Отчего связанные «Золотой маской» главные фигуры воронежского театра обречены следовать «европейским тенденциям».
Жур
нал называется «Театр». Номер 17-й оказался тематическим. На обложке в жовто-блакитных тонах крупно написано: «Украинский театр от Союза до Майдана». Открыв журнал «Театр», я просто был ошеломлен. В июле - начале августа, как мы помним, шли самые кровопролитные бои под Донецком и Луганском, бесчинства боевых отрядов «Правого сектора» потрясали, кажется, даже мертвых, а тут главный редактор журнала Марина Давыдова хладнокровно так нам объясняет, что она хочет разобраться в том, что в украинском театре и в украинском протесте есть «эстетического», для чего и назвала свою статью «Майдан: эстетика протеста».
Садо-мазо игра с государством
В статье «Майдан: эстетика протеста» главный редактор Марина Давыдова утверждает: «…национальные особенности той или иной культуры мне, как театроведу, становятся все менее и менее интересны. Я не верю, что в современном искусстве они что-то по большому счету определяют. В каких-то его низовьях, наверное, да, а в верховьях уже нет…» Но тогда, спрашивается, зачем же выпускать тематический номер с названием «Украинский театр», то есть посвящать журнал национальному театру и Майдану? Надо было бы так и назвать: «Космополитический Майдан и мировой опыт фашизма в киевской индивидуальной упаковке».
Национальному театру говорится «нет», сами себя они определили в верховье культуры - и, судя по цитате, нет говорится именно русскому театру. Может быть, я ошибаюсь, но в журнале «Театр» русского театра как культурного феномена я вообще не нашел.
Позволю себе процитировать картину «другой Украины», увиденную и описанную глазами Давыдовой: «Я оказалась там, когда Янукович уже бежал... Лозунги революции запросто соседствовали с развешанными буквально на каждом углу цитатами из Ветхого и Нового Заветов… У Майдана с самого начала было кроме политического еще и эстетическое измерение. Таково главное его отличие и его оправдание...»
В стране майданной «христиании», говорите, кровь лилась? Да вы просто какие-то обскуранты! Причем тут кровь, когда так красиво горели беркутовцы и так артистично громили здания правосеки?!
Марина Давыдова является, помимо своего главного редакторства, многолетним членом жюри главного театрального фестиваля страны «Золотая маска» (заметим, что непосредственное отношение к ней имеют главные фигуры воронежского театра - Эдуард Бояков, Михаил Бычков и Владимир Петров. - ред.), бюджет которого, видимо, измеряется в нескольких десятках миллионов. Специалисты говорят, что номер журнала стоит меньше миллиона, но с учетом того, что критики привыкли к хорошим гонорарам - наверное, полтора миллиона тратится на один номер. Союз театральных деятелей является, пожалуй, единственной общественной и творческой организацией, находящейся в привилегированном положении все минувшие десятилетия (тощие для других творческих объединений). СТД получает серьезное финансирование от Министерства культуры - где-то от 130 до 150 млн рублей в год!
В том же самом журнале «Театр» (№16, 2014), посвященном теме «Театр. Секс. Гендер», Марина Давыдова так конкретизировала свое обращение к теме: «Идея номера была в значительной степени порождена гомофобной истерией, которая стала вдруг нагнетаться в нашем обществе без видимых на то оснований, если, конечно, не считать основанием естественную потребность любого авторитарного режима в поиске врага».
Они плюют на государство, а оно им снова дает деньги! Они снова плюют - оно снова дает! Прямо какая-то садо-мазо игра получается с государством в лице российского Минкульта…
В интервью «Россия станет культурной провинцией» Марина Давыдова так отвечает на вопрос, в чем, на ваш взгляд, проявляется цензура: «Начали разрабатываться так называемые основы государственной политики в области культуры. А здесь ведь просто длинный, витиеватый эвфемизм слова «цензура»!.. Все комично.…» «Европеизацию нашего искусства, в частности - театрального, наша власть пережить не в состоянии», - бросает вызов «колесико и винтик» театральной машины Марина Давыдова властям России.
По сути, ментальный Майдан всячески пропагандируется на российских просторах уже давно. Чем, например, концепция «горизонтального театра» фестиваля «Золотая маска» противоречит изложенным Давыдовой взглядам на майданную эстетику? Да ничем, если честно. «Горизонтальный театр, - читаем, - театр, отрицающий мир с традиционной системой координат, где есть четкое разделение на добро и зло, прекрасное и безобразное, дьявольское и божественное…» Можно смело предположить, что майданно-воодушевленный критик Давыдова влияет и на афиши некоторых (желающих быть модными и скандальными) российских театральных фестивалей.
Майданный театр в России
Так, например, о Платоновском воронежском фестивале 2014 года можно было прочитать следующее: директор фестиваля и худрук Камерного театра Михаил Бычков попросил журналистов быть максимально внимательными и аккуратными в освещении событий. «Меня беспокоит, - говорит он, - творческий уровень анализа фестиваля и театрального процесса в целом. Поэтому дирекция за свой счет решила устроить семинар «Как понимать современный театр», который должен пройти с января по июнь. Вести его будет известный московский критик Марина Давыдова. Планируется сформировать группу из 15 человек, которые будут принимать участие в общении с Давыдовой и учебных мероприятиях. Кроме того, Давыдова войдет в совет по присуждению Платоновской премии». А вот реакция местной критики на такое столичное обучение: «Предпремьерный показ удивительным образом совпал с визитом в Воронеж главного редактора столичного журнала «Театр» Марины Давыдовой. Она выступала на семинаре «Как понимать современный театр» и вкратце знакомила нашу дремучую пишущую братию, почему-то не посещающую Авиньонский фестиваль и Wiener Festwochen, с не всегда удобными и приятными европейскими тенденциями». Но она же и научила неудобные тенденции «понимать».
Но вот почему-то упрямая русская провинция совсем не готова принимать «эстетику Майдана» и идеологию «европейского театра».
В 2013 году произошел грандиозный скандал на том же Платоновском воронежском фестивале: Эстонский театр №099 (Таллин) привез в Россию на фестиваль «Педагогическую поэму» по мотивам произведений Антона Макаренко и Константина Станиславского.
Прежде чем рассажу о спектакле, дам слово директору Платоновского фестиваля Михаилу Бычкову, который так (после скандала) говорил об эстонском спектакле: «Мне спектакль кажется интересным и достойным программы современного фестиваля искусств. Но у нас в Воронеже сохранились чудаки, которые думают, что эстонцы должны играть в России на русском. А еще люди не должны быть ханжами. Сцена - зеркало, которое отражает то, что происходит вокруг нас… Единственная моя ошибка в том, что перед показом таких спектаклей воронежцам не было разъяснено, что мат и все в том же роде - типичные для современного искусства вещи». В официальном комментарии дирекции Платоновского фестиваля сказано: «Художественные достоинства таллинской постановки несомненны, ее пафос глубоко гуманистичен».
А теперь слово неевропейским воронежцам: «Текст пьесы напоминал в переводе словарные конструкции из учебника для первого класса. «Мойте пол», «смейтесь», «дайте сигарету», «почему ты смеялся?», «не верю»…
Вот здесь не выдержал и ушел из зала первый зритель. Молча, скромно, стыдясь, что ему - в его родном доме - на голову вывалили ведро дерьма. Им была женщина, настоящая и чистая русская женщина, которая уже угадала, что будет дальше.
Сказать, что актеры не ведали, что творят, нельзя. Они ведали. Они внимательно следили за реакцией зрителей. Пройдет или не пройдет та или иная пошлость? Задрать маечку по грудь или можно совсем снять? А может - и штаны снять и так по сцене покататься, имитируя стоны и экстаз? Как, даже такое русский пипл схавает? Ну, тогда…
Несомненным творческим шедевром стала двухминутная пламенная истерика на эстонском нецензурном. Русские субтитры были идентичны, так что Станиславский поверил бы сразу...
А чтобы темный русский зритель хоть чуть-чуть прикоснулся к европейской культуре и повысил свою духовность, один вдохновенный актер снял штаны совсем. И трусы снял, тоже совсем. И всем показал свой талант! А чтобы и его коллеги талант почувствовали, он с талантом наперевес стал за ними гоняться и одного таки догнал, повалил…»
Подпись - Дмитрий Чугунов, доктор филологических наук, профессор Воронежского госуниверситета, очевидец.
Браво, профессор Чугунов!
К сожалению, майданный театр - не только тот, что привозят в Россию, но и тот, что экспертами а ля Давыдова пропагандируется и поддерживается внутри России. Изучите вопрос о лауреатах «Золотой маски» - вы непременно найдете все то, что перечислил профессор в том или ином масочном триумфаторе или выдвиженце.
Автор: Егор Овчинников