О том как современная статистика искажает экономические показатели США. Часть 1

Feb 01, 2014 13:16

Оригинал взят у judeomasson в О том как современная статистика искажает экономические показатели США. Часть 1

Недавно я написал статью, в которой попытался опровергнуть очень популярный миф о том что США ничего не производит, а только бесконтрольно "печатает" ничем не "обеспеченные" доллары за которые они скупают ресурсы во всем мире. Этот миф основан в том числе и на том что согласно официальной статистике у США большое отрицательное сальдо внешнеторгового баланса, особенно с Китаем.

Однако на самом деле это не соответствует действительности, так как методы учета и статистики в международной торговле были разработаны до того как началась глобализация и не отвечают современным требованиям. Здесь я попробовал более подробно исследовать влияние методов статистики на реальную картину американской экономики.

Сначала я хочу в двух словах повторить то о чем я писал в предыдущей статье, так как это очень важно для понимания того что происходит на самом деле.

Раньше количество денег в обращении, а следовательно обменный курс валют зависел от величины золотого запаса страны. Называлась это "золотой стандарт". Считалось что валюта "обеспечена" золотом.

Потом на смену золотому стандарту пришла так называемая "Ямайская система", согласно которой курсы современных валют определяется на рынке в зависимости спроса и предложения. Другими словами современная валюта "обеспечена" только спросом на нее. Само собой разумеется что если в какой-то стране производится много товаров и услуг, которые пользуются спросом, спрос на валюты этой страны растет, тем самым поддерживая ее высокий курс.

Проблема заключается в том что в результате глобализации произошло международное разделение труда. Это привело к тому что американские компании многие производства с низкой добавленной стоимостью, которые требуют много ручного труда, стали переносить в страны с низкой заработной платой, таких как Китай. В результате американские товары производятся в другой стране, а это значит что когда их присылают из той страны в которой они произведены и продаются на территории США, согласно методам традиционной статистики, этот товар считается импортом из той страны, в которой он произведен. Соответственно для страны, на территории которой произведен товар, этот товар считается экспортом. Более того, если американские товары, которые производятся на территории этой страны, экспортируются не в США, а в другие страны, получается что американские производители вообще не при чем, несмотря на то что они получают львиную долю прибыли.  В результате кажется что США ничего не производят, но деньги у них есть. Откуда? Ну конечно просто "печатают" доллары и с помощью военной силы заставляют весь мир использовать их для расчетов.

На самом деле, как я уже написал выше, все кажущиеся проблемы связанные с долларом и американской экономикой, всего лишь являются следствием несовершенства статистики. Это еще в 2010 году доказали экономисты "Института Азиатского банка развития" в исследовании, в котором они проанализировали американский внешнеторговый баланс на примере самого популярного продукта - iPhone фирмы Apple, который, как известно, собирается в Китае. В результате у них получилось что львиная доля отрицательного внешнеторгового сальдо США это миф, так как вся стоимость iPhone по статистике учитывается в китайском экспорте и соответственно в американском импорте, несмотря на то что комплектующие еще на стадии производства были оплачены Apple, а китайцам за работу достаются не более 3.7% от экспортной цены iPhone, в то время как большая часть прибыли поступает на счета Apple. Об этом исследовании я писал в предыдущей статье, однако это далеко не единственное исследование на эту тему.

Менее чем через год после публикации вышеупомянутого исследования экономисты сразу четырех американских университетов провели аналогичное исследование и пришли к сходным результатам, с которыми можно ознакомиться здесь. В дальнейшем для простоты я буду исследования экономистов "Института Азиатского банка развития" называть "азиатское", а исследования экономистов американских университетов, соответственно "американское". У американского исследования от азиатского есть 3 существенных отличий:
  1. Так как американское исследование проводилось позже азиатского, американцы для анализа использовали более новую модель iPhone, четвертую, в то время как азиаты использовали третью.
  2. Американцы анализировали не только iPhone, но и другой популяный продукт фирмы Apple, iPad.
  3. Азиаты за основу брали цену по которой китайцы экспортировали iPhone, и которая мало отличалась от его себестоимости, а американцы взяли за основу розничную цену, то есть цену по которой люди покупают эти продукты. Соответственно и результаты отличаются.

Результаты американского исследования очень наглядно изображены на этих диаграммах, которые я взял со страницы 5:


Красным цветом закрашена область пропорциональная прибыли Apple. Сразу бросается в глаза разница между iPhone и iPad. Дело в том что телефоны не продаются через розничные сети. Apple поставляет свои аппараты телефонным компаниям которые зарабатывают не на разнице в цене, а на том что подключают к телефонам свои услуги и поставляют телефон заказчику вместе с услугами. Таким образом они зарабатывают на услугах.

А вот iPad продается через розничные сети (retail), которые берут 15%. В результате Apple получает только 30% прибыли. Если посмотреть на эти диаграммы с точки зрения "обеспечения" доллара, то на первый взгляд кажется что iPhone обеспечивает доллар на 60% от своей цены вне зависимости от страны в которой он продается, а iPad на 30% по всему миру и на 45% в США, так как розничные сети в США получают прибыль в долларах. Но это только на первый взгляд так как проценты, как было указано в начале статьи, подсчитаны не от оптовой цены, по которой Apple продает свою продукцию, а от розничной. При подсчете экспорта и импорта учитывается оптовая цена, поэтому я решил подсчитать в каких пропорциях распределяется оптовая цена исходя из распределения цены в долларах.

В самом конце документа есть таблица в которой приведены все эти данные, но более точные и не только в процентах, но и в долларах. Вот скриншот этой таблицы:



Я тоже решил провести свое собственное расследование того как статистика искажает реальную картину, но меня интересует не только торговый баланс с Китаем, но и торговый баланс с другими странами, например поставщиками комплектующих, а так же насколько статистика искажает другие показатели, такие как ВВП.

Авторы американского исследования, как я уже писал выше, делали свои расчеты исходя из розничной цены. Это понятно, так как их больше интересует американский рынок и расчеты свои они вели именно для американского рынка. Меня интересуют продажи американских товаров во всем мире, поэтому я буду опираться на оптовую цену (Wholesale price) . Причем объектом своих исследований я сделал не iPhone, а для  iPad так как iPhone это довольно специфический товар, который не продается через розничные сети, а iPad в этом смысле обычный товар, поэтому результаты для iPad можно обобщить на все остальные товары.

Согласно таблице оптовая цена iPad (Wholesale price) равна 424 долларов, на долю американских компаний, включая Apple, приходится 162 долларов или примерно 38%. Примерно такая доля приходится практически на все продукты, которые производятся американскими компаниями в Китае. Чтобы не быть голословным, я приведу пример еще одного исследования, проведенного университетом Бэркли в Калифорнии. Они исследовали распределение добавленной стоимости в оптовой цене другого продукта, другой американской корпорации, лэптопа фирмы Хьюлетт Паккард (Hewlett-Packard Company или сокращенно HP). Распределение добавленной стоимости показано на этой диаграмме:



Которую я взял со страницы 6 исследования. Как видите, несмотря на то что лэптопы собираются в Китае и учитываются в китайском экспорте, почти 40% оптовой цены достается американцам. На той же странице к этой диаграмме есть следующий комментарий:

Судя по предварительным исследованиям с аналогичными GVC [Global value chains - глобальная цепь создания стоимости (прим.мое)], весьма вероятно что большинство, если не все компоненты высокой стоимости, были определены дизайнерской группой компании HP в США  и приобретены по контрактам у компаний производителей на условиях, на которых НР договаривается непосредственно со своими основными поставщиками комплектующих. Это подчеркивает важную роль, которую играет "ведущая фирма" в GVC - HP - даже если компания может физически не владеть средствами производства. Роль НР это покупатель производственных и логистических услуг, разработчик и продавец продукта, и оркестратор в GVC. В то время как эта роль позволяет HP извлекать львиную долю прибыли от конечной продажи компьютера, большая часть или вся эта прибыль невидима в торговой статистике. Это создает сложную методологическую проблему.

Ну и тупые же эти азиатские и американские экономисты. Вот для российских экономистов никакой методологической проблемы нет. Зачем ломать голову, шевелить извилинами, думать, анализировать, считать? Можно просто посмотреть существующую статистику согласно которой американская экономика уже лет 10 должна в гробу лежать. Однако несмотря на это американская экономика живее всех живых. Почему? Все очень просто. Американцы с помощью своей армии, флота, авиации и морской пехоты запугали весь мир и заставляют всех платить дань. Самое страшное что в этот бред верят миллионы лохов.

На самом деле для того чтобы понять что происходит, достаточно копнуть чуть глубже чем то что лежит на поверхности. Однако все о чем я написал выше, это всего лишь вершина айсберга. В исследованиях о которых речь шла выше, прежде всего говорится о прибыли, а не об "обеспеченности" доллара. Чтобы выяснить какая часть стоимости обеспечивает "доллар", надо еще подсчитать долю американских комплектующих, а точнее комплектующих произведенных на территории США, так как это не одно и тоже. Например Самсунг, чьи комплектующие тоже используются в iPad, южнокорейская компания, но несмотря на это у них в городе Аустин, штате Техас, есть завод по производству комплектующих, а это значит что все производственные расходы, такие как зарплата, аренда, электричество и т.д., оплачиваются в долларах, увеличивая спрос на доллары. Поэтому меня интересуют только компоненты, которые произведены на территории США, однако для простоты я буду в дальнейшем называть их просто "американские".

Вообще то определить стоимость комплектующих в продукции Apple задача не из простых, так как Apple не разглашает информацию о своих поставщиках. Поэтому для того чтобы узнать какие комплектующие используются в изделиях Apple, люди просто разбирают эти изделия и читают маркировки на корпусах. Однако это не всегда удается так как многие комплектующие производятся по специальным заказам и спецификация этих комплектующих известна только заказчику и изготовителю. Существует много фирм, которые занимаются подобными исследованиями и авторы исследования делали свои оценки на основании многих источников, тем не менее у них как в таблице, так и на диаграмме есть графа или сектор маркированный как "unidentified" (неопределенный).

Но даже если удастся определить по маркировке фирму-производителя, еще не известно где этот компонент произведен. Например микросхема, на которой стоит маркировка "Самсунг" могла быть изготовлена как в Южной Корее, так и в США. Поэтому для оценки доли комплектующих произведенных в США я избрал другой путь.

В википедия есть страница на который перечислены крупнейшие заводы - производители полупроводниковых компонентов. Примерно 35% из них находится на территории США. Сам факт что 35% мирового производства полупроводниковых компонентов находится на территории США говорит о многом, но я предположил что именно в такой пропорции находятся американские и не американские комплектующие.

Зная сколько стоят все комплектующие, оптовую цену изделия и долю американских комплектующих, нетрудно вычислить долю комплектующих в оптовой цене изделия. Она примерно равна 13%. Если таким же способом подсчитать долю зарплаты при производстве этих комплектующих, которую в исследовании подсчитали отдельно, и все это сложить, то получится что доллар "обеспечивает" более 50% от оптовой цены.  Однако на этот раз обеспечение доллара не главная тема статьи. Я высчитал долю американских комплектующих чтобы оценить насколько неправильная статистика искажает картину.

Так как около 65% комплектующих производится за пределами США, стоимость этих комплектующих учитывается в американском импорте. И здесь вырисовывается очень интересная картина.

Дело в том что само определение импорта неоднозначно. С одной стороны импортом считаются товары, которые поменяли собственника от не резидента к резиденту. При этом товар вовсе не обязательно должен физически пересекать границу, а с другой стороны для того чтобы товар считался импортом достаточно чтобы он пересек границу и был зарегистрирован в таможне. Чтобы не быть голословным, процитирую оба определения из википедии:
  1. Импорт товара имеет место когда происходит смена собственника от нерезидента к резиденту; это не обязательно означает, что рассматриваемый товар физически пересекает границу. Однако в отдельных случаях в финансовой отчетности приписываются изменения, связанные с владением, хотя с юридической точки зрения смена собственника не происходит (например, трансграничный финансовый лизинг, перекрестные поставки за границу между филиалами одного и того же предприятия, товары пересекающие границу для значительной обработки на заказ или ремонт).
  2. Данные о международной торговле товарами, в основном получают через декларации таможенных услуг. Если страна применяет общую систему торговли, все товары, поступающие в страну отражаются как импорт.
В результате получается следующая схема.
Эппл покупает комплектующие в различных странах. Само собой разумеется что с точки зрения логистики, нет никакого смысла привозить их в США, а потом из США отправлять в Китай. Особенно учитывая что большинство комплектующих производится в Южной Корее, Тайване и Японии, которые находятся рядом с Китаем. Какой смысл везти комплектующие через Тихий океан в США, а потом опять через Тихий океан из США в Китай? Совершенно очевидно что Эппл оплачивает эти комплектующие и указывает адрес доставки завод в Китае. В результате эта схема полностью подпадает под определение №1, в соответствии с которым стоимость комплектующих записывается в американский импорт. Эта схема действует и в отношении других американских компаний, и не только в Китае.

Потом китайцы собирают из этих комплектующих iPad, добавляют к цене комплектующих около 5% за работу и посылают в США. В соответствии с определением №2, как только эти iPad пересекли границу и прошли таможню, вся оптовая стоимость iPad записываются в импорт из Китая, несмотря на то что 65% комплектующих уже были учтены в импорте раньше. Таким образом стоимость импорта для США равна 165% стоимости iPad.

Чтобы подсчитать полный торговый баланс, из этих 165% нужно вычесть 35% стоимости американских комплектующих, в результате, в соответствии с принятой системой учета, отрицательное сальдо торгового баланса США с каждым проданным на территории США iPad увеличивается на 130%.  Но это еще не все.

Так как iPad продаются не только в США, но и во всем мире, 65% стоимости комплектующих, в соответствии с определением №1, учитывается в американском импорте. Соответственно если из этих 65% вычесть 35% американских комплектующих, то получается что каждый проданный iPad, в любой стране, увеличивает отрицательное сальдо американского внешнеторгового баланса на 30% оптовой цены iPad. Но и это еще не все.

В России очень любят разоблачать несуществующие в природе приписки к американскому ВВП. А я наоборот считаю что американский ВВП сильно недооценен.

Как известно, ВВП можно рассчитать тремя методами, которые приводят к одинаковым результатам:
  1. Метод расходов
  2. Метод доходов
  3. Метод добавленной стоимости

Ниже приведена формула вычисления ВВП по первому методу:



Пока мы не будем выяснять что значат все члены уравнения, а я предлагаю обратить внимание на два последних члена в скобках. X это экспорт, а M это импорт. Я думаю что комментарии здесь излишни. Так же как и в случае с отрицательным сальдо внешнеторгового баланса, каждый проданный на территории США iPad уменьшает ВВП на 130%.

Еще более интересная ситуация с товарами, которые не продаются на территории США. Согласно методике расчета ВВП, такие товары вообще в ВВП не должны учитываться, однако так же как и в случае с торговым балансом, в соответствии с вышеприведенной формулой стоимость экспортируемых комплектующих вычитается из стоимости импортируемых и остаток вычитается из ВВП. Таким образом каждое произведенное устройство американской компанией в любой стране и которое экспортируется в любую страну кроме США уменьшает ВВП США на 30% своей оптовой цены. Но и это еще не все.

Самое смешное что комплектующие присылаемые в Китай из третьих стран учитываются не только в американском импорте, но и в китайском. Разница заключается в том что в китайском импорте они учитываются согласно определению №2, а в американском в соответствии с определением №1.

СМИ очень любят писать о том какой большой у Китая экспорт, как он этом обогнал весь мир, но никто почему-то не обращает внимание на то что у Китая огромный размер импорта тоже, и по импорту Китай занимает 2 место в мире после США. Более того китайский экспорт превышает импорт всего менее чем на 15%. Как бы то ни было, но китайский ВВП увеличился на 322 миллиардов долларов, в то время как американский уменьшился на 735 миллиардов. И все это произошло именно из-за того что методы статистики отстают от жизни.

Почему такой большой импорт у США мы уже знаем. Потому что в американском импорте учитываются не только настоящий импорт, но и товары произведенные на территории других стран плюс материалы и комплектующие для их производства из третьих стран.

Когда я написал что это я провел анализ, я немножко похвастался. На самом деле похожий анализ проводили многие, так как настоящие экономисты видят проблему и предлагают варианты ее решения, а не раскрывают несуществующие в природе заговоры. Например экономисты двух известных организаций, "Организация экономического сотрудничества и развития" и ВТО предложили альтернативный метод расчета экспорта основанный не на валовой стоимости товаров, а на добавленной стоимости получаемой от экспорта. Другими словами считается кто сколько заработал на экспорте, а не кто на какую сумму продал товаров. Более того, они не только разработали методику, но по своей методике еще в 2009 году рассчитали экспорт для 40 стран и создали базу данных, в которую внесли результаты этих расчетов. К этой базе данных они опубликовали документ, в котором в виде ответов на вопросы объясняют различные аспекты своей методики. Я хочу процитировать из этого документа одно место, из которого станет понятно что то что я писал выше, не мои голословные утверждения. Цитирую:

Традиционные методы измерения торговли записывают валовую стоимость потоков товаров и услуг каждый раз когда они пересекают границы. Это "многократный подсчет" торговли может в некоторой степени переоценить важность экспорта в ВВП. Кроме этого, поскольку в бухгалтерском смысле импорт рассматриваются в качестве отрицательного пункта для ВВП, валовая статистика для импорта может нарисовать вводящую в заблуждение картину его значения для экономического роста и конкурентоспособности. Они например не выявляют роль импорта в качестве входных данных для экспорта. Кроме того, они не в состоянии выявить размер добавленной стоимости той или иной страны, которая получается из их импорта.

Таким же образом обычные двусторонние торговые статистики обычно не отражают весь масштаб глобальных цепочек создания стоимости. Данная страна будет записывать ту страну в качестве партнера для своего экспорта, куда товары и услуги непосредственно экспортируются. Этот экспорт в свою очередь в дальнейшем обрабатываться в стране-импортере и часто экспортируется снова в другую страну, либо в качестве конечных товаров, либо в качестве дополнительных промежуточных товаров. Страны в начале производственно-сбытовых цепочек будет иметь прямые двусторонние торговые отношения со странами которые находятся на один шаг вниз по стоимостной цепочки, но может иметь небольшие прямые двусторонние торговые отношения с зарубежными потребителями , которые покупают конечные товары и услуги. Следовательно обычные методы измерения торговли не в состоянии показать, как повышение или снижение спроса домашних хозяйств, правительств и инвестиций в одной стране влияет на создание добавленной стоимости в других странах. Как правило это означает что обычные методы измерения торговли не отражают полную взаимозависимость рынков и взаимозависимости развивающихся и более развитых экономик.

Доступ к самой базе данных можно получить здесь. Как видите, экспорт в этой базе данных рассчитан из каждой страны из 40 стран, в каждую другую страну, но в левой колонке (total) стоят суммы добавленной стоимости полученной от экспорта каждой страны во все остальные страны. Кроме этого в выпадающем меню можно выбрать экспорт по каждой из 18 отраслей экономики. По умолчанию там выбрана опция добавленной стоимости экспорта для всех отраслей экономики, вплоть до конечного потребителя, которая учитывает даже экспорт через третьи страны. Если сравнивать эти показатели для США и Китая, то получим следующие результаты:
  • США - 1.2 триллионов
  • Китай - 840 миллиардов

А результаты экспорта рассчитанного традиционным методом в 2009 году выглядели так:
  • США - 1.377 триллионов
  • Китай - 1.465

Таким образом Китай продал товаров немножко больше чем американцы, зато американцы заработали на экспорте почти в полтора раза больше чем Китай.

В заключение хочу заметить что кроме ВВП есть и другие показатели, которые в большей степени учитывают доходы американцев полученных за рубежом. Это "Валовой национальный продукт" и "Валовой национальный доход", но об этом в следующей части.

экономика, Китай, капитализм, США, государство, капитал

Previous post Next post
Up