Переосмысление мифов

Nov 03, 2023 10:20

1. Адам и Ева.
В родовом обществе брак внутри рода обычно запрещен (экзогамия). Как всегда, само существование запрета предполагает (и доказывает) его нарушения. Любовь зла, и в первобытном коллективе случалось нечто вроде служебного романа. Древними это воспринималось как кровосмешение, и греховодников, в зависимости от суровости нравов, изгоняли или убивали. Или они сами сбегали заранее.

Кому-то удавалось выжить и "прийти к успеху" - у многих народов есть такие легендарные родоначальники. У семитов такими были Адам и Ева. Изгнание из Эдема - это изгнание из своего рода, с его земли.

Потом, когда появилась потребность объяснения страданий человеческого рода, это было переосмысленно как грехопадение (а Эдем внезапно вознесся на небеса).

2. Золотой телец.
По исторической эволюции трактовки этого предания видно, как гибко подобная мифология подстраивается под нужды текущей идеологии. Сначала борьба двух языческих корпораций представляется как борьба единобожия с идолопоклонством. В наше вр. золотой телец воспринимается как символ корыстолюбия и стяжания.

Обе корпорации - Аарона и Моисея - были языческими:
тотем Бык - золото, Солнце, мужской культ;
тотем Змей - медь, Луна, женский культ.

Из-за трактовок в смысле борьбы с идолопоклонством последующий сюжет с поклонением Моисея идолу Змея в Библии повисает в воздухе. Но религия - это не философия, и не страдает от логических противоречий. То, что востребовано идеологией - Золотой телец - знают все, а то, что не нужно - не замечают.

"Когда б вы знали, из какого сора..." - идеологическая конструкция при нужде собирается из обломков старых конструкций.

Занятно, что для Евразии характерна победа женского (по происхождению) культа, а для Америки (судя по культу Солнца) - мужского. Змей Кетцалькоатль проиграл, но обещал вернуться. И пришествие конкистадоров воспринималось как такое возмездие.


3. Ромул убил Рема.
Но все помнят про Каина - сознанию свойственно выставлять собственные культурные феномены как универсальные.

Старый близнечный миф распался на два варианта: для объяснения зла вообще (бог и дьявол) и для братоубийства в частности.
Ритуальная вражда между двумя родами (фратриями) не могла перейти в реальную, т.к. все матери и жены были из этого другого рода - т.н. групповой брак. С переходом к частной собственности появилось что делить - и вражда братьев стала реальной. С переходом к моногамному браку распалась принудительная связь фратрий - и стала возможной резня, вплоть до геноцида.

4. Ребро и яблоко.
Женщина поддается соблазну и приносит зло.
В др. культурах ту же роль играет другое существо. Но тут понадобилось объяснение для нового, еще не привычного положения вещей. Положение не воспринимается как естественное, само собой разумеющееся. Возможно, оно даже встречает сопротивление, отсюда нужда в идеологическом обосновании. Так в этом регионе напряженность в отношениях полов закрепляется в особо патологической форме.

5. Спящая красавица.
В отличие от рода, у более крупной единицы - племени - брак эндогамный (внутренний). Это тоже запрет, брак с иностранцем - нечто невообразимое. Запрет же нарушается.

С усложнением общества разные племена оказываются в одном гос-ве и приходят в тесное соприкосновение. Умыкание невест - легкий путь к обходу племенных пережитков, однако же есть и законный путь.
Измена родному племени воспринимается как осквернение и изобретается чудовищная процедура очищения - зло (невеста) помещается в некую клеть на сваях (курьих ножках) - символическое удаление от земли. Чудовищна длительность процедуры - чуть ли не несколько лет.

Возможно, было и то, что вроде бы и по сию пору бывает на свадьбах простонародья, когда невеста должна отдать последний долг "своим".

Этот сюжет нам известен по сказкам о красавице, заключенной в высокую башню и как бы еще при жизни положенной в гроб.
Только по сказкам: приспособления к идеологии это не нашло.

см. также Братства быка и змея https://evgeniy-kond.livejournal.com/91509.html

миф, палеоистория

Previous post Next post
Up