Началось... ч.8

Oct 09, 2012 07:09

Оригинал взят у tatiana_gubina в Началось... ч.8

Начало здесь

Предыдущая часть 7  здесь

Время шло, май подходил к концу, приближался выпускной в четвертом классе моей девочки. Сам по себе выпускной волновал меня мало - ну, съездим за сто верст, посидим часик в классе, послушаем хоровое пение, получим свидетельство об окончании начальной школы, и вернемся восвояси. Но для того, чтобы не возвращаться туда еще раз, нужно будет забрать школьные документы. А чтобы забрать школьные документы, нужно привезти бумажку о том, что ребенок зачислен в другую школу. Значит, нужно было идти и зачислять ее в школу.

Вопрос со школой был не так прост. Еще два месяца назад, когда и опека, и бывший приемный папа толковали мне о том, что «ребенок учиться не может», я не исключала, что вопрос со школой придется решать как-то нестандартно. В коррекционную школу я ребенка не хотела отдавать ни при каких обстоятельствах. Вот  не хотела, и все. А потянет ли она обычную школу? Сможет ли заниматься той же физикой? Ее годовые оценки за прошлые годы не поднимались выше троек по основным предметам. Поэтому я упорно искала  альтернативные варианты, вдруг с обычной школой действительно не сложится…

Мне пришла в голову мысль, которая поначалу показалась отличным решением всех проблем. Спортивная школа! Девочка моя довольно часто заговаривала о том, что она хорошо бегает, и называла физкультуру своим любимым предметом. «Я с восьмиклассниками бегала, - говорила она, - и первая прибежала! И мне все кричали - давай, давай!»  Неужели она действительно может обогнать восьмиклассника? «Пусть идет себе спортом занимается, - думала я, - большого ума для этого не надо, и если она будет ставить рекорды, так и к математике с литературой особых претензий не будет…»  Я навела справки, и обнаружила спортивную школу неподалеку от нас. Вот и чудненько, вот и славненько, пусть ходит туда, и бегает, или прыгает, или диск пусть метает… Сила есть - ума не надо, даже в таких оплотах науки, как Оксфорды-Кембриджи, не говоря уж о Гарвардах-Йелях, к спортсменам всегда относились с понятным снисхождением…

- Говоришь, бегать любишь? - спросила я ее как-то.

- Очень люблю! Я прям вот бегать могу… все время могу бегать!


Я вспомнила приемного сына своих знакомых, который в свои четырнадцать лет сильно обиделся на весь мир за то, что его отказались взять в секцию футбола. «Да что тебе там делать, - убеждал его приемный папа, - там же ребята с детства бегают, они ж как кони, они на этом поле футбольном живут, для них бежать - как для тебя в кресле сидеть… А у тебя вон дыхалка через полчаса заканчивается…»

«Неужели моя девочка действительно может бегать «все время»? - думала я, - может, у нее такой талант природный? И ведь не тренировалась никогда…» Настроение у меня от этих мыслей поднималось. Ведь если у нее действительно такие редкие способности к спорту, то вопрос с дальнейшим обучением вообще не стоит. В смысле, этот вопрос тогда плавно перемещался в область спортивных достижений, соревнований, сборов, рекордов… Мысль моя неслась как надутый парус, и я с трудом заставила себя спуститься с небес на землю.

- Ну а если реально. Вот ты бежишь, бежишь… Когда ты уставать начинаешь?

- Что значит уставать?

У меня екнуло сердце. Неужели это природный феномен, «человек-который-никогда-не устает»? Неужели мне повезло, и передо мной -  самородок, талант, будущая гордость страны? Мне не терпелось проверить все это на деле. К сожалению, шли дожди, и выйти побегать нам никак не удавалось. Да и пока руки дошли - спортивные штаны купить, майки-кроссовки. Наконец погода установилась, дорожки подсохли, и в один из солнечных деньков мы втроем отправились бегать. Младшая, как только вышла за ворота, припустилась вперед сразу же, крикнув на ходу что-то вроде «мамочка-не-волнуйся-я-далеко-убегать-не-буууу…»

Старшая шла рядом со мной, и явно не торопилась показывать, на что она способна. «Ну давай, - подбодрила я ее, - можно уже бежать, тут дорожка хоть и не спортивная, но вполне подходящая!» Она посмотрела на меня, и пробормотала, что она подождет. «Чего подождешь-то?» «Ну, эта… когда туда придем…» «Куда - туда?» «Ну, на этот… ну, откуда бегают…?» «Откуда бегают-то?» «Ну, на старт…» У меня было ощущение, что бежать ей совсем не хочется, и что вся затея ей совсем не нравится. «Ладно, - подумала я, - будет тебе старт».

Наконец мы пришли в уголок парка, в котором гаревая дорожка шла овалом, образуя что-то вроде небольшого подобия стадиона.  Младшая за это время успела раза два-три отбежать в глубину парка  и вернуться назад , она запыхалась, щеки горели, и ей явно хотелось поскорее приступить к «соревнованиям». Старшая все больше поникала, выражение ее лица становилось все более удрученным и кислым. Обозначив условный старт, я объявила им правила «забега». Поскольку секундомера у меня с собой не было, я предложила им бежать «кто быстрее». Договорились, что пробегут они в общей сложности четыре круга, что, по моим оценкам, составляло где-то метров двести. «На старт, внимание, марш!». Старшая сорвалась с места, как пуля, и действительно очень быстро побежала вперед. Младшая отставала. Тем не менее, уже в начале третьего круга ситуация изменилась - Младшая обогнала Старшую, и стала уверенно опережать. Старшая же с каждым следующим шагом как будто «сдувалась» - бег резко замедлился, голова опустилась, она бежала очевидно нехотя. На финиш Младшая пришла первой.

- Ты устала? - спросила я Старшенькую.

- Нет.

Она действительно не устала. Дыхание у нее было ровное. На всякий случай я проверила ее пульс. Без секундомера посчитать было нельзя, но сердце явно билось ровно, пульс быстрым не был.

- А чего ж ты отстала?

- Она меня толкнула! -сказала Старшая, показывая на Младшую и кривя губу.

- Неправда! - закричала Младшая, и я знала, что это действительно неправда, потому что всю дорогу внимательно наблюдала за девочками.

- Ну вот она когда мимо меня пробегала, она так вот рукой махнула, и я так вот покачнулась…

Я злилась. То, что мои мечты об «олимпийских рекордах» вмиг рассыпались в пыль, стало уже очевидным. Но это ладно, бог с ними, с рекордами. Хуже было все остальное - моя детка явно не умела и не любила бегать, она «сдулась» на полпути, и еще - она уверенно приписала свою неудачу не себе, а «товарищу», легко нашла «виноватого». От всего этого становилось грустно и как-то… безнадежно.

Потом они побежали еще, и на этот раз Старшая обогнала Младшую. Немножко совсем обогнала, и я была рада, потому что уж очень «пораженческой» была вся эта ситуация, уж очень явно Старшая оказывалась в аутсайдерах… Во время третьего забега Старшая на полпути перешла на шаг.

- Что случилось?

- Да мне что-то надоело…

- Понимаешь, детка, дело надо доделать. Давай-ка ты соберешься и добежишь до конца.

- А сколько еще бежать?

- Всего - четыре круга. Сколько-то ты уже пробежала…

- Так мне что, четыре круга еще бежать? - спросила она уныло, и ее глаза начали краснеть и наполняться слезами.

Я испытывала двойственные чувства. С одной стороны, весь ее облик вызывал жалость - бедный ребенок, заставляют ее бегать ни с того, ни с сего, а она не хочет… Вон, того гляди, расплачется… С другой стороны, ведь не я же придумала этот бег! Была почти уверена, что мой ребенок сейчас покажет мне, на что она способна, в самом лучшем смысле! Радовалась, что нашли мы ту область, где она блеснет. Ан нет, опять то же самое - не хочу, не буду, не получается, все бросить недоделанным, незаконченным…

Под конец нашей «спортивной прогулки» Младшая предложила пробежать еще раз. Когда четыре круга закончились, Младшая на бегу крикнула - «а давай еще кружок», и припустилась дальше. Старшая села на скамейку.

- А ты чего?

- А я… - она сидела ссутулившись, смотрела в землю, - я не хочу…

- Давай, чего ты?

- У меня ножка болит.

Вот так и сказала - «ножка». Плаксиво так сказала, с подвыванием. Сиротинушка, простигосподи, безноженька…

- Где болит-то?

Она потыкала пальцем куда-то вниз:

- Вон там вон…

- Так. Покажи точно, где болит!

Мало ли… Может, на ходу нога подвернулась, а я не заметила. Может, оступилась где. Она мазнула рукой где-то в области голени, спереди:

- Вот тут болит!

Место было явно не травмоопасное. Там, впереди, кость. То есть, если по этому месту, например, ударить, то оно будет болеть, причем сильно. Но ведь никаких ударов не было…

- А чего это она у тебя тут болит?

- От бега, - сказала моя девочка, и посмотрела на меня с явным вызовом.

- Понимаешь, детка, от бега нога здесь болеть не может.

- А у меня болит!

- Если ты хотя бы немножко знаешь анатомию… - начала я, краем глаза наблюдая за ней… - то ты должна понимать, что от бега нога может болеть только в двух местах.

Разумеется. она не знала анатомию ни «немножко», ни хоть сколько-то. Она даже слова такого не знала. Я объяснила ей, что от бега может заболеть либо лодыжка - это если человек подвернул ногу, либо мышцы голени, но мышцы начинают болеть только спустя некоторое время, чаще - на следующий день. И, как правило, на обеих ногах сразу.

- А у меня вот тут болит!

- Покажи еще раз, где.

Она показала другое место.

- Ну ладно. Может, действительно ты себе что-то повредила…

На ее лице мелькнуло удовлетворение.

- Тогда надо ехать в травмпункт. Пойдем домой, переоденемся, и поедем в больницу.

- А что в больнице будет?

- Ну, если травма серьезная, тебе наложат гипс, полежишь там, в больнице, пару недель. А может, пару месяцев.

- Вообще-то, у меня не очень уже болит.

В это время подбежала Младшая с криком:

- Мама, а можно мы теперь просто погуляем?

Старшая рванулась было с лавочки.

- Нельзя, - сказала я, - нам надо срочно ехать в больницу, тут  вот спортивная травма у нас.

- У меня уже не болит ничего, - сказала Старшая, - вот совсем-совсем ничего, ни капельки.

- Тогда пробегите еще дистанцию, чтобы я убедилась, что все нормально, а потом уже гулять пойдете.

Они встали на старт, и пробежали четыре круга. Старшая всю дистанцию пробежала ровно. Никаких признаков травмы не было.

Пока они гуляли, я размышляла о разных вещах. Во-первых, о том, что моя Старшенькая в свои одиннадцать лет вполне уверенно умеет манипулировать словом «болит». Я ведь не первый раз от нее это слово слышала. «Мне вообще-то нельзя много заниматься, а то у меня головка заболит, - сказала она мне как-то, когда мы только начинали с ней осваивать школьные премудрости и восполнять пробелы в ее обучении, - даже папа мне часто отменял уроки, чтобы головка не заболела!» Помнится, в том момент мне очень остро хотелось ответить известной армейской мудростью про то, что «голова - это кость, а кость болеть не может», но я сдержалась.

На самом деле, что сказать в ответ на "болящую головку"? Которая, причем, еще не болит, но может заболеть в любой подходящий момент. И ведь не проверишь! А вдруг на самом деле? И если ребенок с уверенностью настаивает на своей «болезни», то какой родитель, да и не только родитель, устоит? Всегда будет глодать червь сомнения… В чужой организм не залезешь, чужие чувства не почувствуешь… Потому так легко и дается эта манипуляция, с болезнями, что никогда не знаешь наверняка. Тогда, помнится, я ей сказала, что, мол, ничего страшного, поболит да пройдет.  Голова, бывает, у всех болит, и никто еще от этого не умирал. В случае чего, таблетку дам, пообещала я ей. На том  наш разговор тогда и закончился. Теперь вот - «ножка». Ну да ладно, разберемся…

Еще я размышляла о том, что бегает она плохо. Плечи во время бега она сильно напрягала, а руками делала странные загребающие движения. Поясница тоже была напряжена, ноги еле отрывались от земли, колено не поднималось, и от этого шаги были мелкими, семенящими. Понятно, что при такой манере бега она мешала самой себе, и уставала очень быстро, и уж никак не могла «обогнать восьмиклассника».

«Надо будет попросить мужа, чтобы он с ней побегал», - подумала я.  Муж мой в свое время занимался легкой атлетикой, и на заре нашей семейной жизни даже пытался научить меня бегать правильно. Его тренерская активность, помнится, быстро себя исчерпала, но я успела получить представление о том, как это должно быть, и даже научилась пробегать три-четыре стадиона, правильно поднимая бедро и не виляя плечами. «Может, если с ней позаниматься, так она действительно будет рекорды ставить? - думала я, - может, все дело в технике бега?»

Конечно, мне было понятно, что дело вовсе не в «технике бега». Я пыталась понять, что же стоит за всем этим? Парализующий страх неудачи? Обычная человеческая лень? Привычка не напрягаться? Действительно, получалось, что каждую ситуацию, в которой надо было хоть немного напрячься, сделать усилие, потрудиться она встречала явным, откровенным неудовольствием, слезами, злостью. И каждый раз пыталась тем или иным способом «отвертеться», не сделать, улизнуть, бросить… «Как же она жить-то будет, - думала я, - с такими установками только до ближайшей канавы…»

Как бы там ни было, с мыслью о спортивной школе нужно было проститься сразу и навсегда. Ну, по крайней мере, на этот учебный год - точно. А я ведь так «повелась» на ее разговоры о рекордах в беге, так купилась на уверенные, хвастливые рассказы о «беге без усталости», что чуть ли не готова была вести ее прямиком в спортшколу и требовать, чтобы моего чудо-ребенка немедленно туда записали!

Я представила, как мы туда приходим, и я сообщаю преподавателям, что привела к ним будущую надежду школы, района, а может быть, и страны. «Ну, девочка, покажи нам, на что ты способна!» - говорит тренер, потирая руки. Кто ж от самородка откажется! Девочка кривит лицо, пускает слезу, и сообщает, что у нее «болит ножка». «Спасибо, что зашли, - говорит мне преподавательский состав,  - выход направо!» Жуткая картина…

Вопрос с обучением моей девочки оставался открытым…

Продолжение

Previous post Next post
Up