Институциональное развитие для Украины и России. #odessa #ukraine

May 01, 2012 18:26


Мы (постсоветские страны) сегодня переживаем весьма интересный этап своего развития.

Прежде всего, я имею в виду наше институциональное развитие. Ныне часто можно услышать, что мы находимся в феодальной фазе своего развития. Многим может показаться несколько странным такое определение, но история полна прецедентов, когда общество переживало этап сначала стагнации, застоя, а затем и деградации. Однако судя по всему можно выразить некоторый оптимизм - мы очень быстро наверстываем упущенное. Обрушившись из социализма в феодализм из-за деградации неформальных институтов, в Украине, в России происходит интенсивное формирование этих самых неформальных институтов, есть надежда на создание нормального, цивилизованного капитализма ...

Приведу два примера, в 20-х годах, в России НЭП буквально за несколько лет либеральных условий буквально насытил страну продукцией. В 80-х годах тот-же период либерализации, внедрения кооперативного рыночного движения не дал даже близко тех результатов. Казалось бы почему? На этот вопрос экономическая наука дает ответ - в 20-х годах в России еще не было уничтожены неформальные институты предпринимательства. В то время как за более чем полувековой период, произошло «выжигание» неформальных институтов предпринимательства тоталитарным режимом.  Конечно, полностью выжить из сознания людей предпринимательскую жилку - одну из основных, обуславливающих смысл человека, как творца,  не удалось.

Неформальные институты это прежде всего культура, накапливающаяся веками многими поколениями и в разные периоды истории она развивалась не равномерно.  Либеральные режимы создавали условия для гармоничного развития этих институтов, соответственно ужесточение режима государства всегда тормозило развитие культуры, а деспотические режимы вообще приводили к застою и даже к деградации неформальных институтов. Надо признать, что общество имеет способность  консервировать эти неформальные институты, даже в некотором роде противостоять, оказывать сопротивление деспотии, это как иммунитет нации.

Пример из советского прошлого - беглые каторжники, заключенные в России всегда пользовались я не скажу уважением, но особой заботой и жалостью. Население их прикармливало, не «закладывало» власти, в то-же время для сравнения в США беглый заключенный будет сразу «сдан» гражданином властям. В этом примере явно демонстрируется сопротивление общества авторитаризму, стремление уберечь человека от несправедливости власти. Это пример работы неформальных институтов, противостоящих произволу формальных государственных институтов - МВД, КГБ и прочих «силовых» институций.

Почему я завел разговор о роли неформальных институтов? Да потому, что развитие страны зависит от взаимодействия неформальных и формальных институтов. Если между ними нет противостояния, то развитие стран происходит мощно и поступательно. Если государственные институты вступают в борьбу с неформальными институтами, то происходит застой.
Хочу привести один пример, приведенный на лекции профессором МГУ по институциональной экономике Александром Аузаном. Он привел пример с отказом использования в экономике рабского труда. Вопреки распространенному мнению, что рабский труд стал экономически неэффективным, известно, что экономические издержки производства рабского труда на плантациях сахарного тростника в Америке были минимальны, однако отказ от использования рабского труда все-же произошел.  Причина - в неформальных институтах, стало неприличным покупать сахар, произведенный на плантациях Америки. Есть и более современные примеры влияния на экономические предпочтения, например движения в защиту животных нанесли сильный удар по производству натуральных мехов... Надо признать, что неформальные институты работают в сознании миллионов людей и иногда трудно их развитие объяснить с точки зрения рациональности и формальной логики...


      


Если рассматривать развитие не одной, а нескольких стран, то мы можем воспользоваться таблицами Ангуса Мэдисона, переложенными на графики и увидим, как сильно различается долгосрочная скорость развития стран - США, Англии, Германии, Норвегии, Японии, Сингапура и стран второго эшелона - Испании, Португалии, я уже не говорю о Китае, России. Графики дают информацию по доле валового продукта на душу населения. Из графиков видно, что происходит вовсе не конвергенция, о чем принято говорить, а дивергенция, т.е. разрыв катастрофически растет!

Надо сразу сказать, что это данные за большой период развития (с 1820 до 2008 годы) и сравнительно небольшие проценты развития цивилизованных стран на долгосрочном отрезке дают существенный рост ибо нет резких падений в периоды экономических кризисов, в отличие от развивающихся стран, имеющих достаточно внушительные проценты развития ВВП, но имеющих резкие падения в кризисные периоды...

Страны знают о происходящих процессах и тратят массу усилий для решения проблем ликвидации отставания, конечно с совершенно разными результатами…  Известна история институционального провала Японии в XIXвеке.  Япония стыдливо пыталась «закрыться» от всего мира и только лишь экспансионистская политика тогдашней Европы и России, принудивших Японию открыть свои рынки для сотрудничества дали шанс Японии сделать рывок. Японии для этого пришлось пойти на непопулярные шаги по ликвидации многих черт национальной идентичности, внедрить повсеместно английский язык, что позволило ей пройти процесс модернизации промышленности, что позволило ей одержать победу под Цусимой над флотом России. Для мира это было своего рода шоком. Уже затем, Япония стала одной из самых мощных стран, даже ядерная бомбардировка и поражение во Второй Мировой Войне не оказали непоправимого урона для развития страны.
В связи с этим у меня несколько соображений: Напомню, что крайне непопулярна тема вступления Украины, России в ВТО, в другие глобальные экономические мировые институты, однако без них невозможно ставить задачи экономического развития, невозможно имплантировать многие столь необходимые неформальные институты, которые позволят ликвидировать историческое отставание после долгого периода «выжигания» своих неформальных институтов. Мир не стоит на месте, замешкаешься, отстанешь если не навсегда, то надолго…

В этом контексте безальтернативным для Украины является евроинтеграционные процессы, именно в Европе мы можем заимствовать предпринимательскую, правовую культуру, массу технологических, интеллектуальных инноваций - те самые неформальные институты, которые могут помочь Украине вырваться из нищеты, в этом случае мы сможем провести структурную реформу производства, развивая именно те виды промышленности, которые имеют спрос и перспективу развития. Ориентация на евроАзийский проект - Таможенный Союз, законсервирует отставание на весьма долгий срок, архаичность и чиновничья суть экономических регуляторов не позволит Украине "включить" максимальную скорость, в этом случае мы станем заложником воли России, ибо экономически Украина не в состоянии соперничать с Россией. Москва навяжет Киеву те условия, которые ее устраивают.
Возвращаясь к сказанному в начале статьи, скажу, что мы находимся на интересном этапе развития, время для нас спрессовалось до невозможности, периоды, которые Европа проходила за столетия, мы пробегаем за десятилетия. История с Оранжевой революции, каждый год - стоит десятки лет Европейских, мы на примере издевательств над Юлией Тимошенко осознаем необходимость реформ в ПРАВОвой системе. Тысячи ранее загубленных неизвестных душ не сделали того для осознания обществом необходимости реформ, сколько один процесс… Декабрьские события в России таким же образом демонстрируют нашему обществу всю тупиковость и преступность правящего авторитарного воровского режима. Стоит вспомнить циничные слова пресс-секретаря Путина - Пескова, о том, что «застой» это не так уж и плохо…  Стоит ли говорить, что каждый год застоя это десятилетия прозябания России на обочине истории?

Тот-же кризис в отношениях общественности и Православной Церкви, Власти необходимо разрешить в интересах общества, чтобы Православие не стало тормозом для развития страны на десятилетия. Конечно, что для этого власти придется пойти на реформы, трудно сейчас представить, чтобы Янукович или тем более Путин задумались о реальных, а не бутафорских реформах, которые бы сняли напряжение между неформальными и формальными институтами, но иного пути нет...

Россия, ментальность, либерализм, предприниматель, гражданское общество, право, европейский союз, капитализм, развитие, человек, европейская интеграция, реформы, модернизация, Путин, экономика, Таможенный Союз, независимый суд, РПЦ, права человека, партия регионов, гражданин, репутация, Украина, приватизация, партия жуликов и воров, свобода, конкурентоспособность, вертикаль власти, наука, выборы, государство

Previous post Next post
Up