Информация обычно выкладывалась на камнях, затем на папирусе и после - на бумаге. Процесс дематериализации начался с открытием радио, когда информация стала передаваться на расстояния. Открытие интернета позволило визуализировать информацию, увеличить скорость передачи информации, передавать огромные объемы информации, дало доступ к этому ресурсу каждому гражданину планеты.
Дематериализация обменов информацией позволила людям из разных мест планеты обмениваться информацией,
заводить свои странички - блоги, на которых излагать свое понимание происходящего в мире. Это огромный интеллектуальный массив нашел свой спрос, постепенно этот массив стал влиять на происходящие в обществе процессы, мы становимся свидетелями интерактивного взаимодействия граждан и власти. Существующие ранее институты развития, управления обществом осознали необходимость своей трансформации. Интеллект гражданского общества все больше находит свое применение в процессе развития государства. Постепенно этот процесс позволил дематериализовать и сферу обращения документов.
Мы видим последствие - во многих странах стали появляться так называемы Электронные Правительства, это институциональная структура, призванная включить общество в процесс решения многих накопившихся социальных проблем, контролировать действия власти, ограничивать возможности для злоупотреблений, влиять на принятие решений, проводить референдумы, выборы.
Система управления страной это миллионы разных бумажек - приказов, распоряжений, отчетов, которые разлетаются по всей стране, и от того, пришла ли бумажка зависит судьба людей. За сотни лет у людей выработался стереотип - «без бумажки ты букашка, а с бумажкой - человек…» Это настолько въелось в сознание людей, что сейчас людям трудно поверить, что через лет пять придет время, когда бумаг не будет вообще… Все документы будут ходить в электронном виде. Это удобно, дешево и освобождает от вырубки миллионы гектаров лесов - легкие Земли. Мы знаем, что на производство всего 1 тонны бумаги рубят в среднем 17(!) деревьев, при этом образуется 3 куб метра отходов, расходуется 26500 литров пресной воды, 3 барреля нефти,4100 квт. Электроэнергии. Стоит заметить, что с каждым годом цена потребляемых ресурсов только растет, потребление бумаги увеличивается в разы. Стало быть альтернативы нет. Первым удачным примером внедрения ЭП в бывших странах СССР стала Эстония. Эстония очень быстро и без огромных капиталовложений внедрила один из самых удачных в мире проектов. В Эстонии энергичными энтузиастами была создана Академия Электронного Управления
http://www.ega.ee/ru , которая была генератором инноваций. В Украине также необходим негосударственный, некоммерческий Центр, генерирующий активность, при необходимости аппелирующий к гражданам, экспертам, политикам для реализации Проекта Информатизации страны. Оставлять такое важное дело на откуп чиновникам просто бесрассудно. Поэтому есть инимциатива создания такого Центра. Можно обсудить этот вопрос в рамках Одесского баркемпа...
Весной, в разговоре с Полномочным Послом Эстонии в Украине господином Яаном Хейном, я услышал интересный тезис, о системе управления государством. Эстония имеет горизонтальную систему управления по типу "тефлоновой сковородки", что максимально приближает власть и граждан, к власти не прилипают взятки. Это очень важный аспект, потому, как неэффективная "вертикаль власти", это рудимент авторитарной системы до сих пор является инструментом управления в Украине, не дает демократии развиваться полноценно. ЭП создаст эффект "тефлоновой сковороды" и у нас, в Украине.
Процесс электронизации Эстонии продолжается примерно 10 лет, накоплен большой опыт, за которым едут представители из разных стран мира. Для Украины это просто бесценный опыт, который показывает, что даже страны бывшего СССР способны при наличии политической воли свершить чудеса. Эстония с момента внедрения ЭП постоянно находится на высоких позициях экономических рейтингов. С 2004 года в Академии учились представители Грузии, мы видим, что результат реформ в Грузии также очень впечатляет. Проектов ЭП в мире много, каждый по своему хорош, Сингапурская модель идет в направлении наращивания вычислительных решений, создавая огромные вычислительные центры. Для наших постсоветских стран на мой взгляд ближе эстонская модель - с ее социальной направленностью. ЭП позволяют убрать темные пятна в земельном вопросе, вопросах связанных с собственностью на недвижимость, это значительно снизило возможности коррупционных действий. Но можно предложить и свои решения - создание так называемого «Электронного паспорта» чиновника. Это означает, что на соответствующем портале в интернете будут публично доступными досье каждого госслужащего, все его и родных декларации, все его достижения и недостатки, вся его карьера будет на виду. Именно с этого ресурса все органы власти будут набирать себе на работу специалистов, это будет действительно конкурс за толкового специалиста. Думаю, чистотой своего электронного паспорта люди станут дорожить. Соответственно на таком портале легче производить независимое ранжирование чиновников с назначением их жалования, пенсионного пособия.
Можно привести в пример интересные решения Барака Обамы с его 5 шагами по реформации ЭП США, доведение его до состояния прямой демократии - участия граждан в процессе управления страной -
http://www.gauravonomics.com/blog/the-promise-and-myth-of-barack-obamas-government-20 Пять уровней, включающих в процесс управления государством граждан, посредством электронных коммуникационных технологий... Это уже попытки привлечь интеллект нации для того, чтобы страна стала сильнее, лучше.
23июня Главную награду ООН 'Global e-Government System 2010' в Барселоне (Испания)
http://www.koreaittimes.com/story/10034/korea-hub-nation-e-government получило Южнокорейское ЭП и это уже вторая награда в этом году - после 'development of e-government index' полученной в начале 2010года. Корея сейчас позиционирует себя Центром Наций по ЭП, многие страны используют модель Кореи для своих ЭП. Корея одна из пяти стран, имеющих 4-й уровень развития ЭП.
Интересен опыт Великобритании по стимулированию пользования ЭП гражданами Великобритании -
http://www.cnews.ru/reviews/index.shtml?2010/06/18/396517 А еще они стимулируют обсуждение насущных проблем в блогах ЭП -
http://spendingchallenge.hm-treasury.gov.uk/ затем эти предложения выносятся на суд граждан, после решение принимают чиновники, опираясь на мнение своих граждан.
Украине необходим процесс социализации, единения, создания причастности к процессу управления государством, городом, районом. Для этого требуется разработка интернет приложений, которые позволили бы гражданам активно влиять на то, что их окружает на уровне своего города, района. К примеру, сайт города мог бы иметь разбивку на районы (впоследствии создания "виртуального города", в котором можно было бы перемещаться, заходить в магазины, совершать покупки, заказывать услуги химчистки, изготовления всякой всячины, размещать свою рекламу, это могло бы принести муниципалитету дополнительные средства напрямую), в которых граждане могли пройти открытую авторизацию, иметь свой форум, на котором излагать свои инициативы по социальным проблемам района, города - проблемы экологии, здоровья, образования (как школьного, высшего, так и профессионального), порядка на улице, работы коммунальных служб, транспорта, других общественных проблем, извещать о свадьбах, рождении детей, проведении собраний по общим вопросам района, свои предложения по реформе. Причем активность граждан должна иметь определенное вознаграждение баллами, пусть эти виртуальные баллы зачтутся в признание через допустим год, его в качестве эксперта, пусть через год, проведя итоги, сделав анализ внедренных инициатив можно будет оценить результативность и общественную пользу, своего рода авторитетность экспертов.
Второе - бизнес-среда города. Это очень важная сфера, она - на втором месте после процесса социализации. В этом разделе нужна разработка интернет-приложений, которые позволят предпринимателям оперативно открывать/закрывать предприятия, участвовать в открытых конкурсах по программе развития города, района. На этих ресурсах можно вывешивать требования к оформлению заявок на участие в конкурсах, видеть результаты конкурсов, отчет о выполненных работах с именами руковотелей, владельцев предприятий, оценку качества проведенных конкурсов от всех участников, чтобы была уверенность в непредвзятости, системы уведомительной регистрации предпринимателей. Предугадываю, что вся налоговая система претерпит радикальные изменения, она будет работать по совсем иным, автоматизированным принципам, количество работников будет - единицы… Это позволит уменьшить государственные расходы, увеличить качество выполненных работ, придать общественный контроль за расходом народных бюджетных денег. Вносить свои предложения, проекты на рассмотрение конкурсных городских, районных комиссий. В этом разделе должны отмечаться замечания по работе контактной среды бизнеса - работа налоговых, таможенных, других контролирующих органов.
Третье - контроль форс-мажорных ситуаций - опасности, угрожающие гражданам - это и открытый люк, агрессивные собаки, случаи хулиганства, пробки на дорогах, аварии, происшествия в дороге и прочее. Все разделы должны контролироваться профильными службами он-лайн, мгновенно реагировать на форс-мажор.
Все предложения можно выносить на общественное обсуждение, вносить наиболее выполнимые в программы развития, контролировать выполнение, отчитываться за качество, наказывать виновных чиновников и т.д. - активно работать с громадой...
В Украине, на мой взгляд необходимо вести процесс информатизации снизу вверх, с создания муниципальных ЭП, это запустит процесс соревновательности Проектов, создания конкуренции, вовлечение в процесс и поднятия энтузиазма большой массы креативных людей, широкого привлечения смелых оригинальных решений - на местном уровне легче внедрить действительно результативные инновационные решения (не секрет, что нормой считается реализация всего одного стартапа из десяти…). Этот процесс будет генерировать огромные реальные инновационные процессы в экономике, сейчас огромный спрос на создание интегральных с мобильной связью интернет приложений, когда граждане могут посредством смартфонов извещать муниципальные органы о возникающих проблемах, получать информационную поддержку от органов власти, электронные услуги. Для этого в Украине просто необходимо предпринять меры, направленные на создание Рынка Интеллектуального Продукта. Это специфический рынок, который обычно охватывает малый и средний бизнес. Многие воспринимают малый и средний бизнес как парикмахерскую или булочную, ресторанчик… Рынок Интеллектуального Продукта требует создания своих специфических Законов, направленных на саму возможность функционирования в Украине, защиты прав участников рынка, мер по привлечению финансирования от венчурных фондов, бизнес-ангелов, не только украинских, но и международных, что привлечет огромные инвестиции в страну. Необходимо отрегулировать таможенное и налоговое законодательство для этого рынка, создать возможность защиты прав на интеллектуальный продукт, причем не только в Украине, но и в мировом пространстве. Не секрет, что первыми покупателями интеллектуального продукта - технологий, стартапов будут иностранные покупатели. Процесс создания муниципальных ЭП также создаст широкий спрос на инновационные технологии по всей Украине, заказчиком выступят муниципалитеты и государство. Конкурентные условия позволять обеспечить справедливую цену, экономию бюджетных средств. От государства и органов местной власти требуется всемерная поддержка и оперативное, без проволочек регулирование Законодательства, от этого зависит успех всего Проекта Информатизации, Электронизации Украины. Было бы не лишним привлечение ведущих международных экспертов для отработки пакета Законов.
В этот процесс надо вовлечь университеты Украины, научные центры, КБ (это вынудит их заняться изучением стоящих проблем перед человечеством, искать ответы, предлагать свои решения в виде готовых к продаже технологий) - в них огромный интеллектуальный потенциал, способный озолотить страну, это шанс Украины вырваться в постиндустриальную стадию развития. Одним только углем и металлом Украину не вывести в лидеры мира. Надо дать возможность коммециализировать науку. Нынешние ИКТ вполне способны этот процесс запустить, надо максимально реализовать весь этот огромный интеллектуальный потенциал. В Украине появилось множество ИТ предприятий, предоставляющих технологии электронного документооборота, возможность вести судебные процессы в электронном режиме. В условиях всеобщего недоверия к судебной системе инструмент использования третейских электронных судов в хозяйственных спорах - реальная возможность для развития бизнеса. Есть опасность, что Информатизацию начнут вести как всегда сверху, что приведет к монополизации центра принятия решений, монополистов операторов, неоправданных трат бюджетных средств, их неэффективному расходованию. В таких условиях рынок интеллектуального продукта не запустить.
Для развития деловых отношений с ЕС, иностранными партнерами из других стран, развития сотрудничества муниципалитетов с городами побратимами, привлечения инвестиций для решения проблем развития существует Международный Стандарт Электронной Коммуникации EREGEX (подробнее -
www.evgeniy625.blogspot.com ) - «электронные регистрируемые обмены», решающий проблему Дематериализации глобально, который обеспечивает Трансграничный Электронный Документооборот для сотрудничества с партнерами без границ, обеспечивает передачу электронных документов с сохранением их юридической силы в любую страну в мире, даже туда, где еще не приняты законы об электронной подписи.
Это инструмент глобализации делового сотрудничества с опорой на институты международного права.
Эта инновация создала несколько прорывных социальных достижений, приведу лишь некоторые:
Rus eregex conferenceView more
presentations from
evgeniy625.
- Предприятия, частные лица могут иметь персональный «электронный сейф» (по типу банка), в котором они могут хранить свои документы (паспорт, документы на недвижимость, Дипломы об образовании, авторские работы, продукт интеллектуального капитала) с сохранением их юридической силы, отправлять к примеру свои документы для открытия своего счета в банке любой страны в электронном виде, получать уведомление об открытии счета за несколько минут, не выходя из дома/офиса...
- Предприятия могут вести электронный документооборот с партнерами из любой страны мира, электронные оригиналы переписки архивируются на сервере у Доверенной Третьей Стороны - Судебного Исполнителя (Париж, Франция), в случае судебных споров все электронные копии по Вашему решению Судебный Исполнитель представит в любом суде, либо в Международном Арбитражном Суде (Париж, Франция), все судебные формальности проходят в автоматическом режиме, решения Международного Арбитража обязательны для компаньонов из всех стран мира. Это новый уровень ведения бизнеса, необремененный тяжелыми судебными процедурами.
- Для предприятий, производящих Интеллектуальный Продукт(Университеты, КБ, научные Центры), технология EREGEX - средство "транспортировки" технологий, СТАРТАПов (как документации, так и свидетельств на право владения интеллектуальной собственностью, лицензий и прочее...) любому покупателю в мире, будь то GOOGLE, SONY, или корпорация BOEING... (к примеру апельсины грузят бочками, везут автофрижераторами, а интеллектуальный продукт - через защищенную систему легальной электронной коммуникации для защиты, продажи, дарения своих авторских прав.
Это инструмент для ИННОВАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ.
- Муниципалитеты уже сейчас могут использовать этот инструмент для делового сотрудничества с партнерами из разных стран мира для привлечения инвестиций, проведения инвестиционных конкурсов, для сотрудничества в международных проектах с участием городов-побратимов. Доступ к EREGEX бесплатный, никакого программного обеспечения устанавливать не требуется, оплата производится в момент отправки электронного документа, к примеру из Одессы в Нью-Иорк или в Лондон это произойдет за минуты и обойдется в 3,5 евро...
Приведу показательный пример :
Известен факт-
Киев, Август 05 (Новый Регион, Антонина Журавская) - Американская компания US Aerospace, которая вместе с государственным консорциумом «Антонов» подавала заявку на участие в тендере на поставки самолётов-заправщиков Пентагону, обратилась в суд с официальной жалобой, в которой обвиняет американские военно-воздушные (ВВС) силы в проигрыше контракта на сумму $40 миллиардов, сообщает «Би-Би-Си».
Небольшая калифорнийская компания US Aerospace (USAE), акции которой выросли на 50% после сообщения в июле о том, что она подает общую с «Антоновым» заявку на поставки самолетов-заправщиков, утверждает, что военно-воздушные силы США, будто, специально задержали курьера, чтобы создать основания и отказать в рассмотрении заявки, «потому, что у них политические проблемы» с украинским партнёром.
Контракт на самолёты-заправщики получили американский «Боинг» и европейский «Аэробус».
Если бы пакет документов был доставлен посредством электронной коммуникации EREGEX, то «Антонов» имел шанс бороться за заказ стоимостью в 40 млрд долларов…
Пример второй, весьма актуальный...
Множество украинцев выехали из Украины на заработки в разные страны, большинство - в европейских странах. Если вдруг случается проблема, необходимо срочно отправить какие-то документы, будь-то в посольство, либо в Украину или обратно, то обычно такая процедура достаточно проблематична, занимает много времени и стоит больших денег. В этом случае Трансграничный Электронный Документооборот может решить все проблемы за минуты и достаточно малыми тратами средств.