E-GOVERNMENT - МЕЙНСТРИМ РЕФОРМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Jul 07, 2009 12:20


В реализации новой концепции государства важная роль отводится сетевым информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ). Их потенциал позволяет ставить такие цели реформ, которые ранее были недостижимы из-за технологических ограничений коммуникационной среды. Например, предоставление информации и услуг различным группам пользователей - гражданам, бизнесу, негосударственным организациям либо государственным структурам - в режиме онлайн по принципу одного окна, независимо от времени обращения и места нахождения потребителя, и создание онлайновых каналов политического участия.

Окинавская хартия глобального информационного общества, принятая лидерами «Большой восьмерки» в 2000 г., подчеркивает революционную роль ИКТ в установлении взаимодействия между системой государственного управления и обществом, направленного на обеспечение устойчивого экономического роста, повышение общественного благосостояния, достижение социального согласия и укрепление демократии. Одно из ее положений включает «активное использование ИКТ в государственном секторе и содействие предоставлению в режиме реального времени услуг, необходимых для повышения уровня доступности власти для всех граждан». Ключевые положения Хартии получили дальнейшее развитие в Декларации принципов информационного общества и Плане действий, принятых на Всемирной встрече на высшем уровне по вопросам информационного общества (2003-2005 гг., Женева, Тунис).

В реформах государственного управления середины 1980-х - конца 1990-х гг. можно выделить три основных блока:
  • реформы организационной структуры и механизмов исполнительной власти, включая разделение функций между центральной и региональными властями и местным самоуправлением:
  • административные реформы;
  • реформы гражданской государственной службы;
  • создание E-government.

E-government возникает в реформах в конце 1990-х гг. Тогда, с насыщением госучреждений персональными компьютерами, развитием ИКТ, распространением Интернета и ростом его доступности, становится очевидным, что эти новые технологии могут существенно способствовать тому, чтобы система государственного управления «работала лучше, а стоила меньше». С внедрением сетевых ИКТ, позволяющих взаимодействовать и совершать трансакции в онлайновом режиме, государственное управление приобретает новое качество. Комплексная модель E-government объединяет ряд структурно-функциональных моделей, в котором ключевыми являются модель функций правительства и его деловых процессов и модель результативности правительственных органов. Их разработка и реализация позволяют помимо прочего выявить все слабые места административной системы, ее избыточные и дублирующие функции и элементы - т. е. оптимизировать систему управления, и сделать это независимо от ведомственных и частных интересов чиновников, их субъективного отношения к реформам.

Содержание реформ в каждом из трех блоков различалось от страны к стране в зависимости от национальной специфики, институциональных, финансовых, кадровых, технических, социокультурных ограничений, а также политической конъюнктуры. Но при этом административная реформа, реформа государственной службы и создание E-government осуществлялись как взаимодополняющие элементы системной реформы государственного управления, которые, будучи разобщены, утрачивают синергетический эффект.

Если на начальном этапе программам E-government отводилась обслуживающая роль по отношению к административным реформам и реформам государственной службы, то со временем они стали интегратором и основным инструментом системных реформ государственного управления, направленных на реализацию новой модели государства в информатизирующемся обществе.

Перевод системы государственной власти на уровень технологий информационного общества становится одним из приоритетов долгосрочной программы Модернизация государственной власти1999 г. в Великобритании. В Программе продвинутых реформ государственного управления США 2001 г. E-government занимает ключевое место. Правительство Канады в 2000 г. берет обязательство сделать так, чтобы к 2004 г. страна «получила всемирную известность как государство, наиболее тесно связанное со своими гражданами, которые имеют электронный доступ ко всей государственной информации и всем услугам в любое удобное для них время и в любом удобном для них месте». Оно рассматривает E-government как фундаментальный институт демократии, отвечающий новым ожиданиям общества и доминирующим в нем политическим и социальным ценностям, т. е. прежде всего как политический институт.

Сегодня можно констатировать, что государство XXI в., способное найти ответ на главные вызовы современности, т. е. обеспечить эффективное управление, безопасность и устойчивое социально-экономическое развитие общества, создать новые каналы политического участия и тем самым придать новый импульс развитию демократии, - это E-government.

e-government, укрепление демократии, предоставление информации и услуг, государство, ИКТ, информационное общество, новые технологии

Previous post Next post
Up