Click to view
Насчет толерантности в советское время. Не совсем правильное толкование толерантности, как явления в СССР, присутствующими в студии. Советская пропагандистская машина вовсе не стремилась внедрить ТОЛЕРАНТНОСТЬ в массы. Наоборот, особой ценностью в СССР было чувство НЕНАВИСТИ - ксенофобии. Ксенофобию масс концентрировали на "внешнем враге", СМИ - "Крокодил" в особенности в этом много преуспел. Кроме того, ксенофобия раздувалась в межклассовых отношениях. Со школьной скамьи мы знакомились, что такое "диктатура пролетариата", "спекуляция", "эксплуатация трудового народа"...
Интернационализм насаждался на государственном уровне, но бытовой национализм процветал, антисемитизм иногда СССР поднимал и на государственный уровень, особенно в годы обострения отношений с Израилем, в годы активной деятельности правозащитного движения, появления Хельсинской Правозащитной Организации.
Из этого можно делать вывод, что о толерантности при СССР говорить не приходится, - ксенофобия была одним из главных идеологических инструментов коммунистического руководства. Причем государство сознательно управляло уровнем ксенофобии - в периоды визитов в США Генеральных Секретарей потенциометр ксенофобии идеологические органы подкручивали "вниз", в моменты агрессии военной машины СССР этот потенциометр подкручивали "вверх".
Это механизм ручной "ФАШИЗАЦИИ" населения говорит о том, что государство не уважало свой народ, обращалось с ним, как с бессознательной толпой люмпенизированного пролетариата, который надо держать в клетке и вовремя кормить.
Толератность, как и беременность не может быть наполовину - "тут я толерантный, а тут я ксенофоб".
С обретением независимости страны СНГ разбежались в разные стороны, одни - прибалтийские, в сторону западной демократии с ее ценностями, ставящими толерантность, как основу существования западного общества, другие - Россия, Беларусь, Казахстан, Азербайджан, Армения, Киргистан, Туркменистан - в сторону авторитарных режимов, в которых толерантность, как и демократия, становятся бутафорными, а реальной силой фашизации (мобилизации под власть) опять используется ксенофобия. Украина благодаря европейским устремлениям оказалась в серой зоне, все зависит от баланса сил власти и гражданского общества.
Управляемая ксенофобия возможна только при наличии авторитарной "вертикали власти"(вертикальные связи служат для того, чтобы действовать по принципу "разделяй и властвуй"), монопольных государственных СМИ, "огосударствленной" экономики (можно вспомнить использование государственных промышленных ресурсов России - Газпром, в периоды "газовых" конфликтов России с Украиной, Беларусью, психоз, раздутый в СМИ России в ситуации перемещения "Бронзового Солдата" в Таллине, военной агрессии в Грузию, давление на Молдову путем запрета на импорт молдавских вин - орган государства российского, Главный Санитарный Врач Онищенко Г.Г. как орудие регулируемой ксенофобии и т.д.). И наоборот, толерантность, как осознанная потребность возникает в горизонтальном обществе, в обществе разных национальных, социальных групп, которые активно сотрудничают по горизонтали между собой для решения общих проблем и вынуждены "притираться"(процесс знакомства, гармонизации моральных императивов) друг к другу для бесконфликтного сотрудничества. Когда общество нарабатывет практику решения общих проблем, то возникает чувство взаимной благодарности, уважения, доверия, и затем этнические различия становятся не преградой а ценностным предметом уникальности, самобытности, культурного богатства.