Спустя три десятилетия после падения Берлинской стены Запад снова вовлечен во все более напряженную конфронтацию с Кремлем. Одна из точек разногласий, центральная в повествовании Кремля о недовольстве, - это роль НАТО как гаранта безопасности и стабильности в Европе и суверенитета ее государств-членов. Лидеры Москвы, стремясь подорвать и устранить эту роль, утверждают, что их страна стала жертвой экспансионистской стратегии Запада по изоляции и ослаблению России.
Но недавно собранный массив исторических документов представляет собой глубокое опровержение этой лживой версии, противоречащей претензиям Москвы по поводу НАТО, высказанным собственными высшими должностными лицами и экспертами России. В век широко распространенной дезинформации и злобного ревизионизма сборник дает точное представление об отношениях между НАТО и Россией.
Обсуждение документов: Отношения между НАТО и Россией после холодной войны , спонсируемые НАТО и Польским институтом международных отношений, состоит из восьмидесяти девяти документов, подготовленных Североатлантическим союзом, Россией, а также Россией и НАТО совместно в период с 1991 по 2020 год. Редакторы сборника - Роберт Купецки, бывший посол Польши в НАТО и Соединенных Штатах и заместитель министра национальной обороны, и Марек Менкишак, глава департамента России в известном Варшавском Центре восточных исследований - поделятся своим опытом. тексты и предлагают четкий анализ действий и целей, которые сформировали отношения между НАТО и Россией.
Реальность, которая вытекает из этого сборника, заключается в том, что НАТО внимательно отреагировала на стремление центральноевропейских демократий пополнить свои ряды, одновременно стремясь включить новую демократическую Россию в трансформированную систему европейской безопасности.
В конце 1991 года НАТО пригласило недавно обретшую независимость Российскую Федерацию присоединиться к Совету Североатлантического сотрудничества, созданному для объединения когда-то разделенных половин Европы, на равных среди тех самых стран, которые Москва оккупировала и подавляла, иногда с применением насилия, в течение холодная война. В 1994 году НАТО предоставило России возможность присоединиться к программе Североатлантического союза «Партнерство ради мира», созданной для взаимодействия военных и ставшей ступенькой к членству для тех стран, которые заинтересованы в ее реализации.
Ответ России изначально не был отрицательным. Документы Talk отражают проявление в 1991 г. интереса бывшего президента России Бориса Ельцина к членству в НАТО и его признание в 1993 г. в совместном польско-российском заявлении, что стремление Варшавы к членству в Североатлантическом союзе «не противоречит интересам других государств, в том числе России». (В то время польское правительство потребовало от соавтора этой статьи Дэна Фрида, работавшего в то время в аппарате Совета национальной безопасности Белого дома, быстро отреагировать на принятие Ельциным расширения НАТО, что, к сожалению, было не в состоянии сделать. делать.)
Но вскоре Россия вернулась к своему более традиционному требованию о сфере влияния. Купецки и Менкишак включают официальные стратегические документы из Москвы, в которых формулируется ее решимость поддерживать гегемонию над Центральной Европой (как четко сформулированная цель, пусть даже в несколько ослабленном виде), усилия по блокированию членства Центральной и Восточной Европы в НАТО и попытки посеять разногласия. в трансатлантических отношениях.
Чтобы снять озабоченность России по поводу расширения Североатлантического союза, в 1996 году НАТО объявила, что не намерена размещать ядерное оружие на территории своих новых членов. В 1997 году НАТО согласилось с тем, что «в нынешних и обозримых условиях безопасности» оно воздержится от «дополнительного постоянного размещения значительных боевых сил» в Европе. В том же году он подтвердил это обязательство в рамках Основополагающего акта Россия-НАТО, который официально закрепил стратегическое партнерство Россия-НАТО и создание Совместного постоянного совета для консультаций и совместных действий. Идея заключалась в создании «альянса с Североатлантическим союзом», отражающего тот факт, что НАТО и Россия рассматривали друг друга больше не как противников, а как партнеров, приверженных демократии и безопасности на основе сотрудничества.
Вступление Купецки и Менкишака напоминает нам, что последовательная тактика России заключалась в том, чтобы побудить Соединенные Штаты признать Россию «привилегированным участником, принимающим решения в процессе создания порядка безопасности в Европе после окончания холодной войны». Это означало бы наложение Кремля вето на будущее его ранее репрессированных подданных, чья успешная борьба за свободу помогла положить конец холодной войне.
Это требование, которое НАТО не могло принять. И Кремль в конце концов потерял интерес к отношениям сотрудничества с НАТО. Никакого союза с Альянсом не материализовалось. Владимир Путин флиртовал с идеей членства в НАТО в первые месяцы своего пребывания на посту президента России. Но такие инициативы, как модернизация отношений Россия-НАТО в 2002 году путем создания Совета Россия-НАТО, оказались в значительной степени неэффективными в налаживании откровенного и конструктивного диалога с российскими лидерами.
Мы слишком хорошо знаем, как разворачивалась эта история. Путин решил следовать реваншистской программе кибератак, вмешательства в выборы, энергетического эмбарго, убийств за рубежом, военных провокаций, агрессии в Сирии и Ливии, а также вторжения и оккупации территорий в Украине и Грузии. Действительно, ответ Путина на действия НАТО - это дестабилизирующая модель эскалации агрессии в отношении Запада.
Documents Talk собирает тексты, которые определяют возникновение свободной, неделимой и безопасной Европы - видение, которое еще не полностью реализовано и которому путинская Россия, вероятно, будет сопротивляться в обозримом будущем. Это сборник, который следует прочитать и понять тем, кто несет ответственность за поддержание мира в Европе в эпоху нарастающих потрясений.
Ян Бжезинский - старший научный сотрудник Атлантического совета, а также заместитель помощника министра обороны США по Европе и политике НАТО.
Посол Дэниел Фрид - заслуженный член семьи Вейзеров в Атлантическом совете, занимал должности помощника госсекретаря США по Европе и посла в Польше, а также занимал другие руководящие должности.
Посол Александр Вершбоу - видный сотрудник Атлантического совета, занимал должности посла США в НАТО и России, помощника министра обороны и заместителя генерального секретаря НАТО, а также занимал другие руководящие должности.
https://www.atlanticcouncil.org/blogs/new-atlanticist/a-rebuttal-to-russias-narrative-about-the-west-grounded-in-history/