Мысли о народном просвещении

Feb 09, 2010 21:38

На мой взгляд, принятая ныне в нашей стране система среднего образования является в высшей мере неэффективной. Она требует больших бюджетных ассигнований, отнимает массу сил у учеников и учителей, при этом не давая детям того, что потребуется им в будущем. Основная ошибка педагогической системы заключается в том, что она подходит к совершенно разным по способностям людям с одинаковыми методами. Между тем уже один только интеллект, как известно, отнюдь не у всех одинаков, не говоря уже о более специфических задатках. В результате малоспособных детей пытаются научить тому, что они усвоить не могут физически и никогда не применят в своей жизни, даже заучив. Способности же детей талантливых остаются зачастую не использованными в полной мере.
Мне кажется, что с самых ранних лет, с момента поступления в школу, следует оценивать возможности ребенка по самому простому критерию - IQ. Соответственно показанным результатам детей следует распределять в школы разного уровня: посредственностям давать более легкий материал, растягивая его на больший срок, а упор делать на привитие важнейших трудовых навыков. При этом обучение может быть начато в более позднем возрасте, нежели у высокоодаренных, и продолжаться меньшее время. Соответственно, умные дети должны заниматься по более сложной программе. Важно выделить несколько градаций, давая по мере увеличения IQ более сложный и обильный материал. При этом, дабы права детей не ущемлялись, следует предусмотреть возможность перехода успешных в учебе детей в классы с более глубоким обучением.
Помимо вышесказанного, необходима более дифференциация - по склонностям, предпочтениям и т.п.: один любит химию, другой - начинающий литератор и так далее. В настоящее время целенаправленной работы по такому отбору не ведется, в поле зрения педагогов попадают только те юные гении, что смогли ярко проявить свой талант. Учащиеся же "просто" умные, или в силу превратностей судьбы не получившие возможности развить свои способности, не поддерживаются в должной мере государством. Важно, чтобы учреждения просвещения, подобно златоискателю, терпеливо искали в горах песка золотые крупицы, а не ограничивались подбиранием самородков, лежащих на поверхности. Следует не только добиваться гармоничного развития личности ребенка, но и всемерно развивать его таланты: не пытаться выращивать хлопок в России, а картофель - в Средней Азии.

мысли

Previous post Next post
Up