Сегодня в Одессе, в HUB прошла встреча, в рамках программы «Киевские диалоги». Панельная дискуссия была посвящена обсуждению актуальных для Украины реформ.
Я взял слово, чтобы высказать одну простую истину - «Культура имеет значение!».
Начал я с того, что я, как финансист, как человек экономики, рассуждаю оперируя категориями институциональной экономики, а они говорят, что экономически успешными являются те страны, в которых эффективно работают институты. Институты бывают формальные - это организации, реальные или условные, которые способны формировать правила игры, контролировать их исполнение и налагать санкции на нарушителей этих правил, это например, суд, полиция, парламент, договоренности общественных организаций.. Институты бывают и неформальными - это культура, нравы царящие в обществе, свод ценностей, которых придерживается общество, все то, что заставляет человека поступать так, а не иначе…
Есть понятие «культурного капитала». Культурный капитал добавляет новое измерение к более ранним понятиям капитала, к числу которых относятся:
• финансовый/ресурсный капитал или капитал как собственность (Адам Смит и Карл Маркс);
• человеческий капитал - качество рабочей силы (Гэри Беккер);
• социальный капитал - свойственная обществу тенденция поощрять объединение своих членов (Гленн Лоури, Джейм Коулмен, Роберт Патнэм и Френсис Фукуяма).
Культурный капитал тесно связан с человеческим и социальным капиталом; он может рассматриваться как ключевое условие, способствующее росту последних.
В обществах, где ценится успех и образование, больше человеческого капитала;
В обществах, делающих упор на этичное поведение и доверие, больше социального капитала.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА
Культурный капитал есть совокупность ценностей, верований и установок, ведущих общество к достижению целей Всеобщей декларации прав человека ООН, а именно:
• к демократической форме правления, включающей верховенство права;
• к социальной справедливости, включающей образование, здравоохранение и благоприятные возможности для всех,
• к ликвидации бедности.
В книге «Последствия культуры», написанной Гертом Хофстеде есть полезная схема, которая изображает три фундаментальные силы, мотивирующие человеческое поведение, в виде треугольника, разделенного на три горизонтальных слоя: в основании лежит человеческая природа, ближайший к вершине слой соответствует индивидуальной личности, а между ними лежит культура -
«В качестве автора, впервые применившего понятие культурного капитала, часто называют, выдающегося французского философа общественных наук Пьера Бурдье, который использовал его в совместной с Жан-Клодом Пассероном статье «Культурное воспроизводство и социальное воспроизводство». Однако в фокусе его внимания находился индивид, а не общество в целом. «Культурный капитал [состоит из] форм знания, навыков, образования и преимуществ, которыми обладает личность и которые дают [ему или ей] более высокий статус в обществе. Передавая своим детям установки и знание, необходимые для успеха в существующей в данный момент времени образовательной системе, родители наделяют их культурным капиталом». (Лоуренс Харрисон)
Не всегда принятие хороших законов приводит к решению проблем - и с этим мир столкнулся в том числе и в постсоветских республиках:
В начале 90-х, прошлого века, Алан Гринспен, глава Федеральной Резервной Системы (1987-2006),
в 1997году говоря о том, как развивается экономика в постсоветских республиках, сказал: «Многое из того, что мы в нашей свободной рыночной системе принимали как данность и полагали свойственным человеческой природе, было вовсе не природой, а культурой». А ведь в начале 90-х годов он полагал, что люди являются «капиталистами от рождения», что крах коммунизма «автоматически утвердит предпринимательство и свободный рынок», он был уверен, в «человеческой природе» капитализма, однако со временем ему пришлось под очевидными экономическими трудностями в России признать, что все дело - «в культуре». В его словах слышится одобрение тех выводов, с которыми экономист-историк Дэвид Ландес выступил на конференции Всемирного банка в 2000 г. о том, что некоторые культуры являются «ядом» (токсичными) для экономического развития, что вызвало шок у значительной части слушателей.
Мое выступление также не вызвало отклика у присутствующих экспертов и тому есть свое объяснение. Эксперты-политики не желают идти на обострение, приступая к пересмотру набора ценностей, это всегда непопулярное решение. Эксперты в отдельных отраслях обычно замкнуты проблематикой узкого профиля.
После меня многие выступали по проблемам защиты прав собственности, по ответственности политиков и чиновников, по депрессивному состоянию молодежи, росту случаев суицида, по коррупции, чиновник Одесской ОГА, отвечающий за внешнеэкономическую деятельность высказался в том духе, что перестраивать надо каждому сначала себя…
И как ни странно - он был прав, как и все остальные выступающие по фрагментам общей проблемы Культуры. Во всех этих проблемах в основании лежит КУЛЬТУРА. Тот самый пласт неформальных институтов, которые заставляют людей поступать так, а не иначе. Именно отсутствием реформы неформальных институтов - КУЛЬТУРЫ, связана проблема того, что Россия, которая, как полагал Алан Гринспен, должна была превратиться в очередного «экономического тигра», таковым не стала, она стала скорее «экономическим кроликом», зажиревшим от внезапно свалившегося корма нефтяной ренты и резко похудевшим при падении цен. Американцы в 90-х годах помогли выстроить в России формальные рыночные институты - в целом в России выстроена была грамотная финансовая система, в правительстве работали экономисты высокой пробы, сумевшие решить множество проблем, выстроен фондовый рынок, на сегодня в России работают одни из самых лучших высших экономических школ - ВШЭ, РЭШ, в руководстве множества крупных банков работают высококвалифицированные экономисты, которые интегрировали многие отрасли России с западными рынками капиталов.
Проблема в том, что не была реформирована область культуры. Путин развернул культуру в противоположную от прогресса сторону. Его месседж о «духовных скрепах», росту влияния православной религии с депрессивным набором ценностей угнетают все общество. Обратите внимание на фактор Церкви, на фактор религии. Религия всегда являлась главным поставщиком ценностей. В книге Лоуренса Харрисона
«Евреи, конфуцианцы и протестанты : культурный капитал и конец мультикультурализма» (скачать ее можно здесь -
http://www.liberal.ru/articles/6608 а краткое описание тут
http://www.ryzkov.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=29619&catid=11:2011-12-26-10-30-14&Itemid=6 ) есть детальный анализ влияния множества факторов на культуру, в том числе и религии. Считается, что протестантская религия, фокусирующая внимание человека на успехе «при жизни», на финансовой грамотности, на планировании своей жизни, является религией, которая в максимальной степени способствует экономической активности населения, экономической эффективности всей страны. И напротив, есть религии, подавляющие экономическую активность, подавляющие экономику вцелом - например религия Вуду в Гаити. Недавно интернет взорвала весть о том, что в столице Гаити Порт -о-Пренсе прошла манифестация с просьбой к Путину, прийти и навести порядок.
http://topwar.ru/64181-gaiti-vladimir-putin-pozhaluysta-pomogi-nam.html
Это не случайное событие. Религия Вуду - я приведу цитату из книги Лоуренса Харринсона :
«Это самая бедная, самая неграмотная и хуже всего управляемая страна в западном полушарии. Вуду - это магическая религия, в которой судьбу человека контролируют сотни духов, очень капризных и похожих на людей. Единственный способ оказать влияние на то, что происходит в собственной жизни, - умилостивить духов посредством вмешательства жрецов и жриц вуду. Эта религия лишена этического содержания и как следствие является главным фактором той высокой степени недоверия, паранойи, чувства беспомощности и отчаяния, которая отмечается в антропологической литературе, посвященной Гаити. Наблюдение, сделанное в 1959 г. Пласидом Давидом, гаитянским эмигрантом, звучит особенно горько: ≪Наши души подобны мертвым листьям. Мы живем в атмосфере безразличия и молчаливого недовольства… самые вопиющие нарушения наших прав и самые возмутительные злоупотребления властью вызывают в нас лишь чувство покорности≫.
Корни вуду восходят к региону Дагомея в Западной Африке - сегодня это страна Бенин. Показатели доходов, уровня детского недоедания, детской смертности, ожидаемой продолжительности жизни и грамотности для Гаити и Бенина практически идентичны.
Бoльшая часть жителей Барбадоса также ведет свое происхождение из Дагомеи. Однако в отличие от Гаити, которая завоевала свою независимость от Франции в 1804 г. в результате восстания рабов, Барбадос получил независимость от Великобритании в 1966 г., когда потомки рабов, впервые привезенных на остров в первой половине XVII в., уже доминировали в политике и большей части экономики. За три столетия они настолько усвоили британские ценности и институты, что их иногда называют афросаксами (Afro-Saxons) или чернокожими англичанами (Black Englishmen). Господствующая религия в этой стране - англиканство. Сегодня Барбадос - процветающая демократия, занявшая в 2010 г. 42-е место по Индексу развития человеческого потенциала ООН (UN Human Development Index), что как раз означает переход его в категорию стран с «очень высоким индексом развития человеческого потенциала». Гаити занимает 145-е место (из 169 стран). Культура имеет значение. А раса не имеет…»
Теперь понятно, почему Путин до вторжения в Украину был одним из самых популярных политиков в Украине - наша религия также не располагает к прогрессу, православная Церковь несет в себе массу ценностей, подавляющих экономическую активность, насаждает иррациональность, фокусируя внимание человека на потустороннем мире.. Обратите внимание на проявление сознания, которое мы называем «ватное сознание» - это сплав «совка», «православного фашизма» и откровенного бандитизма. Этот сплав варился не только в России под воздействием идеологии «Русского Мира» - аналога нацистского «Третьего Рейха», но и на Донбассе, в других регионах Украины, в Крыму, там, где безраздельно правила «Партия Регионов» - в содружестве с российской партии власти - ЕДРО. Они спекулировали ценностями Победы 1945 года, расставляя ярлыки «врагов народа» на движениях освобождения, развернувшихся в странах Прибалтики, Украины, Беларуси. И вот этот сплав вылился в тысячи жертв украинцев и русских на полях Украины. Это железобетонный довод в пользу того, что необходимо реформировать нашу культуру, чтобы «ватного сознания» в Украине было не 15, а 0%… Я приведу таблицу из книги Л.Харрисона:
В таблице приведено влияние не только фактора религии, но и других факторов.
Год назад я читал лекцию перед финансовыми консультантами о «Протестантской этике капитализма», используя исследование Макса Вебера. В конце лекции, после минутной тишины встала женщина и ужасным выражением лица спросила меня - «Евгений Григорьевич, неужели мне надо будет выйти из Православной Церкви?» Причем о православной религии я не обмолвился тогда ни словом… Конечно, я ей сказал, что не стоит делать такого шага, надо просто знать эту проблему и принимать свои решения, опираясь на знаниях.
Так что-же нам делать в нашем украинском обществе? В книге дается настоятельная рекомендация отстающим странам стремиться к культурным изменениям, которые приблизят их к универсальной культуре прогресса, посредством следующих действий:
• усовершенствование методов воспитания детей;
• религиозная реформа / религиозное обращение;
• реформа образования;
• повышение ответственности со стороны средств массовой информации;
• внесение изменений в экономическую политику;
• программы развития, учитывающие культуру;
• повышение восприимчивости к культурным факторам в частном секторе;
• руководство, приверженное культурным изменениям, и обзором опыта Института культурных изменений в течение первых четырех лет его работы.
Как я понимаю, нам необходимо в Одессе создать какую-то организацию, которая бы поставила себе целью трансформацию культуры. Одесса - город русской культуры, причем европейской культуры, именно с Одессы должна и идти реформация русской культуры, а из Львова - украинской культуры. Мы обязаны предпринять ряд мероприятий, которые могли бы сделать украинское общество конкурентоспособным, чтобы нас не постигла участь российского общества, провалившегося в средневековье.
Для этого необходимо провести цикл Круглых Столов, на которых деятели религий, культур, представители образования, воспитания детей, работники СМИ, экономисты, специалисты в институциональной экономике могли бы повергнуть ценностный набор критическому осмыслению, выработать предложения по реформе в области культуры и образования, которые бы были поддержаны общественным консенсусом. Для этого необходимо будет проявить постконвенциональное сознание, выражаясь языком Иоргена Хабермаса, способность подвергнуть собственные конвенции, ценности, убеждения, критическому осмыслению с целью, чтобы наша страна развивалась динамично. Подобную реформу в свое время проводили Япония, внедряя английский язык, отказываясь от многих традиционных японских традиций, обычаев, ценностей. Также положительный опыт реформ имеет и Турция - Ататюрк смог превратить Турцию в светское государство, отделив религию от государства. Также мы знаем неудачные примеры реформ в области культуры - это китайская «культурная революция», полная волюнтаризма, лишенная какой-бы ни было системности, управляемая взбалмошным диктатором, знаем реформацию в области культуры в СССР, в которой тупиковая марксистская идеология , подавление инакомыслия, отсутствие свободы слова и неправильно поставленные цели не дали достичь позитивного результата.
Я пытаюсь создать проект «Одесса Электронная», который бы мог, используя электронную коммуникацию и жесткие институциональные условия с использованием «Третьей Доверенной Стороны», перевести экономические взаимоотношения в схему, при которой можно было бы без труда (с минимумом издержек) обеспечить права собственности при любых трансакциях, выполнение договоров, все это бы дало уникальный «конструктор институтов», которые бы развивали уровень Доверия, Социального Капитала, в обществе, деловой этики, а также в социальной сфере. Подробнее -
тут