Минимальный пакет либеральной демократии. #russia #ukraine #odessa

Oct 01, 2011 13:43

взято из «Сценарий развития России на долгосрочную перспективу» Е.Г.Ясин.

"...Важнейшей частью институциональных изменений, призванных повысить уровень доверия и активизировать человеческий фактор, является демократизация. Этот тезис вызывает споры. Так, Д. Медведев пишет: «Демократия стала массовой, когда массовым стало производство самых необходимых товаров и услуг. Когда уровень технологического развития западной цивилизации сделал возможным всеобщий доступ к элементарным благам, к системам образования, медицинского обслуживания, информационного обмена» [Медведев, 2009, с. 12]. Готов согласиться. Но, глядя на сегодняшние проблемы России, вижу, что решение большинства из них упирается в необходимость большей свободы, защиты от произвола и коррупции бюрократии, в необходимость общественного контроля за бюрократией и бизнесом, повышения доверия людей к публичным институтам, что сегодня отсутствует. Скорее, речь должна идти о параллельном движении, в котором следующий шаг определяется степенью насущности задач.
Сегодня более насущна демократизация.
Суть решительного рывка в том, что в первую очередьосуществляется трансформация политической системы, которая в итоге должна приобрести минимальный набор признаков либеральной демократии. Что бы ни говорили о последней, именно в ней сконцентрированы те достижения политической культуры, которые создают благоприятные условия для креативности и инновационного развития. Кроме того, если мы обратимся к другим областям экономической и общественной жизни России, то увидим, что повсюду скорее нужны не рывки, а спокойная, систематическая, квалифицированная работа по выращиванию необходимых институтов. Но зачастую условий для такой работы нет, прежде всего в силу недостатков политической системы, ее чрезмерной централизации и коррумпированности, невозможности для множества людей принять участие в этой работе, проявить свою инициативу и энергию в бизнесе, гражданской и политической деятельности. Квалификация в этих условиях в целом не растет, скорее падает.
Напомню, что в 1980-е годы основным содержанием перестройки была именно демократизация. Но нарастание кризиса в экономике чувствовалось все сильнее, и в конечном счете демократическая волна помогла осуществить рыночные реформы, но задачи политической трансформации оказались отодвинутыми на второй план. А затем даже произошли сдвиги в обратном направлении. Поразительно, как трудно завоевываются демократические институты и как легко утрачиваются!
Мы говорим о минимальном наборе признаков либеральной демократии, поскольку для обеспечения ее работоспособности необходимо практически одновременное введение минимума комплементарных демократических институтов, поддерживающих друг друга. Отсюда идея решительного рывка.
Для России в нынешних условиях этот пакет может быть определен следующим образом:
1) ликвидация персоналистского режима, устранение свойственного российской политической традиции единовластия, несовместимого с демократией, реальное разделение властей;
2) политическая конкуренция, предполагающая многопартийную систему, представляющую основные интересы и убеждения граждан, свободу собраний и ассоциаций, отказ от формального членства в партиях или от требования минимального числа членов при регистрации партий для участия в выборах. Изменение избирательного  законодательства в целях обеспечения свободных и честных выборов;
3) верховенство права - независимость судебной власти, равенство всех перед законом; преследование по закону лиц, пытающихся воздействовать на судей, изменение полномочий председателей судов с исключением возможности для них влиять на положение судей в зависимости от принимаемых теми решений, расширение полномочий суда присяжных;
4) демократический контроль за исполнительной властью, подчинение бюрократии интересам общества. Принятие закона о парламентских расследованиях с определением их тематики и объектов независимо от правительства. Свобода СМИ;
5) децентрализация. Повышение роли местного самоуправления. Наделение более широкими правами муниципальных образований, которые обнаруживают зрелость; активное участие гражданского общества, разумное распоряжение финансами - своего рода российский вариант «магдебургского права», стимулирующий другие муниципалитеты к обретению такого же статуса. Разрешение им самим устанавливать местные налоги и сборы. Ликвидация постов сити-менеджеров, как института, не только не способствующего в российских условиях развитию местного самоуправления, но и, напротив, мешающего ему, завершающего конструкцию «вертикали власти».
Подчеркну, речь идет о правах и свободах, гарантированных Конституцией и заблокированных нынешней правящей элитой. Список легко расширить, но тот, что мы привели, можно считать желательным в первую очередь, здесь и сейчас..."

Россия, либерализм, предприниматель, гражданское общество, Ясин, капитализм, общество, модернизация, экономика, независимый суд, политика, гражданин, права человека, Украина, свобода, собственность, вертикаль власти, демократия, конкурентоспособность, общественная организация

Previous post Next post
Up