Выступление Е. Мазепина на Круглом столе ГосДумы "Правовые средства ограничения абортов"

Jun 01, 2013 11:26


Жизнь возникает вне государственных велений и институтов. Она дается человеку Богом, но никогда - государством или властью. Последние обязаны лишь признавать, уважать и всемерно защищать эту ценность, которая доминирует над всеми другими. Как отмечал Н. Н. Алексеев, "юридическая норма не обладает способностью производить на свет живые существа". Государство, закрепляя в Конституции субъективное право любого человека на жизнь, лишь вкладывает в него определенный смысл, выражающийся в его юридическом значении. Право на жизнь не означает саму жизнь, это субъективное правомочие, имеющее формально-атрибутивное оформление. Поэтому следует различать право на жизнь и саму жизнь.
Мы предлагаем поэтапное ограничение абортной деятельности в РФ:

1-й этап Законодательное закрепление нормы о прерывании беременности при одновременном согласии обоих супругов.
В соответствии со ст. 31 Семейного кодекса РФ, вопросы материнства, отцовства и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно, исходя из принципа равенства супругов. Вопреки семейному законодательству, законодательство об охране здоровья вводит иной принцип (ст. 56 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). Вопрос о материнстве, точнее о прерывании беременности, предоставляется решать женщине самостоятельно, полностью игнорируя мнение отца ребенка и лишая его законных прав, что недопустимо.
На первом этапе необходимо часть 1 ст. 56 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" изложить в следующей редакции: «Вопросы о материнстве решаются по взаимному согласию супругов, состоящих в браке, а женщиной, не состоящей в браке - самостоятельно. Искусственное прерывание беременности проводится при наличии информированного добровольного согласия обоих супругов, либо согласия женщины, не состоящей в браке».

2-й этап Коллизия норм законодательства об охране здоровья граждан и законодательства о свободе совести как основание для ограничения абортной деятельности

В соответствии со ст. 28 Конституции РФ каждому человеку гарантируется свобода совести, включая право свободно иметь религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Эти конституционные права человека полностью игнорируются при законодательном регулировании деятельности врачей-гинекологов.
Искусственное прерывание беременности рассматривается всеми основными религиями мира как убийство человека. Нравственная недопустимость производства аборта отражена в клятве Гиппократа - общепринятом документе, определяющем нравственный закон медицины, и обязательном для врачей многих столетий. С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека начинается с момента зачатия, то есть с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток.
Вместе с тем, направление на аборт и производство аборта является трудовой обязанностью врачей-гинекологов государственных учреждений здравоохранения - женских консультаций, родильных домов и др., и эта обязанность должна осуществляться независимо и вопреки личным убеждениям врача под угрозой увольнения и невозможности дальнейшего трудоустройства по избранной специальности. Это означает, что обучение и работа по специальностям акушерство и гинекология становится невозможной для людей, чьи убеждения не позволяют производить аборт по нравственным, религиозным, научным и иным убеждениям. Такие люди не получают возможности в полной мере реализовать свое конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, свободно выбирать род деятельности и профессию (ст. 37 Конституции).
Статья 17 Конституции РФ устанавливает, что основные права и свободы человека принадлежат каждому от рождения. Это означает, что неродившемуся ребенку не принадлежит, например, право на жизнь. Однако эта норма Конституции, равно как и другие, вовсе не отменяет иные нормативные регуляторы общественной жизни (мораль, нравственность) и никого не обязывает убивать ребенка, пусть даже не имеющего основных прав человека демократического общества.
Для соблюдения и защиты прав врача в обществе законодательство об охране здоровья граждан должно предусматривать возможность отказа врача от направления на аборт, от производства аборта и от назначения пациенту средств контрацепции, имеющих абортивный характер действия. Такое положение вполне согласуется с принципами международного права, закрепленными, в частности, в Декларации Осло о медицинских абортах, принятой 24ой Всемирной Медицинской Ассамблеей (Норвегия, август 1970, дополненной 35ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983). Если государство предоставляет женщине право (неконституционное) прерывать беременность по своему усмотрению, то реализация этого права не должна осуществляться путем ущемления и нарушения конституционных прав и свобод человека.

3-й этап Изъятие из программы обязательного медицинского страхования услуг по искусственному прерыванию беременности.

Прерывание беременности по желанию женщины и по социальным показаниям, равно как деятельность по планированию семьи в целом, не является собственно мерой, направленной на охрану здоровья (под планированием семьи подразумевается способность индивидуумов и пар предвидеть и достигать желаемого числа детей, а также интервала между родами, достигаемое с помощью контрацепции. Рабочее определение используемое Специальной Программой Исследований Репродукции человека и Отделения Здоровья семьи). Эта деятельность может быть названа медицинской лишь по необходимости медицинского вмешательства. По своему содержанию и целям деятельность по планированию семьи направлена на решение задач в области демографии, и не относится к охране, сохранению и укреплению здоровья граждан (в смысле ст. 41 Конституции РФ). В силу этого, деятельность по планированию семьи, в частности, по искусственному прерыванию беременности, не является реализацией конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь, а потому представляется совершенно необоснованным предоставление в рамках программ обязательного медицинского страхования услуг по искусственному прерыванию беременности.
Услуги по искусственному прерыванию беременности (не по мед. показаниям), в отличие от остальных медицинских услуг, не имеют своей целью охрану, сохранение и укрепление здоровья женщины. Напротив, они направлены на прерывание (нарушение) естественных физиологических процессов здорового организма, связаны с причинением вреда здоровью женщине, нередко влекущего смертельный исход (Концепция охраны репродуктивного здоровья населения России на период 2000-2004 года, принятая 11 апреля 2000 года совместным решением Коллегии Минздрава РФ, Минтруда РФ и Минобразования РФ).
Вполне логично было бы передать деятельность по производству аборта и планированию семьи особым учреждениям (абортариям), услуги которых не подпадали бы под программы обязательного медицинского страхования, и которые бы несли ответственность перед государством и пациентами за вред здоровью, причиненный в результате этой деятельности.
В соответствии со ст. 38 Конституции, материнство находится под защитой государства. Для охраны и защиты материнства вполне допустимо и даже необходимо использование бюджетных средств всех уровней и средств ФФОМС. Однако в настоящее время государство фактически взяло под свою защиту отказ от материнства. Доля выделяемых бюджетных и иных средств на отказ от материнства (аборты, планирование семьи, лечение осложнений после аборта и приема контрацепции и т.п.) значительно превышает средства, выделяемые для социальной помощи беременным и лицам, имеющим детей.

4-й этап Полное законодательное запрещение (криминализация) прерывания беременности по социальным показателям либо по желанию.

Согласно данным биологии, жизнь человека начинается с момента слияния мембран половых клеток его родителей. Он является человеком - индивидуальным и неповторимым - на каждом этапе внутриутробного развития, уже имея в зачаточной форме все свойства взрослой личности. Поэтому не существует принципиальной разницы между убийством еще не рожденного и убийством уже рожденного человека.
Согласно данным медицины (в частности, результатам ультразвуковых исследований и внутриутробных оптических съемок), абортируемый ребенок испытывает такие же страдания, как и взрослый человек, которого убивают пытками.
С позиции философской антропологии человек есть личность, то есть существо, наделенное разумом, чувствами и свободной волей, существо, способное сознательно осуществлять свое бытие, “владеть собой” и определять свое свободное отношение к себе и ко всему иному. Поэтому он обладает несравненным достоинством и неприкасаемыми, нерушимыми правами.
Личность так радикально отличается от всего безличностного бытия, что невозможно, чтобы что-то стало личностью, что не было ею с самого начала. Таким образом, если взрослый актуализованный человек есть личность, то он есть личность с самого начала, то есть - с момента зачатия, и уже с этого момента ему присуще специфическое личностное достоинство и неприкасаемые основные права - точно такие, которые принадлежат взрослому человеку. Именно поэтому личность имеет неприкасаемое право на жизнь - с начала своего существования и до его естественного (биологического) завершения.
С точки зрения теории права легальное осуществление абортов является узаконенным отрицанием права на жизнь - первого и основоположного из всех основных и неотчуждаемых прав человека; сужением гарантированного Конституцией “права каждого человека на жизнь”. Поэтому аборт следует приравнять к преступлению человекоубийства - со всеми последствиями в виде наказаний, предусмотренных Уголовным Кодексом, в который следует внести соответствующие изменения.
Примечательно, что неродившегося ребенка наследственное право считает субъектом наследственных правоотношений - Статья 1116 ГК РФ «К наследованию могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства».
При этом отказывая ему в праве на жизнь, что парадоксально!

детство, аборт, дети

Previous post Next post
Up