Министерство экономического развития объявило долгожданный конкурс между печатными изданиями на определение официальной площадки публикаций сообщений о банкротстве. Об этом «Известиям» сообщили в министерстве. Желающих поучаствовать в отборе (это будет первый конкурс, ранее был проведен один аукцион) будет немало. Как заявили в издательском доме «Коммерсантъ», который в настоящий момент публикует сведения от банкротов, годовой доход от объявлений составляет порядка $12 млн.
Конкурс среди СМИ нужно провести согласно принятому в 2002 году закону о банкротстве. Некоторое время, до проведения официальной процедуры отбора, публикацией сведений о несостоятельности занималась «Российская газета», пока правительство в 2007 году не определилось с новым вестником. Из трех претендентов - «Вестник государственной регистрации», «Российская газета» и «Коммерсантъ» - был выбран первый: он предложил 49 рублей за 1 кв. см объявления. Но без скандала не обошлось: выяснилось, что тираж и география распространения «Вестника» не соответствуют требованиям. «Российская газета» предлагала самую высокую цену (134 рубля за 1 см), а позже безуспешно пыталась оспорить результаты конкурса в арбитраже. «Коммерсантъ» с офертой в 118 рублей за 1 см взял контракт в 2008 году. В августе 2012-го договор истек, и Минэкономразвития разрешило «Коммерсанту» печатать объявления до проведения нового конкурса. Компания Алишера Усманова предлагала Росреестру (подведомственен Минэкономразвития) продлить действие контракта, но тот отказался.
Как пояснили «Известиям» в Минэкономразвития, новый конкурс решено было провести, чтобы выиграло то издание, которое сможет предложить лучшие условия, в том числе и по цене. Значимость ценового критерия составит 55%; баллы за еженедельный тираж будут менее весомы - 30%; используемая площадь - 15%.
В конкурсной документации есть и другие требования к участникам. Так, у подрядчика не должно быть каких-либо долгов перед бюджетом, превышающих 25% стоимости активов, а деятельность издания не должна быть омрачена приостановками, а также наказаниями руководителя «за административные правонарушения в области информации». Требуемый еженедельный тираж издания - не менее 30 тыс. экземпляров, распространение на территории всех субъектов РФ. Если вскроется, что в каком-то регионе издание не распространяется, договор будет расторгнут до истечения четырех лет, на которые он заключается. Кроме того, претендент должен был закончить предыдущий год с прибылью: Минэкономразвития не заключит контракт с убыточной фирмой.
В «Коммерсанте» вызывает недовольство то, что конкурсанты соревнуются не только по цене, но и по ряду других критериев. Условия отбора там называют «странными и непонятными».
- В прошлый раз процедура была довольно простой: по сути дела, это был аукцион на понижение цены, и выиграл тот, кто, удовлетворяя условия отбора, предложил минимальную цену. Всё прозрачно и ясно. В новой конкурсной документации говорится о введении баллов за отдельные показатели участника отбора, что является в чистом виде отражением процедуры ФЗ-94 [закон о госзакупках], и с нашей точки зрения она не должна быть здесь применена, - заявил «Известиям» гендиректор ИД «Коммерсантъ» Павел Филенков.
По его мнению, если бы победитель определялся только по предложенной цене, это было бы справедливо. Вероятно, издательский дом попросит изменить некоторые условия конкурса, отметил Филенков.
- В данном случае может теоретически победить юрлицо, которое предлагает не наименьшую цену, а может быть, даже и наибольшую, но за счет баллов по другим показателям выиграет конкурс. В результате проиграют те же арбитражные управляющие, - пояснил Филенков позицию «Коммерсанта». По его словам, бизнес приносит холдингу порядка $12 млн в год.
Минэкономразвития называет максимальную цену за публикацию для потенциальных участников конкурса - это 175 рублей за 1 кв. см. Сейчас 1 кв. см объявления банкрота обходится арбитражным управляющим в 159 рублей, говорится на сайте «Коммерсанта» (тарифы с 2008 года индексировались). Арбитражные управляющие платят за публикации из конкурсной массы, и эта статья затрат порой достигает половины от того, что удается выручить в ходе продажи имущества должника. Выручка ЗАО «Коммерсантъ. Издательский Дом» в 2011 году составила 2,5 млрд рублей, значит, порядка 15% из них составили «доходы от несостоятельности» - во многом благодаря им чистая прибыль холдинга достигла 104 млн рублей. Бизнес очень рентабельный: составлением объемного субботнего выпуска о банкротствах занимается не больше десятка человек, от которых не требуется много творческой работы, говорят источники, близкие к компании.
Филенков расходы на это направление раскрывать отказался. Он подтвердил, что «Коммерсантъ» поучаствует в конкурсе, но нового ценника за квадратный сантиметр не назвал. В издании не исключают, что поборются и за звание официальной электронной площадки - сейчас все электронные сообщения о банкротстве должны появляться и в печати, и в интернете. Речь о портале fedresurs.ru, созданном информационным агентством «Интерфакс»: за каждое сообщение взимается 640 рублей вне зависимости от объема - получается в разы дешевле, чем на бумаге.
В Минэкономразвития сообщили, что конкурс между электронными ресурсами, скорее всего, проведут уже до конца 2012 года. Однако директор по проектам ЗАО «Интерфакс» Алексей Юхнин считает, что с организационной точки зрения это едва ли возможно.
- Вряд ли целесообразно совмещать конкурс на печатное издание и электронный ресурс. После 18 декабря (тогда будет объявлен победитель по печати сведений о банкротах. - «Известия»), если выиграет не «Коммерсантъ», начнется процесс передачи права публикации, и если одновременно проводить аналогичный конкурс на оператора интернет-ресурса, высок риск того, что начнется бардак, - говорит он.
Кроме того, отмечает Юхнин, с 1 января 2013 года вводится единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц, и оператор реестров по банкротству и по существенным фактам будет один. Однако введение новой системы всегда сопряжено с рисками нестабильности системы, в связи с чем устраивать конкурс до февраля-марта нецелесообразно, считает Юхнин. Тем не менее и эта площадка могла бы быть привлекательна для потенциальных конкурсантов: по словам Юхнина, ежемесячно на fedresurs.ru публикуется в среднем 4,6-4,8 тыс. объявлений, что дает годовую выручку на уровне 35-37 млн рублей.
http://izvestia.ru