<Опубликовано в 2014 г.>
По случаю 25 лет выхода из Афганистана российские СМИ дружно подняли волну, затронувшую и блогосферу. Ожидаемо появились рассуждения о допустимости прогрессорства с духе «ТББ», даже более того - о том, чьё «прогрессорство» прогрессивнее: СССР или более технологически продвинутого Запада. Эти абстрактные рассуждения опираются на расхожие представления об А. как «вечной феодальной дыре мира» и страдательном объекте, который только проявляет те или иные реакции на внешние раздражители. Существенным моментом тут является неосознанное и некритическое принятие либеральной т.з. на афганскую революцию как на наведённую, а то и инспирированную Москвой, а на само существование социалистических настроений и движений в столь отсталом обществе как недоразумение или иллюзию.
Чтобы понять действительное положение дел посмотрим на отрывок из статьи 70-х гг.
<
Под непосредств. влиянием рус. революции 1905-07, … и подъёма нац.-освободит. движения в Брит. Индии и Иране в А. возникло первое политически оформленное движение младоафганцев. Оно выражало интересы представителей интеллигенции, нац. купечества, либерально настроенных помещиков и передовой части офицерства. Младоафганцы выступали за ограничение власти эмира, введение конституции и восстановление полной независимости А. от англ. господства, пытаясь добиться своих целей путём заговора и гос. переворота, что вскоре привело к разгрому движения. Новая волна этого движения стала формироваться под идеологич. воздействием основателя и издателя первой афг. газеты «Сирадж уль-ахбар» (выходившей с 1911 до 1919 два раза в месяц) Махмуда Тарзи, видного публициста, просветителя, поэта, а затем и гос. деятеля. После провозглашения пр-вом Амануллы-хана независимости (февраль 1919) Советское пр-во по инициативе В. И. Ленина объявило о признании полного суверенитета афганского гос-ва. В августе 1919 Великобритания была вынуждена признать независимость. А. Всё это создало условия для осуществления реформ, вытекавших из программных требований младоафг. движения, объективно способствовавших ускорению развития в стране капиталистических производственных отношений и дальнейшему прогрессу экономич. политики и общественно-экономич. мысли. К числу этих реформ относился прежде всего принятый в 1921 «Устав о поощрении промышленности» - первый протекционистский акт афг. пр-ва, согласно к-рому для всех вновь строящихся предприятий предоставлялись бесплатно зем. участки из гос. фонда. Эти предприятия освобождались на десять лет от уплаты всех налогов и сборов, обеспечивались правительств. заказами, получали право в течение пяти лет беспошлинно ввозить необходимое оборудование и др. материалы; для защиты от иностр. конкуренции на товары, аналогичные продукции таких предприятий, устанавливались повышенные импортные пошлины.
В целях преодоления наиболее реакц. и изживших себя феод. и родовых институтов и создания благоприятных условий для накопления нац. капитала и развития производит. сил в стране тогда же были впервые формально отменены патриархальное рабство, налоговые льготы для племён, право ханов племён собирать налоги, общественные натуральные повинности; натуральные налоги на землю и скот были заменены денежными. Многочисл. внутренние и таможенные пошлины заменялись единым сбором, был введён единый таможенный тариф, выпущены новые металлич. деньги и упорядочена ден. система. Переданы гос-ву вакфные земли (земли, отказанные мечетям государством и верующими), начата свободная распродажа пустовавших гос. земель, юридически закреплена частная собственность на землю и разрешена её свободная купля и продажа. Была проведена реорганизация центр. гос. аппарата и его местных органов, введено ежегодное составление и утверждение смет госбюджета; открыты новые светские уч. заведения и пр.
Для объединения разрозненного торг.-ростовщнч. капитала и ускорения процесса его накопления пр-во Амануллы, не ограничиваясь указанными реформами, приняло ряд особых мер. Определённая часть нац. торг.-ростовщич. капитала была объединена в специализированные, отраслевые, смешанные гос.-частные (при личном участии эмира и его ближайших сподвижников) акц. компании (ширкеты). Им была предоставлена монополия на импорт и экспорт определённых товаров с последующим использованием накопленного ими капитала для развития соответствующих отраслей экономики. За счёт бюджетных средств и внешней экономич. и технич. помощи было начато строительство ирригац. сооружений, пром. предприятий, дорог и линий связи, агротехнич. станций и опытных с.-х. ферм. Всё это привело к нек-рому расширению гос. сектора экономики и известному развитию производит. сил.
Пр-во Надир Шаха, пришедшее к власти в 1929, продолжало проводить в области экономич. политики курс, направленный на ускорение нац.-бурж. эволюции афг. общества и экономики. Оно стало в большей степени учитывать в своих мероприятиях интересы усилившейся нац. буржуазии, выразителем к-рых был один из крупнейших купцов, а затем и капиталист Абдул Меджид Заболи. Он предложил пр-ву расширить централизацию разрозненного купеч. капитала для вытеснения из сферы кредитно-ден. операций, внутр. и внеш. торговли инонациональных (в осн. индийских) элементов и превращения части накопленного капитала в промышленный. В связи с этим предлагалось заинтересовать купцов в централизации их капиталов чисто экономически, путём создания специализиров. экспортных и экспортно-импортных ширкетов (торг. компаний) с предоставлением им врем. торг. монополии и последующим использованием их накоплений для развития экспортных отраслей с. х-ва и лёгкой пром-сти. Эту же политику продолжал и пришедший к власти в 1933 Захир Шах. Центром ширкетов стал созданный верхушкой нац. торг. буржуазии во главе с Заболи Афганский национальный банк (Афганнацбанк - Банке милие афган), частью акций к-рого тогда владело афг. гос-во. Этот банк временно выполнял также функции центр. эмиссионного банка, казначейства, монопольного валютно-расчётного центра и монопольной торг. компании по импорту сахара, автобензина и смазочных масел, автомобилей и др.
В 1935 было принято «Положение об управлении и развитии промышленности», в соответствии с к-рым Афганнацбанку, его дочерним торг.-пром. компаниям и предпринимателям были предоставлены существенные налоговые и др. льготы, ещё более расширенные «Положением о промышленности», принятым в апр. 1941. Благодаря успешному использованию всех этих привилегии Афганнацбанку в короткий срок удалось создать разветвлённую сеть дочерних компаний, в т. ч. торг.-промышленных, осуществить централизацию подавляющей части нац. купеч. капитала, вытеснить из внутр. и внеш. торговли и вообще из сферы обращения крупный инд. капитал и возвратить гос-ву с большим приростом весь его капитал, вложенный в Афганнацбанк. Заболи получил в 1938 пост мин. экономики. В 1939-40 он возглавил составление первой пятилетней программы экономич. развития страны и последовавшую вслед за разработкой этой программы новую волну ширкетнзации ещё не охваченных ею средних и мелких купцов. С начала 2-й мировой войны 1939-1945 в экономич. политике афг. пр-ва проводился курс Заболи, направленный на свёртывание гос. сектора в пром-сти путём передачи большей части его предприятий (за исключением завода «Машинхане») Афганнацбанку и его дочерним торг.-пром. ширкетам с сохранением за гос-вом в лице созданного в мае 1940 гос. банка (Ды Афганистан банк) права участия в капитале последних. Это отвечало классовым интересам не только нац. буржуазии, но и мн. крупных помещиков и чиновников гос. учреждений, к-рые всё охотнее становились пайщиками этих ширкетов. Такая политика приводила ко всё большему сращиванию нац. торг. и торг.-пром. капитала с крупным землевладением и гос. аппаратом. Т. о., в экономич. политике А. наметились две офиц. концепции. Первую представлял правящий блок тесно связанных с рынком крупных помещиков и скотовладельцев и верхушки нек-рых, не подчинённых Афганнацбанку ширкетов, с преимуществ. участием гос. капитала. Представителем и проводником этой концепции был Ды Афганистан банк. Вторую концепцию представляла нац. торг. и торг.-пром. буржуазия, сформировавшаяся и действовавшая под эгидой Афганнацбанка. Первая концепция исходила из общих экономич. потребностей господствующих классов и стояла за развитие гос. капитализма и активное вмешательство гос-ва в экономич. жизнь страны в гл. её областях; вторая (особенно после изъятия гос-вом своей доли из капитала Афганнацбанка) отражала гл. обр. интересы узкого круга представителей тех же классов и буржуазии, стремящихся монопольно эксплуатировать трудящиеся массы и ограничить экономич. роль гос-ва развитием инфраструктуры и др. отраслей, создающих благоприятные условия для прибыльного частнокаппталистич. предпринимательства.
Спор между представителями этих двух концепций шёл из-за степени участия гос. и частного капитала в экономич. жизни страны и, следовательно, из-за доли извлекаемых прибылей. Вместе с тем это не мешало им взаимно сотрудничать в смешанных гос.-частных пром. и торг. компаниях и специализиров. банках.
С приходом в сент. 1953 к власти пр-ва Мухаммеда Дауда экономич. политика А. вступила в новый этап, получив название политики «руководимой экономики». Суть этой политики - преимуществ. развитие гос. сектора экономики на базе разработки и осуществления долгосрочных (пятилетних) программ (планов) путём создания как чисто гос., так и смешанных производственных и торг. компаний и банков. Гос. капитал составлял, как правило, не менее 51%. На этом этапе афг. гос. капитализм охватил по существу все отрасли экономики и всю хоз. политику страны. После отставки в марте 1963 М. Дауда пр-во проводило политику «руководимой смешанной экономики», отражающую объективно происходящий в стране процесс развития капиталистич. отношений, и прежде всего гос. капитализма. На совр. этапе социально-экономич. развития А. гос. капитализм представляет собой прогрессивное явление, т. к. в целом он имеет антиимпериалистич. направленность и играет большую роль в становлении и развитии нац. экономики страны. Цель афг. правительств. экономич. политики состоит в том, чтобы, опираясь на гос. сектор в экономике, облегчить капиталистич. предпринимательство в городе и деревне, ограничить действие наиболее архаичных форм производств. и общественных отношений, постепенно приспособить господствующую в стране систему крупного землевладения, базирующуюся на мелкокрест. землепользовании и экстенсивном ведении х-ва, к потребностям капиталистич. развития страны. Вместе с тем правящие круги отрицают необходимость к.-л. коренных социально-экономич. преобразований, в т. ч. и проведения давно назревшей агр. реформы. Нерешённость агр. вопроса обусловливает узость экономич. базы осуществляющихся в стране изменений, что лимитировало и лимитирует предпринимательские возможности прежде всего низших прослоек формирующейся нац. буржуазии. Бурж. эволюция афг. города и крайне отсталой деревни происходит в тяжёлых для трудящихся масс условиях, вызывая недовольство, общественные трения, находящие выход в антиправительственных демонстрациях и манифестациях и служащие поводом для возникновения более радикальных и прогрессивных общественно-экономич. взглядов.
В стране существуют оппозиц. течения общественно-политнч. и экономич. мысли самых различных оттенков: от реакц.-консервативного до либерально-демократического и антикапиталистического. Реакционно-консервативное течение проявилось ещё во взглядах и деятельности т. н. староафганцев (нач. 20 в.), выступавших даже против самых скромных реформ с защитой «устоев ислама и шариата» и привилегий духовенства и феод. племенной знати. Либерально-демократич. течение особенно ярко проявилось в выступлениях парламентской оппозиции и независимых частных газет в 1949-52 и вновь в 1965-69 после конституц. реформы 1964.
Первую волну либерально-демократич. течения возглавили избранные в 1949 в парламент представители возникшего ещё в 1947 общественно-политич. движения «пробудившаяся молодёжь», к-рые, воспользовавшись парламентскими дебатами по вопросу о деятельности в А. амер. инженерно-строит. фирмы «Моррисон - Надсен», потребовали отставки нек-рых скомпрометировавших себя министров и добились принятия в янв. 1951 нового закона о печати, разрешившего издание частных газет и журналов. Получив возможность издавать газеты («Ангар», «Ватан», «Нидаи Халк», «Улус» и т. п.), они использовали их для пропаганды своих взглядов, сводившихся в основном к требованию отмены привилегий крупного частного капитала (т. е. группы Афганнацбанка), принятия мер к облегчению предпринимат. деятельности мелкой и средней буржуазии и т. п. В начале 1952 пр-во закрыло все частные газеты и репрессировало нек-рых представителей этого течения. Вторая волна либерально-демократич. течения возникла в предвыборной борьбе 1965 и особенно ярко проявилась в парламентских дебатах по вопросу введения бурж.-демократич. свобод в 1966-69.
Другие более радикальные представители интеллигенции в газ. «Халк» («Народ», с 1965), а после её запрета с марта 1968 - в газ. «Парчам» («Знамя») печатали статьи, в к-рых провозглашалась необходимость некапиталистического развития А., с перспективой построения в дальнейшем социалистического общества.
[Эти литературные наименования («Халк» и «Парчам») впоследствии так и закрепились за фракциями афганской партии.]
Т.о.:
1) все прогрессивные тенденции в эк. развитии А. последних ста лет связаны с гос. вмешательством и регулированием, становлением гос. капитализма; [для ситуации догоняющего развития это неизбежно и типично]
2) национальная буржуазия делилась на 2 лагеря в соотв. с возможными сценариями дальнейшего развития : «консерваторов» (крупных помещиков, скотовладельцев и пр., связанных с гос. капиталом) и «либералов»;
3) интересам успешного самостоятельного развития страны соответствовала эк. политика «консерваторов», в то же вр. их социально-политическая позиция по понятным причинам была крайне реакционна;
4) разрешиться это противоречие могло только на путях революционного преобразования и широкого демократического движения, т.е. социализма, как логичного продолжения, сохраняющего эк. базу гос. кап-ма, но преодолевающего, снимающего его социальные ограничения.
По понятным причинам эта тенденция встречала противодействие со стороны мирового (т.е. американского) капитала, что было бы так даже вне (понятно в какую сторону действующей) геостратегической ситуации противостояния двух систем.
Топорная операция доблестного спецназа по вырубанию Амина с помощью зенитно-артилерийского огня и проводившаяся с грациозностью слона в посудной лавке советская фактическая оккупация были эпизодами в борьбе двух тенденций. Эпизодами, по сути видимо необходимыми и неизбежными, по форме же ненужными и вредными.
Результатом длительной и кровопролитной борьбы в А. была победа феодальной реакции (староафганцев), победа «прокачанных» западными спонсорами «козопасов» над городом. Но не только. Это была и победа в конечном счете проамериканских либералов, их эк. курса. Вообще, постоянно наблюдаемое трогательное единство акул империализма и арабских шейхов по самому широкому кругу вопросов д.б. имеет своё объяснение в глубинной эк. основе.
Теперь в А. всё как любят либералы - никакого гос. регулирования, гос. банков. Но ничего не работает. [В прошлом году промелькнула информация о бегстве из страны двух главных банкиров, прихвативших весь наличный капитал, д.б. закачанный в эти банки западными спонсорами.]
Пока страна погружается в пучину саморазрушения, медленного самоубийства гос-ва и нации. Это закончится или полной деградацией и зависанием на каком-то стабильном уровне, или (возможно, в случае изменения международной обстановки) новой победой противоположной тенденции, приходом к власти новых патриотов. Тогда нам об этом обязательно сообщат западные СМИ своими истошными воплями.
~~~~~~~~~~~~
АПД 2021.
Очередная годная левизна от DW
https://youtu.be/L7e6tejlTNw?t=1072На этой отметке советские освобождают всех афганских полит. заключенных. Говорится, что как жест доброй воли. Что-то не припомню других примеров таких жестов. Собственно, это была единственная рациональная причина и оправдание для ввода войск - прекратить резню фракций.
Это как если бы марсиане в 30-х высадились в Москве и ликвидировали бы одного сухорукого садиста с его лагерями.
Или если Путин войдет в Беларусь, то должен будет первым делом открыть тюрьмы режима - входить вообще имеет смысл только как освободитель (что, увы, не в свойствах этого бывшего либерала).
Но с входом одна проблема - вовремя выйти никогда не получается.
Вообще, в фильме показано главное - вся чума в Афгане с самого начала целиком и полностью создана Западом, который действовал в логике холодной войны.
Про нашу сторону, конечно, упрощенно: невинный Дауд, Брежнев решает. Брежнев ничего уже не мог решать, и никто не понял, кто решил и зачем. До сих пор, хотя находится полно желающих оправдать тот вход, что-то так и не появился этот герой и не признался: "я протолкнул решение". Черняев называет Громыко, но мотивация того тоже не ясна.