Новый этап истории России.

Aug 16, 2015 15:38



Леонид Бляхер

ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКИЙ БИЗНЕС
(ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО)

Более или менее понятны наблюдаемые условия, при которых власть перестает быть стационарным бандитом (связанным с обществом системой относительно взаимовыгодных контрактов) и переходит в роль бандита-гастролера. Иными словами, в ситуацию, когда всякие управления и развития оттесняются на периферию (не равномерно, не всегда быстро), а на авансцену выходит вполне нормальный высший хищник, вершина пищевой цепочки. Окружение хищника делится на то, что является пищей, и то, что является угрозой. Все остальное - безразлично. Нет сложных планов и «тайных властителей». Есть желание питаться и не исчезнуть, как физически, так и в качестве высшего хищника. При этом, стоит понимать, что «вертикаль» не состоялась. И каждая особь и стая в своем ареале, от правительства страны до отделения милиции на Сахалине защищает себя, свою кормовую базу. Большая часть событий, по поводу которых страдает просвещенная часть населения, возникает на пересечении этих ареалов, в сочетании суммы случайных обстоятельств в борьбе за еду разных групп хищников.

В условиях, когда кормовая база достаточно обширна, а угроза слаба, население хищнику безразлично. Важно, чтобы оно не создавало угрозы. Но сегодня (точнее, последние четыре-пять лет) кормовая база начала сокращаться. При этом, сокращается она все быстрее. Еще лет пять-шесть назад щедрые крошки со стола власти летели во все стороны, доставаясь даже всяким учителям, врачам, ученым и прочим ненужным существам (не пища, не враги), а самой власти вполне хватало доходов от госмонополий. Еще три-четыре года назад, хоть объем «крошек» сократился, самой власти было достаточно прежней кормовой базы. Правда, сокращение объема «крошек» привело к неприятностям с населением, которое из безразличного вдруг стало восприниматься, как угроза, с которой что-то нужно делать. Но власть, на то она и высший хищник, справилась.

Сегодня кормовая база власти сокращается основательно. А значит, нужна новая пища. Как это ни грустно, но такой пищей может быть только бизнес. То есть крупный бизнес уже давно выполнял эту функцию. Но сегодня он накрывается медным тазом. Значит, усилится и уже усиливается давление на ЛЮБОЙ легальный бизнес. Не из каких-то тайных соображений, а просто потому, что хищник должен расширить кормовую базу. Кушать хочется. Причем, сейчас, а не в прекрасном будущем. Потому «крошки» со стола хищника падать перестают совсем, а налоги и пр. растут, как на дрожжах. Конечно, теоретически возможно, что, осознав свою зависимость от «тучности» бизнеса, власть, как «бандиты» во второй половине 90-х, начнет о бизнесе заботиться. Но, боюсь, что это случится не завтра. Зато завтра, а где-то уже сегодня десятки, если не сотни, тысяч людей, адаптированных к путинскому «просперити», окажутся на улице. Это не только длинноногие секретарши и главные носители портфелей за начальником. Это целые социально-экономические сегменты: туристические компании, маркетинговые конторы, риэлторы, строители, преподаватели, бизнес-тренеры и многие-многие другие. Даже внутри господствующих групп борьба за существование резко сократит поголовье хищников. А значит, новые тысячи людей за бортом. Это люди, лишившиеся если не всего, то многого. Такие сухие дрова. А уж в желающих поднести спичку недостатка никогда не было.

В связи со всем этим возникает вопрос - возможно ли сегодня существование хозяйства в порах государства, мимо государства? Возможен ли очень маленький бизнес, невидимый для хищника, но позволяющий а) выжить человеку и сообществу, б) не перейти в категорию «угрозы», а значит - не быть уничтоженным. Иными словами, может ли «великий незнакомец» (жители России) включить свой основной инструмент выживания, практически, не задействованный уже более десятилетия - тактику избегания. Если сможет, то постепенно там, на периферии сложится хозяйство, социальная ткань и инструменты защиты. Не райские и справедливые, но эффективные. Такие, которые позволят оставаться в тени и выжить. Что-то типа Сицилийской мафии. Туда, не быстро, но неизбежно будут перемещаться все, вытесненные из легального поля хищником, сражающимся за выживание, за пищу. Там начнется новый этап истории страны. Ведь хищник, лишенный пищи, будет неизбежно слабеть. И на каком-то этапе (не Глоба, не знаю - когда) он вынужден будет начать переговоры с новой реальностью.

Я никоим образом не утверждаю, что этот очень маленький бизнес будет высокотехнологичным, а общество за пределами государства-хищника будет справедливым. Это будет, если будет, отнюдь не красивое и справедливое общество. У него будет только одно достоинство - оно позволит выжить людям и стране. Как позволило выжить в годы гражданской войны и послевоенного лихолетия, как десятки раз спасало всех нас. Если его не окажется, то, боюсь, будет совсем грустно. Ну, по крайней мере, не очень весело.

Россия, экономика, насилие, человек

Previous post Next post
Up