Игорь Эйдман Люди «нового средневековья»
А. А. Пионтковский недавно назвал Трампа «безграмотным буржуазным идиотом», приход к власти которого угрожает миру. С этой оценкой трудно не согласиться. Однако, боюсь, проблема не только в малосимпатичной личности Трампа, но прежде всего в том, что идеи, которые он озвучивает, очень востребованы сейчас в мировой политике. Трамп при всей своей эклектичности и конъюнктурности - яркий представитель новой националистической, ксенофобской, консервативной волны в мировой политике, вместе с Путиным, Эрдоганом, Урбаном, Качиньским, Мари Ле Пен, Хофером, Фортейном, Ф. Петри и т.д.
Сейчас идет общемировое наступление реакционных сил, противостоящих гуманизму, подобное тому, что было в эпоху фашизма, которую многие называли «новым средневековьем». Как и тогда, возглавляют эти силы эксцентрики-демагоги. Гитлер и Муссолини были не менее эксцентричны и с точки зрения рациональной логики не менее глупы, чем Трамп и Путин. Однако это не помешало им придти к власти и удерживать ее, много лет ведя свои народы к катастрофе.
Предстоящие президентские выборы в США станут ключевым сражением в мировой политической войне против гуманизма. Сразу оговорюсь, мне крайне несимпатична госпожа Клинтон. Но она, в отличие от Трампа, не представляет реальной угрозы для демократии и мира.
Путин был пионером и проводником этой новой реакционной волны. Сейчас он наверное с «томленьем упованья» ждет прихода к власти в США своего идеологического союзника Трампа и, судя по всему, всячески пытается ему помочь. Это не значит, что в будущем у них не может быть разногласий. Но, судя по тому, что сейчас говорит Трамп, договориться с ним Путину будет намного проще, чем с любым другим американским лидером. Гитлер и Муссолини в свое время жестко спорили по австрийскому вопросу, но идеологическая близость все-таки подтолкнула их к долгосрочному союзу.
В 20-е - 30-е годы 20 века провокатором волны консервативных революций (и фашизма) была «коммунистическая угроза». Тогда буржуазия и обыватели испугались возможности прихода к власти коммунистов и поддержали тех, кто наиболее жестко противостоял им (Муссолини, Гитлера, Франко, Хорти, Салазара и т. д.). Сейчас роль такого «пугала для обывателей» играют исламисты. Европейские ультраправые 20-х годов создали двойной образ врага: евреи и порожденный ими коммунизм. Современные правые популисты по тому же образцу слепили новый образ враждебного «другого»: мусульманские мигранты, порождающие исламистский террор.
Конечно нынешние исламисты, как и тогдашние коммунисты (но не евреи или мусульмане), представляют реальную угрозу для западного общества. Однако не меньшую опасность несут и те силы, которые под предлогом борьбы с ними пытаются уничтожить гуманистическую основу европейской цивилизации. Вообще, консервативная волна на Западе, путинизм и исламистское наступление имеет одинаковые корни - это реакция на глобализацию, попытка защитить племенную и религиозную архаику.
Трамп требует пытать исламистских боевиков и не допускать в страну мусульман. Путин тоже начинал с угроз «замочить террористов в сортире» и с пыток в чеченцев в Чернаказово. Но там, где пытают «врагов», будут нарушать права и обычных граждан. История путинской России это убедительно подтвердила.
Не национальный изоляционизм, который проповедует Трамп и его европейские единомышленники, а совместная активная борьба демократических стран с ИГИЛ и путинским режимом могут победить международный терроризм.
Принято считать, что трагедия в истории повторяется в виде фарса. Хотелось бы надеяться, что и эпоха фашизма повторяется сейчас лишь в фарсовом варианте. Однако российские и турецкие реальные трагические события дают на это мало шансов.