, что если бы прибор был исправен, его стрелка должна была бы уже зашкалить, провернувшись через весь циферблат.
Сразу после полуночи стали поступать сообщения, что в цеху творится что-то неладное. Но вместо того чтобы поднимать тревогу, дежурные начали процесс RTFM
И когда в 00-16 начало начал трескаться бетон, которым были залиты цистерны с МИЦ, делать что-либо было уже поздно.
Если бы на заводе были исправны аварийные системы, то вышедший из под контроля газ попросту бы спалили в факеле, но факел приказал долго жить ещё пару месяцев назад.
В 00-20 было принято поливать раскалившуюся цистерну водой для охлаждения, но это было равноценно тому, что пытаться потушить горящий нефтезавод "по-пионерски" - эффектно, самоотверженно, но совершенно бесполезно.
В 00-30 у цистерны срывает предохранительный клапан. Вырвавшийся из цистерны МИЦ тут же начинает оседать обратно на землю (он тяжелее воздуха) и ароматной волной двигаться в строну мирно спящего города.
Не подозревающие ни о чем жители Бхопала, были разбужены воем сирены. Но большинство проигнорировало этот сигнал. Почти сразу же с включением сирены облако накрыло город, в основном беднейшие районы трущоб с очень плотной застройкой. Ядовитые пары вызывали жжение в глазах и приступы удушающего кашля. В панике люди бросались прочь из домов, зачастую устремляясь навстречу облаку и собственной смерти. Многие были затоптаны в толпе, а другие слепли и падали один за одним от удушья.
Ад на земле продолжался всю ночь. Только под утро облако рассеялось, оставив опустевший город, заваленный трупами людей и животных. В эту ночь погибло боле 3000 человек. Врачи местной больницы оказались бессильны справится с внезапно нахлынувшим потоком умирающих людей. Они даже не знали что за вещество поразило город. Руководство ЮнионКарбид, в первые часы, отказывалось называть состав вырвавшегося яда, ссылаясь на коммерческую тайну, и выдав информацию об утечке аммиака. Из за неверно и несвоевременно оказанной помощи ещё более 15 000 человек умерло уже после аварии от полученных увечий и отравлений. Всего же пострадавших было, по разным данным, от 150 000 до 600 000. Многие из них потеряли зрение и страдали от повреждения легких. Опасные химикаты привели к возникновению мутаций - несколько поколений Бхопальцев страдали с врожденными заболеваниями.
Такова была страшная цена пренебрежения мерами безопасности в погоне за прибылью. Огромное количество жертв этой трагедии - делает её самой страшной техногенной катастрофой в истории.

Интересно то, что владелец завода Уоррен Андерсон не понес никакого наказания за эту трагедию. А непосредственные руководители аварийного предприятия отделались денежным штрафом и 2 годами условно. Вот такой "самый гуманный суд в мире" по-индийски...


П.С.: По этическим соображениям я не стану выкладывать фотографии жертв Бхопальской трагедии. Если нужно -найти их не составляет проблем.

Техника

Previous post
Up