Oct 04, 2015 14:01
Довольно интересно, почему слово paganus - "язычник, языческий" - происходит от pagus, округ, и имеет также значение "сельский". Неудивительно, ведь христианство распространялось в первую очередь по городам. Конечно, в сельской местности с ее более рассеянной по земле аудиторией, притом где все друг друга знают, новое учение распространялось хуже, медленнее, а условий для формирования общин и совместных молитв было меньше.
И в наше время в России так же: после десятилетий "мерзости запустения" религиозная жизнь теплится в первую очередь в городах (хотя свой отпечаток накладывает и депопуляция на селе).
***
Заболел в ночь с пн. на вт. простудой. До вечера вторника это был фарингит; во вторник к нему прибавился катаральный ринит (в обоих случаях каждому страданию хочется дать эпитет acutissima). В ночь со вторника на среду - лихорадка 38.6, далее улучшение после жаропонижающего и с вечера того дня до утра четверга - лихорадка 38, отступившая после парацетамола, но сопровождавшаяся болью в глазах и тошнотой. Далее - кашель и постепенное улучшение.
Так вот, в ночь 30.09/1.10 подумалось, что вот так же, вероятно, и придет смерть. Более того, моя нынешняя болезнь - весьма умеренного свойства, и та, которая приведет за собой страшную гостью, будет много тяжелей. Даже при таких скромных симптомах было мне очень дурно: я не мог ни спать, ни думать о чем-либо, ни молиться. Я мог бы позвать матушку из другой комнаты, но решил не тревожить ее сна; полагаю, что если бы я - более в угоду инфантильному эгоизму, нежели по действительной нужде - позвал бы ее, меня ее присутствие мало утешило бы. И так же, наверное, и на смертном одре: кто бы ни был рядом, а все равно умирать придется наедине с самим собой. Печально. Зато понятно, почему в богослужении так настойчиво возносятся прошения о смерти безболезненной. И понятно, почему готовым к смерти надо быть загодя. А еще мое состояние мне напомнило разного рода "хронические пытки" наподобие жаркой камеры: какая великая стойкость нужна, чтобы не сдаться.
заметки