Конец колониальной экономики

Jan 18, 2016 11:23




Николай Кащеев

Классификация

Каков тип позднесоветской и постсоветской экономики? Она колониальная. Вроде той, что сгубила великую Испанскую империю. Золото инков = нефть Сибири.

Не сразу, но этот тип хозяйства опять победил в России. Сначала советскую неэкономику, потом, по большому счету, рынок. Слава богу, не полностью.

Испанская империя распалась, и метрополия оказалась среди наименее развитых стран Европы. Империи со временем стали злом и барьером для развития.

А Британская как же? С ее индустриальным прогрессом? Тут уже разница в характеристиках самой метрополии. И все равно распалась. Но нам старая Испания (к слову, столетиями до того оккупированная маврами) как пример несколько ближе. И главной у нас касте кшатриев - еще ближе.

Дальше что? В итоге, после всего, рано или поздно - рыночная экономика, как везде. Но сейчас на лицо распад колониальной модели, со всеми сопутствующими. Поскольку главным образом колониальную модель объявили главным образом рыночной (бедный общепит отдувается за гос.монополии), борьба на трупе колониальной модели идет - правда, вяло - между советским социализмом и собственно экономикой.

Советский социализм - это кредитование центробанком все тех же госмонополий. Слегка закамуфлированное наличием частного общепита и ИП уличных чистильщиков обуви. Только вместо сырьевых - колониальных - монополий якобы будут производственные. Ага, щас. Вот танков-то наклепаем! Проходили уже. Придется экипажи по старой памяти приглашать из Узбекистана, а то своих не хватит.

Экономика - это исключительно рынок. Точнее, примат рынка. Фундаментализм? Чушь. Хотите дирижизма, как в случае с зеленой энергией и частным космосом? Не вопрос. Только две вещи: не создаем очередное ГУП и не финансируем его за счет эмиссии (в т.ч. скрытой). А банки, кстати, приватизируем, а то Китай показывает и будет показывать, что даже там, при их-то норме сбережений, модель с гигантскими госбанками несет в перспективе тяжелые лишние проблемы.

Вопрос в том, что все это может более-менее прилично работать при соответствующей надстройке. Маркс был не совсем прав: базис не всегда диктует надстройке, иногда надстройка оказывается сильнее базиса. Если под надстройкой понимать не только управление государством, но и культуру, которая, как известно теперь, matters. Но в долгосрочной перспективе сомневаться в универсальности постулата Маркса не так-то просто. Для восстановления справедливости есть конкуренция, в т.ч. международная, которая всех расставляет по местам.

Россия, экономика, рынок, реформы

Previous post Next post
Up